Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2010 в 21:19, Не определен
Введение. …………………………………………………………………….1
1. нравственные системы масонства и других эзотерических учений. …………………………………………………………………………10
1.1. нравственная система масонства……………………………....10
1.2. Практика. ……………………………………………………..…14
1.3. Влияние розенкрейцерства, мартинизма, и иллюминатства…17
2. складывание двух полюсов нравственно-философского социума в дворянской среде…………………….21
2.1. проблема «Москва-Петербург»……………………………….21
2.2. московский университет………………………………………27
Заключение. ………………………………………………………………….30
Таким
образом, тема данной работы является
актуальной как с исторической, так и
с педагогической точки зрения, и это в
некоторой степени позволяет сделать
самостоятельное исследование.
Исключительное место в общественной мысли XVIII века занимала проблема воспитания нового человека12. Этой проблемой занимались как императрица, стремящаяся создать новую породу людей13 – идеальных подданных, так и просветительская философия, а также теоретики эзотерических учений. Екатерина так формулировала основную цель воспитания: «Правила воспитания суть первыя основания приуготовлящие нас быть гражданами»14.
Просветительская традиция предусматривала такую цель – «научить человека жить, чтобы он прежде всего оставался человеком».15 Масонское нравоучение стремилось объединить эти две цели и создало свою нравственно-воспитательную систему.
Условно разделив историю возникновения масонства в России на 3 периода (первый – 1731-1762, где масонство – исключительно модное явление, пришедшее с Запада; второй – до начала 80-х годов, когда масонство воспринимается как альтернативная нравственная философия, и, наконец, третий период – до конца 90-х годов XVIII столетия, которые ознаменовали собой гибель екатерининского масонства16), мы остановим свое внимание на втором, так как рассматриваемая проблема, на наш взгляд, сильнее проявляется именно в это время.
По мнению Ключевского, после елизаветинского периода, который принес в русскую культуру необходимость изучать иностранные языки, в екатерининский – появилась надобность к «изящному чтению»17. Мода на изящное чтение и, вместе с тем, допуск к масонской литературе сделали свое дело. Для пытливого русского ума ознакомиться с бытовавшими популярными изданиями ничего не стоило. А господствовавшие просветительские настроения подготавливали почву для новой моральной концепции. Сама императрица на первых порах поощряла развитие русской общественной мысли, а, следовательно, была сопричастна с ее результатами. Одновременно протекал процесс «формирования русского национального самосознания с характерным для него чувством национальной гордости и патриотизма».16 Такие же настроения существовали и в масонских ложах в начале екатерининского правления.
«Но постепенно «нравственные преподаяния» масонства трех первых степеней перестали удовлетворять русских братьев; воспитанные вольтерьянством умы требовали иной пищи, сообразно с пробудившейся жаждой просвещения, но пища эта должна была иметь противоположный вольтерьянству, не скептически, а непременно религиозно-идеалистический характер, не разрушая, а укрепляя и разумно обосновывая врожденные начала нравственности и религиозности»18.
Возникновение лож или их подобий повсюду свидетельствовало об относительном процветании общества, которое неизбежно отражалось в изысканных интерьерах, в элегантных одеждах, в банкетах и празднествах. Несмотря на некоторое пристрастие масонов к коллективным возлияниям (особенно в московских ложах), ложи прививали людям представления о благопристойности, формировали их характер, приучали их к дисциплине и хорошим манерам. Мастерские иногда арендовали театры для совместного просмотра спектаклей, и по свидетельству очевидцев «братья» вели себя гораздо достойнее, чем завзятые театралы. Правило, которое сегодня заставляет зрителей умолкать в театре или на концерте и слушать артистов, прокладывало себе дорогу довольно медленно, и следует признать немалую роль масонства в утверждении представлений о приличиях и сдержанности во второй половине столетия.
Но мы не будем подробно рассматривать влияние масонского учения на этикет, гораздо важнее выстроить систему масонской морали. Это поможет сделать анализ «Присяги» и «нравоучительного катехизиса»19 русских масонов - «средства представить в самых истинных и кратких чертах все начала науки и нравственности нашего общества (т.е. масонства)»20.
Присяга состоит из 7 «заповедей», ни одна из них не противоречит самодержавному строю и, служат они своеобразным кодексом поведения масонского христианина: упражняться в «страхе Божием», «не возмущать любви ближнего», хранить молчание, быть верным ордену, слушаться начальников, быть честным перед собранием ложи, и жить сообразно Творцу21.
Катехизис состоит из 40 вопросов
религиозного содержания с
Таким образом, концепция воспитания масонского вероучения не удалялась от христианских догматов. Основными нравственными категориями были: Бог, совесть, грех, святость, рай и т.д. Но при этом они больше говорили о «внутренней церкви», находились в своеобразном противостоянии с официальной религией, они стремились к «религии сердца», а не к религии «государства».
