Человеческий капитал и НТП в моделях экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2016 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Содержание работы

Введение
1. Человеческий капитал в моделях экономического роста
2. Научно-технический прогресс в моделях экономического роста
3. Совершенствование
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ChK_i_NTP_v_modelyakh_ER_1.docx

— 126.26 Кб (Скачать файл)

- износ человеческого  капитала определяется как степенью  естественного износа человеческого  организма, так и степенью его  морального износа вследствие  устаревания знаний и изменения  ценности полученного образования;

- по мере накопления  человеческого капитала его доходность повышается до момента окончания активной трудовой деятельности, а потом резко снижается;

- характер и виды вложений  в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями  и традициями. Уровень образования  и выбор профессии детьми в  значительной степени зависят  от семейных традиций и уровня  образования их родителей;

- высокая степень риска  таких инвестиций – невозможность  в достаточной степени гарантировать  ожидаемый результат. [2]

Для оценки человеческого капитала используют два основных метода. Выделяют стоимостную и натуральную оценку человеческого капитала. На сегодняшний день в теории и практике наблюдается отрыв стоимостной оценки от натуральной.

Одним из наиболее простых стоимостных методов является измерение человеческого капитала в человеко-годах обучения: чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень его образования, тем большим человеческим капиталом он обладает. Однако данный метод многое не учитывает, например производительность труда, которая у людей, имеющих примерно одинаковое образование, может существенно различаться.

Человеческий капитал, оцененный в натуральном выражении, обычно называют трудовым потенциалом. Трудовой потенциал характеризуется совокупной способностью его трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поступательного развития экономики.

При оценке трудового потенциала необходима характеристика его количественной и качественной сторон. Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются такие показатели, как:

— численность промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных подразделений;

— количество рабочего времени, которое можно отработать при нормальном уровне интенсивного труда.

Качественная характеристика трудового потенциала направлена на оценку:

— физического и психологического потенциала работников предприятия (способность и склонность к труду — состояние здоровья, физическое развитие, выносливость и т.п.);

— объема общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровни, фундаментальность подготовки и т.п.);

— «качества» членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (ответственность, сознательная зрелость, интерес, сопричастность к экономической деятельности предприятия и т.п.).

Можно сказать о том, что чем выше трудовой потенциал предприятия, чем выше потенциальные возможности нанятой рабочей силы, тем более сложные задачи могут решаться коллективом. [1]

Вопрос о том, что является движущей силой экономического роста, волнует экономистов с момента возникновения экономической мысли. Адам Смит связывал рост экономики с разделением труда. Т. Мальтус разработал формальную модель процесса динамического роста, в которой каждая страна стремится к постоянному доходу на капитал. В соответствие с его моделью уровень смертности падает и рождаемость растет, когда доходы выше равновесного уровня. Действительность не подтвердила верность теории Мальтуса.

Обеспечение устойчивого экономического роста представляет собой одну из важнейших задач реальной экономической политики и экономической теории. В современных условиях эта проблема особенно актуальна.

Под экономическим ростом обычно понимается долгосрочная тенденция (тренд) развития ряда важнейших экономических показателей, таких как реальный выпуск (валовой внутренний продукт, ВВП) и реальный выпуск на душу населения. И хотя эти показатели не являются «измерителями» благосостояния, они весьма часто используются для сравнения уровня экономического развития и, косвенно, уровня жизни в различных странах.

В течение последних приблизительно двух столетий большинство экономик мира демонстрировали достаточно стабильный возрастающий тренд развития выпуска на душу населения; приблизительно с середины XIX века мировая экономика имеет средний темп роста примерно 3% в год. Это явление обычно обозначают термином современный экономический рост. И хотя мировая экономика в целом показывает стабильные темпы роста, экономический рост сильно варьируется в различных регионах мира. Например, во второй половине XX века темпы роста выпуска на душу населения колебались от 7-10% в Японии и в «азиатских тиграх» (Южная Корея, Гонконг, Сингапур и Тайвань) до 0% в некоторых отстающих в развитии странах Африки, Азии и Южной Америки (например, в Эфиопии, Бангладеш и Боливии). Благодаря высоким темпам роста за последние 50 лет Япония и Южная Корея смогли перейти из группы развивающихся стран в число развитых стран. С другой стороны, низкие темпы экономического роста в Аргентине после 1930 года послужили причиной значительного отставания этой страны, так что в итоге Аргентина стала единственным примером перехода страны из числа мировых лидеров по экономическому развитию в число развивающихся стран. Анализ эмпирических данных позволил ряду выдающихся экономистов (среди которых в первую очередь должны быть упомянуты Николас Калдор, Саймон Кузнец, Пол Ромери Роберт Лукас) обнаружить и сформулировать ряд так называемых стилизованных фактов современного экономического роста - ряд тенденций и закономерностей, типичных для современной экономической динамики, а также построить на их основе некоторые эндогенные модели экономического роста.

