Владимир: крещение Руси. Централизация власти, защита от кочевников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 15:48, доклад

Описание работы

Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира Святославовича (980 – 1015 гг.). Родился князь Владимир под Киевом, приблизительно в 952 году. Он был младшим сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старшему сыну Ярополку и среднему Олегу отдал Киев и области около Киева, а младшего Владимира отправил княжить в дальний Новгород.

Файлы: 1 файл

6_Vladimir_-_kreschenie_Rusi_tsentralizatsia_vlas.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

   Башен в древнем  Кремле было тринадцать – одни  из них были проездные, другие "глухие", но все многоярусные  и с бойницами для стрельбы. С внешней стороны Кремля, напротив  Софийской звонницы, находился Тайничный городок, откуда во время осады защитники через потайные ворота могли брать воду. Колодец-тайник деревянными трубами соединялся с рекой Волхов.

 

 

   Так выглядел  Новгородский Кремль в XVII веке (художник  срисовал его со старинной  гравюры). Кремль много раз перестраивали. Укреплялись стены, возводились  новые башни, ремонтировались старые. От древних построек почти  ничего не сохранилось, и мы, по  существу, не знаем, как выглядел  Новгородский детинец в самом  начале. Известно только, что тогда, в XI веке, было несколько каменных  башен и глубокий водяной ров. В северной части Кремля располагался  Софийский собор (он виден и  на этом рисунке), в южной –  здания городских властей. Главными  воротами были Пречистенские. Они  расположены в Пречистенской  башне, на которой ты видишь  часы (часы установили в XVII веке). Правее этой башни – Тайничный городок.

 

   Вторая линия  обороны – внешний оборонительный  пояс. Общая протяжённость его  составляла одиннадцать километров. Это был громадный земляной  вал с такими же деревянными  стенами по гребню, что и в  киевских крепостях. Правда, некоторые  прясла (часть стены от башни  до башни) новгородских стен были  каменные. Стены шли вдоль Волхова, защищая город со стороны реки.

   Третью линию  обороны, малый земляной город, новгородцы  возвели по повелению Ивана  Грозного. Она состояла из земляного  вала, глубокого рва, наполненного  водой, и шести мощных бастионов. По валу также шла стена  с боевыми башнями. На строительство  малого города царским указом  были согнаны почти все жители  Новгородской земли. Вот как говорит  об этом летописец: "...И как  учала осень быть и новогородцы тот ров копали в самую дождливую пору и в заморозы, с великою нуждою бродили в воде и в грязи по пояс и... многие молотчие люди и вдовы оскудели и обнищали".

   Несмотря на  все трудности, пятьдесят лет  спустя новые укрепления были  закончены.

   Для своего  времени древний Новгород справедливо  считался неприступной твердыней. Лишь один раз в нём побывал  неприятель: шведы. Тогда шла война  с Польшей, и шведы были союзниками  Москвы. Как союзников их и  пустили в крепость. Но шведы  изменили договору и перебили  гарнизон крепости.

 

ФОРПОСТЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

 

   Они вставали  на пути непрошеных гостей  с Запада, принимая на себя  первый удар: Ладога, Псков, Изборск, Остров, Юрьев, Иван-город, Орешек, Порхов...

   Только Псков  выдержал тридцать осад и сто  двадцать раз участвовал в  кровопролитных войнах. Это о  псковичах с нескрываемым изумлением  писал польский король, знаменитый  полководец Стефан Баторий: "Они в защите своих городов не думают о жизни: хладнокровно становятся на места убитых и взорванный действием подкопа пролом закрывают грудью: День и ночь сражаясь, не сдаются".

   Почти непрерывно  находились под угрозой вражеского  вторжения крепости Изборск и  Порхов.

   Изборск –  один из древнейших городов  Руси. Впервые летописи упоминают  о нём ещё в IX веке. Городок  стоит на каменистом мысу, который  высоко поднимается над долиной  реки Смолки. Северная стена крепости  проходит по самому краю отвесной  скалы; западную же сторону некогда  защищали мощные стены и глубокий ров. Въезд был с юга – в виде каменного коридора в стене. Такие устройства назывались захабами. Противник, ворвавшийся в ворота, подвергался губительному обстрелу сразу с двух сторон. 

   Здесь тоже  была башня с колодцем-тайником. В 1342 году рыцари Ливонского ордена  предприняли попытки захватить  Изборск. "Приходиша же немцы силою великою с пороки (с камнемётами) ко Изборску и стояша под городом 11 ден и мало не взяша его". Дело в том, что по какой-то причине у изборян испортился колодец-тайник, защитников мучила жестокая жажда, но они не сдавались. Осада кончилась неудачей, и немцы "отьндоша прочь пожегше пороки и грады (осадные башни) и весь запас свой не ведающе, что во Изборьске воды нет".

   Не меньше испытаний  выпало и на долю Порхова. В  его толстых стенах – в отличие  от других крепостей – были  лишь одни проезжие ворота, зато  двойные. За первыми наружными  было небольшое закрытое пространство  перед башней. Под башней находился  сводчатый проезд. Через него  вошедший попадал в узкий проход  между стенами – захаб. В конце прохода были ещё одни ворота, они вели уже внутрь крепости. Наружные ворота перекрывались двумя крепкими решётками. Они опускались из небольшой башенки с бойницами. И проход перегораживался решётками. Они опускались из особой камеры, в которую можно было попасть лишь с городской стены.

   Гарнизоны (тогда  их называли засадами) всех древних  крепостей были так малочисленны, что невольно дивишься несокрушимой  отваге их защитников. В сметной  книге Порхова, где велись записи  всех живущих в городе, сохранились  следующие строки: "И всех в  городе Порхове стрельцов пятьдесят  человек, пятидесятники да четыре  человека десятники... А бою у тех стрельцов у всех пищали из государевы казны, а топорки и бердыши покупали они из себя. Три человека пушкарей, два человека воротников... И всех у порховских стрельцов детей и братьев и племянников, которые в государеву службу не написаны, сорок человек..."

 


Информация о работе Владимир: крещение Руси. Централизация власти, защита от кочевников