Интеграция России в мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Интеграция России в мировую экономику - одна из главных целей новой России, декларированных при принятии акта о суверенитете в 1990 году. Многие в то время искренне верили, что, покончив с КПСС и централизованным планированием, расставшись с союзными республиками, россияне через три-четыре года будут жить так же, как западные европейцы.

Файлы: 1 файл

интеграция России в мировое хозяйство.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Топливно-сырьевые товары преобладают в российском экспорте не потому, что у нас  есть какие-то конкурентные преимущества по сравнению с производителями  в других странах. Издержки добычи, а главное, транспортная составляющая в издержках у нас по многим видам сырья выше среднемировых. Да и основная часть населения живет в местах, где минеральных ресурсов нет и зарабатывать на жизнь надо в перерабатывающих отраслях, в сфере услуг или в сельском хозяйстве. Тем не менее экспортировать сырье выгоднее, чем обрабатывающую продукцию. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимы громадные вложения в перерабатывающие отрасли, и потому Россия еще долго будет зависеть от экспорта сырья. Но если экономический рост продолжится, возможность такого экспорта сократится, а потребность в импорте (особенно технологий) увеличится. Тупиковый характер нынешней структуры российского экспорта не оставляет иного выбора, кроме как его ускоренная диверсификация и поиск новых - в том числе технологических - ниш на мировом рынке. 

В новом веке нашей стране предстоит устранить  деформации ее внешнеэкономических  связей, найти себе место в глобальной экономике, используя сильные стороны  своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала. 

Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное  предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет прежде всего зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках в конечном счете будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики. 

Отечественный бизнес, естественно, заинтересован в том, чтобы при дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство его интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только устойчивая и эффективная политическая власть. Как показал мировой опыт, за последние полвека успешные и продолжительные периоды развития были свойственны странам с сильными правительствами. 

Сейчас России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует помочь стать на ноги тем  предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые потенциально способны выдерживать конкуренцию. Я, конечно же, не имею в виду возведение непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать "выбраковке" неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг. 

Концептуально в таком подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования собственных ресурсов и привлечения иностранного капитала многократно увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду. Сложность заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание открытости и протекционизма. Здесь нужно анализировать ситуацию в отдельных отраслях и регионах, показатели конкурентоспособности отечественной продукции. 

Что же касается общих принципов стратегии интеграции, то прежде всего следует избавиться от иллюзий, будто можно кардинально изменить положение России на мировых рынках с помощью каких-то чудодейственных средств. Это длительный процесс, который даже при благоприятном стечении обстоятельств займет не одно десятилетие. Необдуманное форсирование реформ, непросчитанность их последствий, абстрактная либерализация могут лишь ухудшить внешнеэкономическое положение страны. Предпочтительнее, не теряя из виду долговременной цели, проводить политику "малых шагов" и при этом избегать как чрезмерного регулирования внешнеэкономических связей, так и ускоренной либерализации. 

Анализ мировых  тенденций приводит к выводу, что  с точки зрения будущей долговременной международной специализации России оптимальными могли бы стать высокотехнологичные отрасли и сельское хозяйство. Для поддержания занятости и жизненного уровня в большинстве регионов России необходимо быстро развивать пищевую и легкую промышленность, хотя последняя и не особенно конкурентоспособна. 

Особое место  в долговременной стратегии интегрирования принадлежит транспорту. В стране с такой протяженностью, как Россия, он влияет на развитие основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, на их конкурентоспособность, мобильность рабочей силы, формирование общенационального рынка. Соответственно проблемы адаптации транспорта к новым условиям интегрирования ставят вопрос о разработке полноценной всеобъемлющей транспортной политики, включающей в себя реализацию трансконтинентальных проектов[15]. Начинать же, видимо, следует с повышения качества предоставляемых транспортных услуг, сохранности грузов, соблюдения сроков доставки и т. д. 

Первым шагом  в новой стратегии интегрирования в мировые рынки должны стать  оздоровление общего климата во внешнеэкономических  связях страны, их "прозрачность", устранение злоупотреблений и прямого криминала. Это улучшило бы имидж России в глазах мировой экономической элиты. Решение такой задачи требует эффективного контроля за ценовой политикой экспортеров энергоносителей и металлов, достижения "прозрачности" всей их деятельности, тарифной политики и финансовых потоков, противодействия занижению экспортных цен российскими предприятиями, восстановления государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставления с издержками и ценами конкурентов, внедрения международных правил и кодексов поведения в деятельность отраслевых союзов и профессиональных ассоциаций. 

Один из ключевых вопросов интегрирования в мировое  хозяйство - организация сбора и  анализ статистической и иной информации о состоянии российских рынков по отдельным товарам и услугам, а также ситуации на мировых товарных рынках, в странах-партнерах. Эти данные должны быть в полном объеме доступны не только правительству, но и предприятиям и общественности, причем на максимально льготных условиях. Только на основе такой информации правительство сможет заранее готовиться к отражению потенциальных угроз и вовремя принимать адекватные решения, а отдельные предприятия - лучше понимать, как следует отстаивать свои интересы на мировых рынках. 