Количество стилизованных фактов постепенно (по мере накопления статистических данных и проведения их анализа) меняется, так что разными авторами зачастую указывается различное их число (рисунок 2). [3]


 





 


 


 


 

Рисунок 2 – Закономерности, относящиеся к числу важнейших современных стилизованных факторов современного экономического роста

В соответствии с подходом, где акцентируется важность более высокого образовательного уровня рабочей силы выделяются три направления в теории экономического роста: неокейнсианское, неоклассическое и историко-социологическое.

Для большинства западных авторов предметом исследования служит экономический рост не в широком, а в узком смысле, который разрабатывался представителями неокейнсианского и неоклассического направлений.

Первые неоклассические модели экономического роста появились на рубеже 1950-1960 гг., когда внимание к проблемам динамического равновесия ослабело и на первый план выдвинулась проблема достижения потенциально возможных темпов роста не столько за счёт неиспользованных мощностей, сколько путем внедрения новой техники, повышения производительности и улучшения организации производства.

Основоположниками неоклассических моделей роста являются Р. Солоу и Т. Сван, Дж. Мид и др., которые создали альтернативную модель роста. Они выступили против государственного вмешательства в экономику, чтобы дать возможность крупным фирмам в наибольшей степени использовать имеющиеся у них ресурсы для достижения потенциального роста в условиях рыночной конкуренции.

Один класс моделей основывается на том, что рост тем больше, чем больше запас человеческого капитала. Другие модели подчеркивают, что экономический рост движим сбережениями, инвестициями и их эффективностью. Третьи подчёркивают роль стабильности институциональной системы и эффективности государственной политики. Рассмотрим теоретические модели, в которых именно человеческий капитал является одной из главных компонент экономического роста.

Впервые человеческий капитал был включен в неоклассическую модель экономического роста в знаменитой (и теперь уже ставшей классической) работе Р. Лукаса. В его модели экономического роста человеческий капитал играет приблизительно ту же роль, что и научно-технологический прогресс.[6]

Сектор образования представляет собой элемент экономической системы, производящий человеческий капитал в соответствии с определенной производительностью (технический параметр), долей времени обучения от общего объема времени каждого индивидуума (а значит, и общества в целом) и средним уровнем имеющегося на данный момент человеческого капитала (внешний эффект) [1]:

                                       Y = bKa [(1-u) H]1-a he ,               (1)

H = h * L,

где b – параметр производительности сектора конечной продукции; 1-u – доля времени работы каждого индивидуума и, соответственно, общества в целом в секторе конечной продукции; h – внешний эффект от среднего уровня образования на производство конечной продукции; е – коэффициент эластичности конечного производства по среднему уровню человеческого капитала.

Согласно данной гипотезе, человеческий капитал увеличивается лишь благодаря опыту работы в конкретной производственной сфере. Если одна из стран имеет сравнительное преимущество в более передовом производстве, то, благодаря специализации и обучению, на практике она будет развивать это преимущество и в дальнейшем. Другая страна вынуждена специализироваться на производстве традиционного товара, что не позволяет в той же мере использовать внешние эффекты обучения. Этим объясняется не только увеличение технологического разрыва между участвующими во внешней торговле нациями, но и сохраняющийся диспаритет в темпах экономического роста.

 Это заметно сближает  модель Лукаса с известной моделью Х. Узавы, однако у данных моделей существуют и принципиальные отличия. Лукас впервые ввел в рассмотрение концепцию своеобразного «дуализма» человеческого капитала. Существенная черта его модели - явное выделение двух путей (каналов) влияния человеческого капитала на экономический рост. Эти два типа воздействия могут быть обозначены как внутренние (описывающие непосредственное повышение эффективности производства, связанное с ростом квалификации работников) и внешние эффекты (экстерналии). Внешние эффекты человеческого капитала характеризуются некоторым средним значением человеческого капитала в экономической системе в целом.

