Ярослав Мудрый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2009 в 20:09, Не определен

Описание работы

Работа по истории отечества

Файлы: 1 файл

ярослав мудрый.doc

— 2.33 Мб (Скачать файл)

Содержание 

1. Содержание…………………………………………………………стр. 1

2. Введение…………………………………………………………….стр. 2

3. Ярослав Владимирович Мудрый…………………………………..стр. 4

4. Святополк и Ярослав……………………………………………….стр. 6

5. Во главе державы…………………………………………………...стр. 7

6. Обустройство Русской церкви……………………………………..стр. 8

7. «Русская Правда»…………………………………………………...стр. 10

8. Ярослав градостроитель…………………………………………....стр.11

9. Завет Ярослава……………………………………………………...стр. 13

10. Заключение.......................................................................................стр. 17

11. Список литературы..........................................................................стр. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Основные  черты русской  истории к началу 11 века. 

      15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир 1 Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. У Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. Его старший сын от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын сына убитого им брата Ярополка.

      У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Но пока был жив Владимир, династические противоречия между его наследниками не проявлялись столь остро, хотя имелись уже некоторые признаки надвигавшейся драмы.

      Вместе  с Владимиром уходила в прошлое  целая эпоха – едва ли не поворотная -  в истории Древней Руси. И как всякая поворотная эпоха с уходом его вдохновителя и конструктора она обещала вылиться в новые тяжелейшие испытания и для династии, и для страны. Прошлое еще крепко держало настоящее и будущее Руси.

      Ко  времени смерти Владимира Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Владимир наследовал вместе с киевским столом, по меньшей мере, вековую и славную историю объединенного государства восточных славян. Четко определились внешние границы этого государства. К началу 11 века в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке - угро-финские и балтийские племена, на юге и юго-востоке – тюркские. Русь к этому времени уже была полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Сцепленные воедино государственной волей киевских князей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские и иноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетий существовали в составе единого государства, деля с ним историю, достижения, успехи и его неудачи.

      К началу 11 века четко обозначились границы  Руси: на севере земли Новгорода  вплотную подходили к владениям  карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтийских племен по среднему течению Немана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин – Берестье - Червен – Перемышль. «Червенкие города» отошли к Руси, а по ту сторону простирались Мазовия и Малая Польша с городами Люблиным и Сандомиром, далее граница шла по среднему течению Южного Буга, Днестра и Прута. На юге владения Руси упирались в оборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром в борьбе против печенегов.

      К началу 11 века Русь, стабилизировав свои границы с соседями обозначилась как единое восточнославянское государство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЯРОСЛАВ   ВЛАДИМИРОВИЧ   МУДРЫЙ

( Жизнь – ок. 988 – 1054 гг. Правление – 1017 – 1054гг. ) 

       Новгородский  князь Ярослав был третьим  сыном великого князя Владимира  Святого в браке с полоцкой княжной Рогнедой Рогволодовной. Ещё  в детстве Ярослав повредил ногу, охромел, и в последствии его  подразнивали «хромцом». Княжить по воле отца Ярослав начал в Ростове, потом сменил в Новгороде брата Вышеслава.

       К 1014 году относится  упоминание в  летописях о стремлении Ярослава отделиться от Киевского великого княжества. Можно предположить, что к этому  князя подталкивала местная знать, всегда отводившая Новгороду особое положение в составе русских земель и которая не была прочь ещё раз, после князя Олега, показать Киеву кто есть кто в этом государстве. Не последнюю роль сыграли и личные мотивы Ярослава. Он не мог не знать о кровавой расправе Владимира Святого со всем семейством полоцкого князя Рогволда, отца своей матери, насильно взятой Владимиром в жены, а потом изгнанной вместе с детьми из Киева. К тому же из трех тысяч гривен ежегодно собираемых в качестве дани две тысячи приходилось отправлять в Киев. С этого Ярослав и начал: и дань в великокняжескую казну, и церковная десятина в столицу отправлены не были. Владимир Святославович, понимая, что по хорошему Новгород в повиновение не привести, начал подготовку к походу на сына.

     Узнав об этом и не надеясь на силу только новгородского ополчения, Ярослав  отправился за помощью к варягам. Он был женат на дочери шведского  короля Олофа Ингигерде (в крещении Ирина, в монашестве Анна), и пригласить в помощь варяжские отряды не представляло для Ярослава особого труда. Варяги начали насиловать женщин в Новгороде, а заодно и грабить население. Горожане в долгу не остались и перебили многих своих обидчиков. Ярослав разгневался и наказал участников избиения варягов, пригласил их к себе якобы для примерения, но те были изрублены по приказу князя.

