Особенности экономического развития стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.

Файлы: 1 файл

История экономики(1-10).docx

— 218.31 Кб (Скачать файл)

В некоторых  случаях, чтобы разорить конкурентов, захватить их рынок, "Продамет" понижал цены. На Урале действовал другой синдикат по продаже железа — "Кровля". И везде, где сбывался уральский металл, рядом начиналась продажа аналогичного товара "Продамета", но на 5 коп. Дешевле. Металлы юга продавались на Урале на 20—25% дешевле, на месте их производства. Так "Продамет" постепенно теснил "Кровлю".

Были и другие синдикаты, подобные "Продамету", пример "Продуголь", который контролировал сбыт угля. Совет этого объединения франко-бельгийских угольщиков находился в Петербурге, а правление — в Париже.

Среди монополистических  объединений в России преобладали  синдикаты, но появились здесь и  монополии высшего типа».4 тресты и концерны. Такие объединения  возникали на хлопчатобумажной промышленности — промышленные корпорации Рябушинского, Второва и Стахеева.

Фирма Рябушинских, происходивших из крестьян калужской губернии, уже в конце XIX в. объединяла ряд хлопчатобумажных фабрик. В начале XX в. Рябушинские основали Московский банк, который и возглавил многочисленные предприятия группы. К основному ядру — объединению хлопчатобумажных фабрик — теперь они присоединили фирмы по заготовке хлопка в Средней Азии, заготовке и торговле льном, целлюлозно-бумажные и другие предприятия. В годы мировой войны в составе группы Рябушинских начало действовать общество "Русский Север", по освоению и разработке богатства Севера России, было создано крупное военное предприятие Московское военно-промышленное товарищество", построен автомобильный завод. Рябушинские начали вкладывать капиталы в металлургию Юга и нефть Кавказа.

Таким образом, капиталы Рябушинских, накопленные в хлопчатобумажной промышленности, накануне революции стали переливаться в тяжелую промышленность и освоение богатств Севера. В прессе того времени объединение Рябушинских называли "Концерном Московского банка". Но правильнее творить о финансовой группе, потому что именно так принято называть возглавляемую банком группу промышленных ком-маний.

Группа Второва  возникла накануне Первой мировой войны как объединение нескольких фирм по производству ситца. и годы войны в составе объединения был основан Московский промышленный банк, под руководством которого началась экспансия в другие отрасли — химическую, военную, металлургическую, цементную, вагоностроительную промышленность. I Банк овладел металлургической фирмой Юга, организовал три нарядных завода, завод "Электросталь", фабрику фотопринадлежностей, вагоностроительный завод, цементные предприятия, общества "Коксобензол" и "Русскокраска".

Таким образом, в последние десятилетия существования  дореволюционной России, в основном уже в годы, войны, на базе хлопчатобумажной промышленности сложились мощные финансово-промышленные корпорации. Накопив крупные капиталы в текстильной промышленности, предприниматели отрасли овладели банками, а затем устремили свои капиталы в тяжелую промышленность, в те отрасли, которые были слабо развиты в стране, — автомобильную, химическую, электротехническую. В сущности, в те годы в России определялся классический вариант индустриализации: капиталы, накопленные к легкой промышленности, начинали использоваться для развития тяжелой индустрии. И что особенно удивительно мощность этого устремления была такова, что оно активизировало несмотря на войну.

Рождение многоотраслевая  корпораций на базе именно хлопчатобумажной промышленность России было закономерным. В первой половине XIX в. это единственная крупная отрасль промышленности, развивавшая по-капиталистически, без крепостных рабочих и крепостничества

привилегий. Здесь  накапливались не только капиталы, опыт буржуазного хозяйствования. После  отмены крепостного права капиталисты  других отраслей еще только учились  хозяйствовать по-капиталистически. Капиталов не хватало, и был вызван приток иностранного капитала. Здесь  же и то, другое было в избытке.

И, исчерпав возможности  своей отрасли, лидеры хлопчатобумажной промышленности становились инициаторами дальнейшей индустриализации России.

