Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 14:24, Не определен
Введение
1. Аналитический труд Баггера
2. История послепетровского («Нового») времени в освещении Н.В.Шелгунова
3. Оценка реформ Петра I Николаем Михайловичем Карамзиным
Начиная
с середины 60-х годов оценки Шелгунова
личности Петра I стали приобретать
более ровный тон, постепенно публицист
перешел к критическому осмыслению роли
Петра I, и в итоге сумел дать ему вполне
объективную характеристику. В запрещенной
части статьи «Европейский запад и русский
восток» Н.В.Шелгунов писал: «Петр не был
выше своего века, но чтобы русскому человеку
того времени подняться до этой высоты
– требовались исключительные умственные
силы, а чтобы стать реформатором – нечеловеческий
железный характер. В отличие от А.И.Герцена,
который, как мы уже знаем недооценивал
историческую подготовленность реформ первой четверти ХVIII в. Н.В.Шелгунов отказывался от идеализации деятельности Петра. В статьях «Одна из административных каст» (1890г.), «Литература и образованные люди» (1863г.), «Исторические очерки (ХVIII столетие)» (1864г.), «Попытки русского сознания» (1874г.), «Прогрессивная реакция» (1879г.) он последовательно проводил мысль об исторической подготовленности и неизбежности петровских реформ. «Без Петра, - пояснял Н.В.Шелгунов, - мы пошли бы только тише и больше ничего»1.
Историк
обратил внимание еще на такую
характерную особенность
Критика
бюрократического характера русского
государства ХVIII в. Н.В.Шелгуновым и
его сторонниками имела большое научное
и практическое значение. Ученики Чернышевского
вскрыли ограниченный характер петровских
реформ, их антинародную сущность, и тем
самым доказали несостоятельность оценок
реформ Петра I дворянскими и буржуазными
историками. Не менее важно было и то, что
работы Н.В.Шелгунова, М.А.Антоновича, И.И.Шишкина,
Д.И.Писарева и др., помогли многим публицистам
умеренно-демократического толка удержаться
на демократических позициях.
1. Шелгунов Н.В. Рабочие ассоциации. Русское слово. 1865. № 2, с. 7.
Оценка
реформ Петра I Николаем
Михайловичем Карамзиным
Н.М. Карамзин, ученый по критическим приемам, художник по натуре и моралист по мировоззрению, Карамзин представлял себе русскую историческую жизнь как постепенное развитие национально-государственного могущества. К этому могуществу вел Россию ряд талантливых деятелей. Среди них Петру I принадлежало одно из самых первых мест: но, читая "Историю государства Российского" в связи с другими историческими трудами Карамзина, мы замечаем, что Петру I как деятелю Карамзин предпочитал другого исторического деятеля Ивана III. Этот последний сделал свое княжество сильным государством и познакомил Русь с западной Европой безо всякой ломки и насильственных мер. Петр I же насиловал русскую природу и резко ломал старый быт. Карамзин думал, что можно было бы обойтись и без этого. Он не показал исторической необходимости петровских реформ, но он уже намекал, что необходимость реформы чувствовалась и ранее Петра I. В XVII в., говорил Карамзин, осознавали, что нужно заимствовать с Запада; "явился Петр" и заимствование стало главным средством реформы.
«Вольные общества немецкой слободы, — пишет Карамзин, — приятные для необузданной молодости, завершили Лефортово дело и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландией». Карамзин считал, что искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, Петр I унижал россиян.
Карамзин ставил Петру I упрек, что «страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия». Карамзин справедливо указывал, что нравы и обычаи народа можно изменять очень постепенно, «в сем отношении Государь, по справедливости, может действовать только примером, а не указом», у Петра же «пытки и казни служили средством нашего славного преобразования государственного». "Мы, — пишет Карамзин, в своей записке о древней и новой России, поданной им Александру I, — стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях гражданами России. Виною Петр".
П.Н.
Милюков о реформах
Петра I
П.Н. Милюков в своих работах "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого" и "Очерки по истории русской культуры" оценивал реформы Петра I.
По мнению Милюкова, сфера влияния Петра I была весьма ограниченной и реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы".
Милюков соглашается с исторической концепцией славянофилов, Петр I - это источник всех бед России; он, порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития.
Милюков
наиболее последовательно доказывал чрезмерность
тягот, выпавших русскому народу в период
петровских реформ. Он писал, что “ценой
разорения страны Россия возведена была
в ранг европейской державы”. Милюков
доказывал, что в результате налоговой
реформы Петра тяготы русского крестьянина
возросли в три раза, а деятельность Петра
разорила страну и привела к уменьшению
её населения.
Из всего сказанного видно, что взглядов на Петра, его эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров.
В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом.
Врядли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка.
Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе.
Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром.
Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.
Информация о работе Взгляды историков и публицистов на реформы Петра I