     Развитию конфликта помешала весть о смерти отца и претензиях Святополка на великое княжение. К этому времени оба старших брата Ярослава, Изяслав и Вышеслав, уже умерли и он остался старшим в великокняжеском роду. Святополк тоже был из рода Рюриковичей, но он не был родным сыном Владимира Святого и на киевский престол не имел даже формального права. Претендентами на великое княжение считались сводные братья Ярослава Борис и Глеб. Но пришло еще одно известие из Киева – об убийстве Бориса и Глеба Святополком. Ярославу ничего не оставалось как просить помощи у новгородцев и варягов для борьбы за Киев. Под началом Ярослава собралось около тысячи варягов и до сорока тысяч новгородцев. У новгородцев был резон, их давно тяготила зависимость от Киева и оскорбляло высокомерие киевлян, считавших себя их господами. Новгородцы в своих расчетах не ошиблись – впоследствии Ярослав дал им льготную грамоту о полной финансовой самостоятельности и щедро наградил деньгами. 
 
 
 

     СВЯТОПОЛК И ЯРОСЛАВ 

     

     Святополк Окаянный

     Гравюра Б. Чорикова. XIX век

     Обосновывая свой поход на Святополка, Ярослав говорил: «Не я начал избивать, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба». Узнав о продвижении дружины Ярослава, Святополк призвал на помощь печенегов. Противники встретились ранней зимой 1016 года у г. Любеча на Днепре. Святополк бежал, а Ярослав в начале 1017 года торжественно вошел в Киев.

     Первым  делом новый великий князь заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши, куда бежал Святополк к своему тестю королю Болеславу I Храброму. А вскоре пришлось отбивать первую попытку Святополка вернуть Киев с помощью печенежского войска.

В следующем 1018 году Святополк пошел на Киев уже с польским войском, и в битве на берегах приграничного Буга дружина  Ярослава была разгромлена. Самому князю удалось с небольшой свитой вернуться в Новгород. Он собрался было дальше, в Швецию, но новгородцы его не отпустили – месть городу со стороны Святополка не вызывала у них никаких сомнений. Ярослав воспрял духом, он не ожидал от народа такой поддержки. Пока Ярослав собирал войско, Болеслав Храбрый захватил много городов на юге Руси и 14 августа 1016 года вошел в Киев. Новгородское ополчение и варяжская дружина , которую удалось нанять на пожертвования зажиточных горожан, двинулись на юг. От Святополка к тому времени ушло польское войско, и он потерпел полное поражение в битве на берегах реки Альты. В 1019 году Ярослав Владимирович окончательно утвердился в Киеве. 

ВО  ГЛАВЕ ДЕРЖАВЫ 
 

     Князь Ярослав занял киевский престол, и, казалось, на Руси настали мирные времена. За четыре последующих года Ярославу удалось вновь более или менее сплотить север и юг. Отказывались повиноваться лишь Полоцкая земля, где правил внук убитого Владимиром Святым князя Рогволда  Брячислав, и далекая Тмутаракань во главе со сводным младшим братом Ярослава Мстиславом Владимировичем. Брячиславу даже удалось на время захватить Новгород, но его быстро оттуда выбили. А вот борьба с князем Тмутараканским затянулась на долго.

     В 1023 году, воспользовавшись поездкой Ярослава в Новгород, Мстислав с большой  ратью подошел к Киеву. Горожане, по горло сытые недавними княжескими усобицами, не приняли его. На штурм Мстислав не решился, но занял Чернигов, центральный город всей Северо-Восточной Руси. Там же под Черниговом он в следующем 1024 году разбил подошедшего с варяжским войском Ярослава. Но Киев штурмовать опять не стал. Как выяснилось позднее , Мстислав вообще не претендовал на стольный город и там продолжали править люди Ярослава.

     В это время у Ярослава появилась  еще одна забота. В Суздале взбунтовался народ из-за голода. Богатых женщин стали обвинять в колдовстве, убивать  их и грабить их дома. Ярослав отправился в Суздаль, наказал зачинщиков мятяжа. Но народ успокоился лишь тогда, когда была закуплена пшеница у волжского народа. Сытый человек не бунтует.