Эта концепция, а также некоторый механизм взаимодействия процессов накопления физического и человеческого капиталов были положены в основу построенной Лукасом эндогенной математической модели экономического роста с учетом эффекта накопления человеческого капитала. Механизм накопления человеческого капитала предполагает обучение с «отрывом от производства». Это обучение происходит в рамках своеобразного «образовательного сектора экономики» - именно там работники осуществляют накопление и развитие своего человеческого капитала. Модель Лукаса позволила, в частности, объяснить ряд эмпирических фактов, касающихся различий в темпах экономического роста.

В работе Лукаса, основанной на более ранней работе Узава, предполагается, что выпуск является функцией от запаса человеческого капитала. В долгосрочной перспективе рост возможен только в том случае, если человеческий капитал будет расти без ограничений. Такое соотношение делает модель Узава-Лукаса достаточно сложной для интерпретации в терминах переменных, которые наиболее часто используются исследователями для измерения достижений в образовании, например, количество лет обучения. Понятие человеческого капитала, используемое в  
данном контексте, скорее относится к общему запасу знаний, а не к навыкам, приобретаемым индивидами путём образования. Это несоответствие можно было бы обойти, предположив, что образование само по себе с течением времени даёт больший уровень отдачи для выпуска. Однако и этот довод не совсем интуитивен на уровне университетского образования. Допустим, по некоторым специальностям, таким как медицина или информационные технологии, знания, приобретаемые в университете, действительно сильно меняются во времени и обладают возрастающей отдачей, но существуют и специальности, требующие меньшей квалификации, для которых этот аргумент менее убедителен. [2]

Другой класс моделей больше внимания уделяет моделированию стимулов, которые могут быть у фирм, воплощающих новые идеи. Модели эндогенного роста, которые анализируют расходы на НИОКР, начались с работы Ромера. Основной результат таких моделей заключается в том, что рост в стационарном состоянии зависит от уровня человеческого капитала. Одним из основных предположений в этой работе является идея о том, что человеческий капитал - это важная компонента производства новых идей и инноваций. На основании этой модели можно показать, что существует пороговый уровень человеческого капитала, такой, что если его запас в стране ниже этого порога, то инновации не будут происходить. 

Акемоглу и Реддинг рассматривают, что происходит, если индивиды могут выбирать, инвестировать ли в свое образование, в то время как фирмы независимо выбирают свои инвестиции в НИОКР. При некоторых параметрах можно показать, как вследствие проблемы координации возникает устойчивое состояние, когда как уровень инноваций, так и качество рабочей силы низки. 

В других моделях экономического роста, посвященных исследованию вклада эндогенных факторов, - модель Юзавы-Лукаса и модель  
аккумулированного капитала (AK model), основанная на идее К. Эрроу об обучении на опыте, их авторы также обращают внимание на зависимость темпов долгосрочного экономического роста от эндогенных факторов, прежде всего от накопления человеческого и физического капитала. 

В неоклассических моделях экономического роста современного поколения осуществляется попытка ученых отразить новые тенденции и подходы в экономической науке. Установленная зависимость между расходами на образование, нормами накопления человеческого и физического капитала и темпами долгосрочного экономического роста позволяет сделать предположение о том, что в условиях современного производства долгосрочный экономический рост может носить эндогенный характер.

2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС  В МОДЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

Научно-техническая революция означает скачёк в развитии производительных сил общества, переход их качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Начало научно-технической революции принято относить к середине 50-х годов XX века. В этот период был сделан целый ряд фундаментальных открытий в естественных науках и осуществлено их производственное применение. Это время овладения энергией атома, создания первых ЭВМ и квантовых генераторов, выпуска серии полимерных и других искусственных материалов, выхода человека в космос.

Современная научно-техническая революция является сложным, многоплановым явлением. С известной долей условности можно выделить три ее важнейших составляющих, неразрывно связанных между собой.

Информация о работе Человеческий капитал и НТП в моделях экономического роста