Особое положение  сложилось в нефтяной промышленности. Тогда она была новой отраслью, появилась пока еще в некоторых  странах, и нефтяные монополии рождались  сразу в международных трестов, которые делили между собой мировые  рынки. Три такие монополии и  действовали в нефтяной промышленности России: англо-голландский трест "Ройял Дат Шелл", "Товарищество Нобель" с преобладанием немецких капиталов и "Русская генеральная нефтяная корпорация", действовали преимущественно англо-французские капитал

В результате действий топливных монополий в России; последние годы перед мировой  войной начался тог голод —  стало не хватать угля и нефти, и цены на них реально повысились. "Продуголь", чтобы повысить цены, ограничить добычу угля, старался создать дефицит топлива. Цены на уголь повысились на 60%.

Гораздо более  эффективно действовали в этом направлен нефтяные монополии, потому что они были не синдикатами, 4 трестами, да еще международными. Доля России в добыче нефти упала с 51% в 1901 г. до 16% в 1913 г., и Россия уже не лидировала по добыче нефти. Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке выросли в 3—4 раза. До начала нефтяного голода в России началось производство двигателей внутреннего сгорания, но из-за дороговизны нефтепродуктов оно стало сворачиваться.

Нефтяной голод  был одной из причин того, что  до революции в России не развернулось производство автомобилей и тракторов.

Принято говорить не только о топливном, но и о металлическом голоде в России того времени, как о результате действий синдиката "Продамет". Но факты это не подтверждают. Самые высокие темпы роста металлургии на Юге были в 1911—1913 гг., т. е. именно в период "металлического голода". Цены на металл в это время не росли, а снижались. Следовательно, о сокращении производства и вызванном этим сокращением голоде говорить не приходится.

В целом, однако, политика монополий приносила ущерб  хозяйству страны. Под давлением  общественного мнения в 1910 г. правительство  было вынуждено создать комиссию по ограничению монополий, т. е. по выработке  закона, подобного антитрестовскому" закону Шермана в США. Но оказалось, что эта комиссия в основном состояла из представителей тех же монополий, и существенные меры по ограничению монополий выработаны не были.

Дело в том, что монополии в России уже  начали оказывать давление на государство, подкупая правительственных чинов-пиков. Особенно тесные связи между государством и промышленной буржуазией наблюдались в военно-промышленном комплексе. Неудивительно: треть государственных расходов накануне мировой войны составляли военные расходы.

Когда Россия вступила в гонку вооружений перед войной, го оказалось, например, что весь руководящий состав военно-морского министерства одновременно занимал высокооплачиваемые должности в судостроительных компаниях. Чтобы получить заказ на строительство линкора, судостроительное общество "Руссуд" поручило разработку его проекта тем самым министерским инженерам, которые должны были его принимать. Казна от такого сотрудничества министерских деятелей с промышленными компаниями терпела огромные убытки: пушки, снаряды, линкоры, ружья обходились России вдвое дороже, чем другим государствам.

Банки и финансовые группы

Одновременно  с образованием промышленных монополистов в России происходил процесс концентрации банков и формирования финансовых групп. Следует отметить, что крупнейшие акционерные банки находились в зависимости от иностранного капитала: до 40% акций и более принадлежало иностранным банкам.

Накануне мировой  войны первое место среди акционеров банков занимал Русско-Азиатский  банк, который был связан с преимущественно  с французским капиталом. На втором месте стоял Международный коммерческий банк, который иногда называют Петербургским международным. Первоначально он находился под влиянием немецкого капитала, затем усилилась связь с французскими банками, и, лавируя между теми и другими, банк сохранял известную самостоятельность. Третье место занимал Азовско-Донской банк, крупнейшими акционерами которого были также французские и немецкие банки.

Но особенностью банковской системы в России было то, что во главе ее стоял Российский государственный банк. Он, был крупнейшим в мире, потому что его капитал  составляли не средства частных лиц  и предприятий, а государственный  золотой фонд и средства государственных  учреждений. Это была важная особенность  России того времени, потому что главные' банки других стран (Английский, Французский) тогда были, акционерными и не являлись собственностью государства. Государственный банк олицетворял мощь и значение государственного хозяйства в России. Он был эмиссионным, т. е. именно он выпускал бумажные деньги. Он мог эффективно контролировать акционерные банки, что нейтрализовало влияние иностранного капитала в этих банках.

К началу мировой  войны в России сложились и  финансовые группы, т. е. каждый крупный  банк (и даже не очень крупный) контролировал  промышленные фирмы и монополии. Выше мы уже отмечали, как возникли финансовые группы Рябушинского и Второва.

