Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2016 в 18:09, курсовая работа
На сегодняшний день термин «Голландская болезнь»(Эффект Гронингена) на слуху у каждого, кто хоть немного интересуется экономикой мира и в частности нашей страны, что она из себя представляет не знаем. А что такое «Голландская болезнь»? «Голландская болезнь» представляет собой негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате резкого развития в отдельном секторе экономики. Бум может быть вызван открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей.
Безусловно, у каждой
страны свои особенности
Мексика.
В конце 1970-х Мексика получила неожиданную прибыль сверх нормы от нефти. «Нефть - это то, что обеспечивает нашу независимость и компенсирует наши недостатки», - провозгласил тогда президент Хосе Лопес Портильо. По-видимому, надеясь, что цены на нефть будут всегда стабильный, правительство постепенно стало наращиваться государственный долг. Только в 1981 г. госдолг вырос в полтора раза, с $55 млрд до $80 млрд. В 1982 г. Цены стали падать, поэтому пришлось объявлять дефолт, девальвировать песо и национализировать банки, после этого президент, закончив свой срок, вынужден был покинуть страну, а следующему президенту пришлось проводить болезненные реформы по восстановлению.
Наиболее эффективный опыт борьбы с болезнью следует подсмотреть у Норвегии и Великобритании. Если сравнивать методы, проводимые в в этих странах, то можно выделить две модели изменения в структуре: 1) либеральную (Великобритания) и 2) опирающуюся на государственное регулирование (Норвегия).
В Норвегии внешнеэкономические изменения считаются неизменными и постоянными, а государственное урегулирование экономических вопросов воспринимается как попытка сократить негативные проявления от этих изменений. Результат этой политики - создание норвежского фонда, схожего с нашим стабилизационным фондом, использовать который запрещено на территории государства. Это действие было направлено на торможение инфляции.
А укрепление норвежской кроны,
которая укрепилась в
Британская же политика , наоборот, предполагает принимать активные меры по борьбе с падением конкурентоспособности национальных секторов промышленности и колебания курса национальной валюты. В основу ложатся два аспекта: во-первых, британское казначейство предприняло серьезные интервенции на валютный ,чтобы стабилизировать обменный курс фунта стерлингов. Нет необходимости создавать стабилизационный фонд. А, во-вторых, британская политика по поиску новых рынков сбыта для их отраслей с низкой конкурентоспособность имела успех.
Еще один важный для России опыт по борьбе с болезнью - опыт Нигерии.
В начале 1980-х закончился нефтяной бум в Нигерии и началось падение цен на «черное золото». Это стало сильным ударом по экономике, подхватившей «голландскую болезнь» (традиционные экспортные отрасли страны, такие как производство какао-бобов, на тот момент стали деградировать , обрабатывающая промышленность не развивалась, и 95% прибыли давала именно продажа сырой нефти). К тому же росла внутриполитическая напряженность: в северных районах страны шли религиозные бунты, провоцируемые исламскими экстремистами. А президента Шеху Шагари летом 1983 года ждали перевыборы. При избрании его на пост президента в 1979 от него ждали позитивных изменений, но никаких улучшений и изменений не было, а только страна оказалась в кризисе.
Но выход был найден. 17 января 1983 года министр внутренних дел Нигерии объявил, что все нелегальные мигранты без определенной профессии должны покинуть страну в течение двух недель. Квалифицированным работникам давалось полтора месяца на завершение дел. Это решения было связано с тем, что за время нефтяного бума с 1975-1980 гг. в страну прибыло большое количество (около двух миллионов) мигрантов ради возможности хорошо заработать, причем большинство были лица без профессионального образования, без подготовки и занимались они исключительно физическим трудом.
Но уже с самого начала проведения этой операции все указывало на то, что она провальна. В намеченный сроки невозможно было найти всех мигрантов и выгнать их из страны, поэтому сроки несколько раз переносились. Многие отрасли бизнеса , где были задействованы мигранты, на время прекращали свою деятельность. Политику правительства Нигерии критиковали из вне. Безработица среди нигерийцев не сократилась, экономика продолжила стагнировать.