Мы стоим перед  выбором нового стратегического  направления интеграции в мировое  хозяйство. Никто за Россию такую  стратегию не придумает: ни МВФ, ни администрация  американского президента, ни Европейский  союз. Своего рода пробным камнем будущей интеграции станет предстоящее вступление России в ВТО. В условиях глобализации у нашей страны нет альтернативы этому шагу. Для нашей внешней политики он, на мой взгляд, важнее грядущего развертывания американской НПРО или новой фазы расширения НАТО. Однако проблемы, связанные со вступлением в ВТО, до сих пор не стали предметом широкого и открытого обсуждения, как не началась и подготовка федеральных структур, регионов, отраслей и предприятий к участию в работе этой организации. Тут кроется серьезная опасность. Повторить ошибки "шоковой терапии" Россия не имеет права. 

Примечания [1] 

После 1917 года и  в условиях автаркии Советский Союз оставался частью мировой экономики, но своеобразной частью, отделенной от остального мира не только монополией внешней торговли, но и непроницаемой преградой для нормальных человеческих отношений. Даже во времена экономической блокады первых лет советской власти сохранялась внешняя торговля: продавали за рубеж золото, бриллианты, шедевры Эрмитажа. В начале 30-х годов каждый третий станок, продаваемый на мировом рынке, поступал в СССР. Индустриализация требовала передовых технических знаний, и потому тысячи советских специалистов прошли обучение в Америке и Германии. Сотни западных инженеров работали консультантами на новых советских заводах. Однако вплоть до середины 80-х и внешнеэкономические связи, и их участники находились под жестким контролем.

[2] 

Такая оценка дана, в частности, в фундаментальном  докладе "Исследование экономики  СССР", подготовленном летом 1990 года в Хьюстоне большой группой экспертов МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕБРР в соответствии с рекомендацией совещания руководителей стран "большой семерки".

[3]  

По данным, относящимся  к середине 1988 года, существовало около 3 тыс. дифференцированных валютных коэффициентов  в диапазоне от 0,2 до 6,6 руб. за доллар, причем их число продолжало расти (см.: Экономич. газ. 1988. #35. С. 21).

[4] 

Указом Президента РСФСР #213 "О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР" всем предприятиям, зарегистрированным на территории РФ, независимо от форм собственности и юридического статуса разрешалось вести внешнеэкономическую деятельность, в том числе и посредническую, без специальной регистрации. Ранее, 4 июля 1991 года, Верховный Совет принял сверхлиберальный Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР". По сравнению с действовавшим тогда указом президента СССР иностранным инвесторам предоставлялся широкий набор льгот и гарантий. Они получили право участвовать в приватизации российских предприятий, беспошлинно ввозить материалы и оборудование в качестве взноса в уставный капитал и для собственного производства, без лицензий экспортировать свою продукцию и импортировать необходимые для ее производства материалы. При этом валюта от экспорта полностью оставалась в их распоряжении. Гарантировался беспрепятственный перевод (после уплаты налогов) прибылей за границу, возможность их реинвестирования, свободно осуществлять расчеты в рублях и т. д. Понятно, что этот закон был в первую очередь направлен на противодействие союзному Центру, был демонстрацией намерений после прихода к власти. Когда это произошло, оказалось, что закон в российские реалии не вписывается. Осенью 1991 года правительство Ивана Силаева придало ему статус закона СНГ, он не сыграл никакой роли в привлечении иностранных инвестиций.

[5] 

Из-за участия  Дойса и его компании "Оман ойл" в Каспийском трубопроводном консорциуме западные банки несколько  лет отказывались кредитовать проект. Став премьер-министром, Черномырдин  еще долго держался за "Оман ойл" и противился устранению Дойса из проекта. В результате почти четыре года проект оставался на бумаге. Это тем более странно, что Дойс находился в "черных списках" союзного Министерства внешней торговли. "Джок ойл" не оплатила "Союзнефтеэкспорту" поставки трех млн т дизельного топлива. Суды между "Союзнефтеэкспортом" и "Джок ойл" продолжались вплоть до распада СССР, пока "Союзнефтеэкспорт" не был переподчинен Министерству топливной промышленности.

[6]  

Орешкин В.А. Внешнеэкономический  комплекс России - проблемы и перспективы развития. М.: ВНИКИ, 2000.

[7] 

Не случайно рабочая группа во главе с академиком Станиславом Шаталиным, созданная  совместным решением Горбачева и  Ельцина, разработав в целом довольно либеральную программу перехода к рынку, пришла к выводу о необходимости временно сохранить государственную монополию на "жизненно важные статьи экспорта (нефть, газ, золото, алмазы)".

[8] 

Фактически доля импорта в розничном товарообороте, по-видимому, еще больше, поскольку  значительная часть импорта потребительских  товаров (телевизоры, одежда, обувь) поступает в страну или как "серый" импорт (переоформление груза за взятку на меньшую пошлину), или вообще как контрабанда. По данным итальянской статистики, в 1999 году из Италии в Россию было вывезено более трех млн пар обуви, а по данным российской таможенной статистики, ввезено лишь 106 тысяч. За первое полугодие 2000-го соответствующие цифры 2,6 млн и 200 тысяч (Diritto ed Economia in Russia e nella CSI, inverno 2000-2001. P. 61).

[9] 

Борисов С.М. Валютные проблемы новой России. М.: ИМЭМО РАН, 2001. С. 87.

[10] 

Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.

[11] 

Внешнеэкономический бюллетень. 2001. #1. С. 50.

[12] 

Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве с  ЕС от 24 июня 1994 года предусматривает, в частности, либерализацию доступа капиталов из стран Европейского союза, предоставление западно-европейским компаниям и банкам национального режима во многих отраслях экономики независимо от доли участия в уставных капиталах.

Информация о работе Интеграция России в мировое хозяйство