Все это указывает на огромную роль христианства в складывании масонского учения, и так как мы анализируем непосредственно русское масонство, будет вполне логично подробнее рассмотреть его нравственно-философскую концепцию в связи с православной ветвью христианства.
Мистическая составляющая как христианства22 так и масонства сходны, поскольку и то и другое являют Божественную тайну, данную Откровением или основополагающим произведением. Также сходными являются религиозные компоненты – социальный, консервативный, личный, обновляющий. Согласно западноевропейскому суждению о том, что мистика (как христианская догматическая, так и масонская) является «областью, предназначенной немногим, неким исключением из общего правила, привилегией, дарованной некоторым душам, опытно обладающим истиной, в то время как все прочие должны довольствоваться более или менее слепым подчинением догматическому учению, наложенному извне в виде принудительного авторитета»,23 мы можем привести еще одно сходство - восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и вероучением. Попросту говоря, тайны, которые лежат в основе данных вероучений, должны восприниматься и пониматься на индивидуальном уровне, а воспринятые, они ведут к внутреннему развитию, совершенствованию личности. В противоположность гностическим учениям просветителей, масонство восточного типа всего лишь средство для достижения главной цели – соединения с Богом. Масонство, как и все эзотерические системы, можно рассматривать в их самом непосредственном соотношении с жизненной целью, достижению которой они должны были способствовать. И тогда они воспринимаются нами как основы духовной жизни24. Таким образом, как и православное христианство, так и русское масонство имели в высшей степени практическое применение.
С точки зрения многих авторов мораль масонства была хорошо проработана. Основу ее составили нравственное совершенствование личности на основе стремления к добру, самопознания и нравственного избегания зла. В пику вольтерьянству в масонстве существовал запрет на смех, ибо это разрушало братскую любовь. Надлежало также избегать чувственных удовольствий, чревоугодия, физической близости, смиренно сносить бедности и болезни.
1.2. Практика.
Нравственная
философия масонства
Это не значит, что масонская мораль была
лишь внутри ордена. Всем внешнеполитическим
событиям масоны давали оценку с позиций
нравственности.
Отступлением от Бога и величайшим злом (проявлением гордыни) признали они Великую французскую революцию. Постигая ее смысл, писатели-масоны новиковского круга убеждались в невозможности распространения добра и справедливости путем насилия, они считали, что нравственное дело должно совершаться исключительно нравственным путем27.
Говоря о масонстве в России, нельзя не упомянуть об общекультурном наследии масонов. Как утверждали сами масоны, добродетели должны были процветать и вознаграждаться именно на национальном поле.28 Поэтому, наряду с верой в доброго царя-просветителя масоны принимали активное участие в образовательных программах.
Эта цель должна быть достигнута на путях христианского нравоучения, максимально приближенного к ее евангельскому духу. В связи с этим одной из задач масонства было издание духовных книг, "наставляющих в нравственности истинно Евангельской" (И.В. Лопухин)29.
Как известно, Н.И. Новиков и его единомышленники с определенной целью задумали издавать литературные журналы «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», издаваемых Шварцем, Новиковым и Лопухиным. В этих журналах печатались как теоретические статьи, так и нравственные проповеди масонов, произносимых на заседаниях ложи. Главная цель журналов - духовное воспитание современников посредством тех литературных произведений, которые помещали в них. Вот, например, некоторые мысли масонов об идеальном правителе: он является благодетелем для подданных, не упускает ни одного дня для служения Отечеству, преодолевает в себе всяческие пороки, не отдаляется от народа, а наоборот во всех своих начинаниях опирается на его волю, не начинает войн, не забывает о своих обещаниях30.
Одной
из программных работ масонства является
также сочинение И.В. Лопухина с характерным
названием "Некоторые черты о внутренней
церкви, о едином пути истины и о различных
путях заблуждения и гибели".31
Как пишет исследователь масонства Ю.С.
Крюкова, составившая нравственный облик
масона 18 века по произведениям И.В. Лопухина,
черты, присущие облику масона должны
быть следующими:
«Просветительские и педагогические стремления, в соединении с духом человеколюбия, служили двигателями Мартинистов, которые для успешнейшего достижения своих целей основали «Дружеское общество», имевшее в виду именно предметы этого рода». 33
С 80-х годов XVIII века центр духовной жизни переместился в Москву – общественная мысль начала развиваться независимо от государственной власти. Поэтому мы встречаемся с такими явлениями как розенкрейцерство и мартинизм - учения, в основе которых лежит классическое масонство. Согласно мнению А.А. Гусейнова, розенкрейцерство является третьим и высшим этапом развития русского масонства34.