Этот опыт не столь уникален, сколь поучителен, учитывая, что еще в 2013 году в России говорили об ужесточении миграционной политики и высылке мигрантов. С культурной стороны, это будет полезно для нашего общества, но с экономической точки зрения, мигранты- еще один потребитель и также рабочая сила. Так что если не будет мигрантов или их число сократиться, то произойдут изменения и в доходах государства, в отрицательную сторону.
Признаки «голландской болезни» в России стали проявляться уже в первые годы рыночных реформ. И об этом говорилось и предупреждалось уже давно. Первым, кто начал говорить об этом, был А.Брич. «Термин «голландская болезнь» некорректно использовать для анализа ситуации в российской экономике. Он был введен для того, чтобы описать влияние неожиданного открытия месторождений газа в Северном море на остальные, то есть не относящиеся к нефти и газу отрасли голландской промышленности…О существовании запасов нефти и газа в России известно издавна. Их эксплуатация позволяла в течение длительного времени финансировать и поддерживать советскую экономику. В настоящее время Россия гораздо больше страдает от наследия советской эпохи, чем от «вредной привычки» получать завышенные доходы от экспорта нефти и газа».
В «разгар» перестройки (1985-1988гг.) шло множество разговоров, что Советский союз переживает «застой», который выражался в том, что с середины 1970-х годов показатели экономического роста стали падать. Именно в этот период появляются разговоры об исчерпанности социализма, об уничтожении этой системы и возвращению к реформам Ельцина.
Первую половину 1970х годов советская экономика развивалась достаточно динамично и многие её отрасли давали видимые результаты. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78%. Так, в начале 1970-хгг было налажено массовое производство временных автомобилей «Жигули» (коэффициент эластичности по доходу—3,00). Но вместо того, чтобы строить новые автомобильные заводы, дороги и ремонтировать старые, расширять производство товаров длительного пользования, СССР, так как он являлся одним из мировых поставщиков нефти и газа (коэффициент эластичности по доходу меньше единицы, а значит менее устойчиво это направление к изменения по сравнению в автомобилестроением), решает увеличить производство в этих отраслях. Начинается увеличение импорта (причем даже тех товаров, в которых страна не нуждалась ,например, пшеницы) за счет продажи отечественного сырья.
Отсюда и берет начало заболевание наша экономика.
В 1980х правительство под руководством Горбачева, не разбираясь в источниках проблем, начинают проводить всевозможные реформы по устранению негативных явлений: политика «ускорения» за счет формирования и так разросшейся тяжелой промышленности, «антиалкогольная компания» и всевозможные кадровые обновления, что подрывает платежеспособность страны в целом. И не смотря на то, что все реформы проходили программой под названием «Перестройка»,они не отличались целостностью, последовательностью, что в итоге привело к разрушению прежней системы и окончательному распаду СССР.
В 1992 мы всходим на первую ступень на пути к развитию болезни, которая проявляется в разделении экономики на секторы. Вторая ступень - период с 1992 по 1998. Идет поэтапное снятие протекционистских барьеров, что позволило сворачивать деятельность обрабатывающей промышленности постепенно и привело к сокращению продукции промышленности на 56%, выпуск продукции машиностроения и металлообработки снизился на 64%; лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной – на 66%; производство стройматериалов – на 70%; выпуск легкой промышленности – на 89%; выпуск пищевой промышленности – на 47%. При этом выпуск продукции нефтедобывающей и газовой промышленности сократилось на 32% и 15% соответственно.
Только с 1998 года, после дефолта, идет ослабление влияния эффекта Гронингена на экономику, благодаря многократной девальвации рубля (сокращению золотого содержания), которая была вызвана падением цен на нефть и валютно-финансовым кризисом. И как утверждал Гайдар, именно дефолт отдалил момент «резкого и опасного укрепления реального курса рубля»
В 2005-2006 годах наблюдалось ухудшение качества экономического роста: сократился экспорт (33,0% - 2005 г., 25,0% - 2006 г., 11,5% - в первом полугодии 2007), вклад обрабатывающего сектора сократился на 16%. Одновременно с этим произошел рост валового внутреннего продукта (на 6-6,3%).
