Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2009 в 01:05, Не определен
Мировой опыт и проблемы использования в Республике Беларусь
1.5.
Особенности приватизации
в
наименее развитых странах
Существенной спецификой отличается процесс приватизации в государствах низшего эшелона «третьего мира». Как почти повсеместно в развивающемся мире государственный сектор не отличается здесь высокими показателями эффективности и рентабельности. Неудивительно поэтому, что программы по рационализации и приватизации госпредприятий получили в наименее развитых странах широкое распространение.
В середине 80-х годов на госсектор все еще приходилось около 1/4 капиталовложений в основные фонды и почти 1/3 занятости в современном секторе экономики.
Очевидная вплоть до начала 90-х годов неспособность обеспечить рационализацию хозяйственной политики, в том числе избавиться от неэффективных участков хозяйственной деятельности, объясняется самой природой государства в Африке. В послеколониальную эпоху в силу включенности африканских, как и других наименее развитых, государств в глобальную систему мирового общения здесь через механизм так называемого «демонстрационного эффекта»2 произошло заимствование не каких-то отдельных элементов, а целой модели экономического развития.
Политика, строившаяся зачастую без учета объективных возможностей страны, не оправдала себя, и акцент был перенесен в стратегии развития на сельское хозяйство. Между тем приватизация и либерализация аграрного сектора в наименее развитых странах сталкиваются с серьезными проблемами. Рассмотрим этот процесс более детально на примере Мали.
Известно, что с момента завоевания независимости в 1960 году Мали избрала достаточно радикальную экономическую стратегию. В сельском хозяйстве было организовано значительное число государственных ферм, производственных кооперативов, торгово-закупочных организаций. В 1964 году была создана монопольная структура по торговле зерном, приоритетной целью которой стало удовлетворение потребностей городских жителей, а также армии и государственных служащих. Государство установило строго фиксированные закупочные и розничные цены на основной продукт питания — рис. При этом у производителей, явно не заинтересованных в продаже продукции монопольной торгово-закупочной структуре, урожай закупался в принудительном порядке.
С некоторыми изменениями подобная система просуществовала до 1981 —1982 годов.
К этому времени в силу ряда факторов возможности этой системы оказались исчерпанными. Важнейшими из причин, обусловивших необходимость смены экономического курса, стали бурный рост населения, неблагоприятные на протяжении ряда лет климатические условия, ошибочная экономическая политика, которая, мягко говоря, не стимулировала наращивание производства, но в то же время в силу гарантированного обеспечения городских жителей потребительским минимумом по фиксированным ценам способствовала массовой миграции из сельской местности в город.
Под давлением ухудшающейся экономической ситуации и не без нажима кредиторов в 1981 году Мали приступила к приватизации и либерализации деятельности производственных и сбытовых структур в аграрном секторе.
Стержнем
программы постепенной
Как и следовало ожидать, реакция и торговли, и производства на приватизацию и либерализацию оказалась далекой от ожидаемой. Это связано с тем, что ценовая эластичность производства зерна в Мали невысокая, и слабо развита кредитно-финансовая система. Опыт Мали, как и других наименее развитых стран, показывает, что решающее влияние на рост сельскохозяйственного производства оказывают природно-климатические условия (состояние почв и особенно погода), уровень технической оснащенности (транспортные средства, семенной фонд, химические удобрения и т. д.), а также интенсивность государственной поддержки производителей путем оказания им технической и информационной помощи. Не меньшую роль играют такие факторы, как обеспеченность рабочей силой, доступность кредита, возможность постоянной финансовой подпитки хозяйства доходами, получаемыми от занятия другими видами деятельности.
Другой
«внешнеэкономической»
Наконец, следует иметь в виду, что традиционные неоклассические рецепты опираются на так называемого «экономического человека»3. Между тем имеется немало фактов, ставящих это предположение под сомнение. Так, в англоязычной Африке типичный крестьянин занят всего четыре — шесть часов на протяжении 140—160 дней в году. Распространены случаи, когда крестьяне, обеспечив свои насущные минимальные потребности, могут оставить урожай в поле.