     Вернувшись  в Новгород, Ярослав стал готовиться к войне с Мстиславом. Два года понадобилось киевскому князю на сбор нового войска, Ярослав пригласил варягов во главе с Якуном. Этот воин был почти слеп, но военное дело знал прекрасно. Мстислав поджидал брата у села Листвена на берегу реки Рудня. Опасаясь ночной атаки со стороны Ярослава черниговцы ,внезапно для Ярослава, напали первыми, в результате войско Мстислава одержало верх. После битвы Мстислав проявил добросердечие и предложил брату : «Седи в своем Киеве…а мне буди си сторона». Заключив договор, братья поделили и власть и территорию. За Ярославом остался Киев с правобережными землями по Днепру и Новгород с северными землями. К Мстиславу отошла вся левобережная сторона с Черниговом. Между собой братья больше не воевали. В начале 30-х годов они совместным ударом отвоевали землю, которую в свое время Святополк Окаянный отдал польскому королю, так называемые Червенские города. В1036 году, разболевшись на охоте, Мстислав умер. Детей-наследников у него не было, и Русь снова объединилась под властью Киева. Ярослав стал единолично управлять огромной державой.

     В этом же году печенеги, воспользовавшись смертью Мстислава и очередным  отъездом Ярослава в Новгород, где правил с 16 лет его сын Владимир, осадили Киев. Пока Владимир держал осаду, Ярослав собрал новгородское ополчение и двинулся ему на подмогу. Разгром печенегов был полным, и с тех пор они не представляли серьезной опасности для Руси в целом, хотя уже в следующем году попытались вновь напасть на Киев. 
 

ОБУСТРОЙСТВО  РУССКОЙ ЦЕРКВИ 

     В честь победы над печенегами Ярослав  построил  на месте самого жестокого сражения храм – собор Святой Софии Митрополитской. Строительство было закончено в 1039 году, и храм был освещен. Затем князь расширил Киев, обвел его высокой каменной стеной, в которую были встроены Златые ворота, ставшие главными в городе.  

Старейшее изображение Софийского собора в Киеве. Рисунок А. Вестерфельда, XVII век. 
 

            Обустройству русской церкви  Ярослав Владимирович уделял  самое пристальное внимание. Он  понимал идеологическую силу  христианства и ту роль, которую  оно может сыграть в единении русских земель. Не исключено, что именно в целях пропаганды новой религии Ярослав потревожил в 1044 году останки своих дядьев князей Олега и Ярополка, умерших в язычестве,  крестил их и захоронил в киевской церкви Святой Богородицы. Ярослав и сам был набожен до суеверия. Знал церковные сочинения, часто и охотно беседовал со священниками и другими грамотными людьми. Похоже, он первым грамотным великим князем на Руси, по выражению летописца, «сам читал книги». Еще при жизни Ярослав Владимирович получил прозвище от народа «Книгочей» и «Мудрый». Церкви и монастыри стали возводиться повсеместно. При них, в продолжение начинания Владимира Святого, открывались школы. В Новгороде Ярослав организовал первое на Руси училище, где около 300 детей пресвитеров и старейшин приобретали знания, необходимые для получения церковного сана или начала чиновничьей карьеры. При церквах создавались первые библиотеки, приобретались за рубежом и делались на местах переводы на славянский язык церковных, исторических и светских сочинений греческих и болгарских авторов. Справедливости ради следует отметить, что в строительстве церквей и храмов присутствовал и сугубо личностный мотив: считалось , что таким образом русские князья доказывают свою набожность, надеясь тем самым искупить свои грехи.

     Чтобы подчеркнуть духовную и религиозную  преемственность от Византии, киевский храм в ознаменование победы над  печенегами был назван так же, как  и главный собор в Константинополе, - Святой Софии. В 1045 году старший сын великого князя Владимир по велению отца заложил точно такой же , но меньших размеров собор Святой Софии в Новгороде, освященный в 1050 году. В то же время киевские власти при каждом удобном случае старались подчеркнуть свою независимость от византийского патриарха. Вплоть до того, что в 1051 году Ярослав самостоятельно, даже не уведомив константинопольскую патриархию. На собрании епископов назначил главу Русской церкви. Новым митрополитом стал священник великокняжеской церкви в селе Спас - Берестове Илларион, с именем которого связано составление первого церковного Устава. Подобный устав был и во времена Владимира Святого, но его составляли греческие священнослужители, приехавшие из Византии с супругой Владимира Анной. До Ярослава Мудрого самостоятельно назначить главу православной церкви мог себе позволить лишь византийский император. 

Информация о работе Ярослав Мудрый