Рисунок 1. Динамика основных показателей, характеризующих внешнюю торговлю России в 1994-2007 гг.
При этом, исходя из данных таблицы, мы можем отметить, что основная доля российского экспорта товаров приходится на экспорт углеводородного сырья и продуктов его переработки. В результате, ВВП в долларовом выражении в 2007г. вырос относительно 1994 года в 4,7 раза, экспорт товаров – в 5,3 раза, то экспорт углеводородов – в 8,7 раза, получается его доля в общем товарном экспорте увеличилась с 37,4% в 1994 г. до 61,5% в 2007 г.
Отмечают, что увеличение доли углеводородов в экспорте товаров из России происходило не только из-за растущих мировых цен на энергоносители, но и за счет роста физических объемов поставок, в ущерб потребностям российской экономики в продукции нефтегазового комплекса. По данным ФСГС РФ, экспорт нефти с 1995 г. по 2007 г. вырос в 2,1 раза (со 122 миллионов тонн до 258 миллионов тонн), а добыча нефти и газового конденсата – всего в 1,6 раза (с 307 млн т до 491 млн т).
Отсюда получаем ,что экспортосырьевая направленность экономики за этот период только усилилась, к тому же это привело к существенному укреплению курса рубля. Даже не смотря на то, что в 1998-1999 годы девальвация рубля смягчила резкость этого процесса, к 2007 году индекс реального валютного курса доллара США к российскому рублю составил 34% относительно 1994 года, что означает относительное удорожание продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с продукцией их иностранных конкурентов. На лицо все признаки «голландской болезни».
Показатель |
Добыча |
Обработка |
Услуги |
Выпуск по счетам ВВП |
113,5 |
129,4 |
168,2 |
Выпуск (пром.) |
122,9 |
150,6 |
- |
Занятость |
88,6 |
71,6 |
102,7 |
Реальная заработная плата |
172,0 |
207,3 |
243,2 |
Производительность труда |
128,0 |
180,7 |
163,7 |
Таблица 1. Симптомы «голландской болезни» в экономике РФ (темпы роста по отдельным показателям в 2013 году к 2003 в %)
И мы видим, что на сегодня обрабатывающий сектор отстает от добычи и сферы услуг, к которой относят и торговлю ресурсами. Самое ощутимое развитие наблюдается в области услуг, а они обслуживают в большей степени сырьевых экспортеров, а не обрабатывающий сектор, который нуждается в квалифицированном труде рабочих.
По расчетам, нефтегазовый и связанные с ним секторы формируют примерно 70% доходов бюджета и 40% ВВП. И в первом полугодии 2013 рост промышленности был обеспечен именно добывающей промышленностью, при этом объем выпуска обрабатывающей остался неизменным. Ухудшалось положение и отсутствием каких-либо модернизаций.
После восстановительного подъема в 2010 году темпы роста обрабатывающей промышленности стали замедляться, и в 2013 году уменьшились примерно в 1,5 раза в сравнении с темпами роста сектора услуг. Можно заметить и то, в добывающий сектор выросло число трудовых ресурсов на 1,5% при снижении их в обрабатывающем секторе, то есть мы можем говорить о том, что эти ресурсы перетекают из обрабатывающей в добывающую сферу. А производительность труда в добывающей отрасли в том же году упала на 5%.
Многие возникшие проблемы связаны именно с ресурсно-сырьевым типом российской экономики, что является препятствием для экономического роста как производства, так и спроса.
Установленные высокие цены на нефть не помогут выйти из кризисной ситуации. А продолжающееся укрепление курса рубля и подверженные циклическим колебаниям бюджет страны не дают возможности преодолеть экономическую отсталость.