Таким образом, очевидно, что для активизации производства в наименее развитых странах необходимо прибегнуть к таким хорошо известным из мирового опыта рычагам, как аграрная реформа, целевая строго селективная поддержка наиболее жизнеспособной части производителей в увязке с отраслевыми приоритетами и в русле общей стратегии развития страны, а также должна быть преодолена или хотя бы существенно смягчена зависимость аграрного производства от природных стихийных факторов и создана институциональная среда, способная реагировать на рыночные сигналы.
Реформирование
отношений собственности в
Второй этап начался с 1993 года после принятия закона “О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь” и ряда других нормативных актов. В 2002 г. началась новая веха белорусской приватизации – акционирование крупных промышленных комплексов. Реформировано 578 объектов коммунальной собственности, в том числе приватизировано 105 объектов и отчуждено 473. Только в концерне "Белнефтехим" в открытые акционерные общества преобразовано 19 объектов, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия - 29, в Министерстве промышленности - 25, в Министерстве архитектуры и строительства - 7.
За период с 1991 по 2003 год в республике реформировано 3898 объектов государственной собственности. Из общего числа реформированных государственных предприятий 45,8% преобразованы в открытые акционерные общества, 18,6% – выкуплены коллективами работников, 10,6% – проданы по конкурсу и 25 % – на аукционах. Наиболее динамично реформирование осуществлялось в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (свыше 75% предприятий, подлежащих реформированию по отраслям). В агропромышленном комплексе преобразовано 56% подлежащих реформированию предприятий.
В 2003 году реформировано 215 объектов государственной собственности, в том числе: 57 объектов республиканской и 158 - коммунальной собственности. Из них в промышленности - 31; в строительстве – 17; в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании – 74; перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство –79.
За 10 месяцев 2005 года, сообщает пресс-служба Минэкономики РБ, реформировано 14 объектов, в том числе: 3 объекта республиканской и 11 - коммунальной собственности.
С 1991 года по 1 ноября 2005 года в республике реформировано 4069 объектов госсобственности, в том числе 1065 объектов республиканской и 3004 - коммунальной собственности, сообщили в Министерстве. За этот же период реформировано 211 крупных предприятий с численностью работающих свыше 1000 человек, из них 179 - республиканской собственности. На реформированных предприятиях занято свыше 954 тысяч человек.
Законодательством предусматривается многообразие подходов к реформированию государственной собственности. Иностранные инвесторы обладают равными правами с белорусскими юридическими и физическими лицами.
Продолжается
совершенствование нормативно-
На законодательном уровне цели и принципы разгосударствления и приватизации были сформулированы еще в 1991 г. в "Основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР".
Предполагалось с 1991 г. начать решать следующие задачи:
Государственной программой разгосударствления и приватизации, принятой Верховным Советом Республики Беларусь в июне 1993 г., было продекларировано, что приватизации подлежит 2/3 стоимости основных фондов предприятий и организаций, при этом 50 % приватизируемого имущества государственных предприятий передается гражданам Республики Беларусь безвозмездно.
В 1993 г. надлежало приватизировать около 10 %, а в 1994 г. - около 20 % стоимости основных фондов, подлежащих приватизации, т.е. только за 1993-1994 гг. 30 % госимущества подлежало приватизации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Государственную программу в июле 1996 г., необходимо было:
Анализ исполнения вышеуказанных документов приводит к неутешительным выводам. Спустя 8 лет от начала приватизации, 6 лет после принятия законов о приватизации и Государственной программы, разгосударствлено всего около 26% предприятий. При этом фактически состоялась лишь передача от государства физическим и юридическим лицам функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация, то есть приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, осуществлена в значительно меньших объемах.
Объем разгосударствления и приватизации относительно общего количества государственных предприятий характеризуется следующим образом:
Таблица 1.
|