Глава Русско-Азиатского банка Путилов был одновременно председателем правления Путиловского завода, крупнейшего машиностроительного  и военного завода страны. Он возглавлял также Русскую генеральную нефтяную корпорацию, ряд угольных компаний. Общество военных заводов Барановского, Общество Лена-Гольдфильс, а всего занимал 25 директорских постов.

В состав группы Международного коммерческого банка  входили корпорации "Руссуд", "Коломна", "Сормово". Нет необходимости продолжать это перечисление. Практически каждая акционерная фирма России находилась в зависимости от одного или нескольких банков.

Аграрная  реформа Столыпина  и ее последствия

Революция 1905—1907 гг. стала толчком к дальнейшим буржуазным преобразованиям в России. Одним из важнейших актов этих преобразований стала аграрная реформа Столыпина. Этой реформой председатель Совета министров П. А. Столыпин стремился направить развитие сельского хозяйства по буржуазному, фермерскому пути. Для этого надо было разрушить крестьянскую общину, которая сковывала предприимчивость крестьян и тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Указ 9 ноября 1906 г., который стал в 1910 г. после принятия его Государственной Думой законом, разрешил крестьянам выходить из общины вместе с землей. Выделенные участки земли стали называть отрубами, а если крестьянин переносил туда свою усадьбу, — хуторами.

Как крестьяне  воспользовались разрешением выходить из общины? За 10 лет действия столыпинского указа, к 1916 г„ в европейской России вышли из общины и получили землю в собственность 2,5 млн. крестьянских хозяйств, т. е. менее четверти всех крестьян. Большинство не только не стремились выделяться, но даже защищали общину с оружием в руках.

Кто выходил? Крайние  полюса деревни — кулаки и беднота. Впрочем, не вся беднота. По расчетам В. И. Ленина, вместе кулаки и сельские пролетарии в конце XIX в. составляли 70% всего числа крестьянских дворов. Но вышли из общины, как уже сказано, менее 25%. Почему?

Русский крестьянин предпочитал иметь землю не в  собственности, а в виде общинного надела — ведь это была гарантированная земля, которую нельзя было потерять даже при самом безалаберном хозяйствовании. А пока есть земля, живет надежда снова купить лошадь и стать "справным" хозяином, не хуже других. Ведь бедные крестьяне совсем не рвались в ряды пролетариата, поэтому в ходе реформы за сохранение общины выступили не только середняки, но и большинство бедняков. Сильна была вера у русского крестьянина и в мудрость "мира", отражавшего вековые традиции стабильности.

Поэтому выходили из общины, очевидно, лишь те бедняки, которые практически перестали быть крестьянами, которые имели постоянный заработок на стороне. Они продавали полученную в собственность землю, чтобы укрепиться в новом, положении наемных рабочих. Кулаки скупали иногда по 20—40 таких участков, которые закон позволял объединять в одном месте, и создавали крупные фермерские хозяйства.

К тому же существенным дополнением столыпинского указа была помощь фермерам через Крестьянский банк. Во время революции, как известно, крестьяне жгли помещичьи усадьбы, и многие помещики разорились, и теперь увеличилась продажа помещичьих земель через этот банк. Конечно, банк, пользуясь своей монополией, старался, как и прежде, поддерживать высокие цены на землю, но теперь он помогал и покупателям-фермерам. Земля продавалась в кредит, в рассрочку, да еще предоставлялся кредит для организации хозяйства на этой земле.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Второй стороной Столыпинской реформы было переселение крестьян в Сибирь. Правительство вело пропаганду переселенчества, обеспечивало переселение, выделяя транспорт и проводя землеустроительные работы в районах Переселения.

Этой мерой  старались убить сразу трех зайцев. Во-первых, таким образом отправляли подальше наиболее активную, беспокойную часть крестьян. "Дальше едешь — тише будешь", — говорили помещики. Во-вторых, так решалась проблема крестьянского малоземелья. Уезжали в Сибирь именно те крестьяне, которые наиболее остро нуждались в земле, причем уезжая, они продавали землю соседям, так что и у тех становилось больше земли. В-третьих, крестьянская колонизация позволяла осваивать новые, ранее пустовавшие земли.

Информация о работе Особенности экономического развития стран Древнего Востока