Традиционные формы быта русского народа второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:47, дипломная работа

Описание работы

Десятилетия жестокой борьбы XX века не только со всем церковным, религиозным, но и со всем истинно народным, традиционным, национальным дали свои плоды: звено было разорвано. Бытовая нить русской жизни потерялась во времени. Наша страна начала совершенно иной период истории, не позаботившись о восстановлении старого для возрождения народа. Но произошедшие в последние года изменения в России позволили актуализировать разнообразные вопросы прошлого, в том числе и вопрос о быте русского народа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ........................................……………….. 3

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА 15

§1. КРЕСТЬЯНСКИЙ СХОД ..............…………........... 15

§2. ПОМОЧИ.......................…………………….......... 21

§3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯН.......…............ 26

ГЛАВА II.СЕМЕЙНЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА........ 32

§1. ОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ СЕМЬИ......... 32

§2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .......................………..... 38

ГЛАВА III. ЯЗЫЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ

В БЫТУ РУССКОГО НАРОДА .................….. 42

§1. ВЕРОВАНИЯ. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ....… 42

§2. ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЧИТАНИЕ .... 48

§3. ПРАЗДНЕСТВА ...........................……………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........……………………………………...…. 59

ПРИМЕЧАНИЯ...........……………………………….……....... 62


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 69

Файлы: 1 файл

Формы быта русских во второй половине ХIХ века.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

     На  жизнь общины в целом и каждой крестьянской семьи в отдельности  большое влияние оказывала церковь. «Религиозно-бытовой регламент, касающийся разных сторон жизни, был своего рода законом общественного и личностного поведения людей. Чередование труда и отдыха, формы и характер проведения досуга во многом определялись датами религиозного календаря, обязательного для всех»164. Значительное место в жизни русского народа занимало посещение церкви,  это отмечали все корреспонденты Этнографического Бюро князя Тенишева. На него откликнулись почти все корреспонденты. Отмечалось массовое посещение церкви в воскресенье и праздники: «Массовое посещение церкви отмечается только в праздничные дни» (Владимирский у.)165; «В воскресные дни крестьяне ходят в церковь «по немногу», однако в праздники (Георгия - 23 апреля, Иоанна Предтечи - 24 июня, Ильи-пророка - 20 июля, Усекновения - 30 августа, Св.Николая - 9 мая, 6 декабря) посещаемость церкви резко увеличивается. В праздник Благовещенья, в Вербное Воскресенье, на Троицу - посещение церкви почти поголовное» (Вязниковский у.)166; «В праздничные и воскресные дни церковь посещают едва ли не все» (Меленковский у.)167. Корреспонденты отмечали, что в будни обычно ходили старухи, иногда на службе находился лишь церковный староста; а также то, что активнее церковь посещали женщины.

     Крестьяне были связаны с работами на земле  практически все время, поэтому можно по материалам информаторов отметить, что свободные от хозяйственных дел они чаще посещали церковь осенью и зимой: «Зимой, когда ничто не отвлекает от молитвы, крестьяне ходят в церковь часто, летом - реже, поскольку мужчинам приходится даже в праздники заниматься исправлениям домашних нужд, а женщинам - собирать ягоды и грибы в лесу, запасаться дровами»168.

     Все сообщения сходились в том, что  в церкви ведут себя чинно, степенно, благопристойно, обязательно одевали чистую праздничную одежду, желая не осквернять стены церкви: «Идя в церковь, одевают лучшую одежду» (Вязниковский у.)169; «Относятся крестьяне к церкви с полным пониманием ее святости и значения для человека. Нетрезвых из церкви выводят сами прихожане или им приходиться прятаться за народ. Отправляясь в церковь, одеваются в новую или чистую одежду. Жертвуют с усердием и готовностью - всяк для своей души» (Шуйский у.)170.

     Существенное  нравственное влияние оказывали  проповеди, которые произносились в сельских церквах каждое воскресенье, а в праздничные дни после заутрени и во время литургии. Наступала полная тишина. После службы толковали между собой по поводу проповеди171.

     Отмечалось  корреспондентами и непосредственное участие крестьян в церковных обрядах: «Многие крестьяне участвуют в совершении церковных обрядов, помогая причту» (Шуйский у.)172; «Жители села Вареж к церкви усердны, в праздничных службах участвуют непосредственно сами: читают молитвы и поют и сызмальства приучают к этому детей» (Муромский у.)173.

     Большое значение придавали крестьяне православной религии и дома. Так корреспондент из Вязниковского у. отмечал, что дома молились утром и вечером (про себя), старики молились и ночью174. «Молитвы совершают дома утром и вечером, в канун праздника и во время праздничной обедни» (Шуйский у.)175. Этот же корреспондент очень хорошо написал об организации домашнего православного уголка: «В домах по нескольку икон, в ризах и без риз. Почти в каждом доме глиняные или медные курильницы для ладана. Иконы обновляются. Чаще всего покупаются иконы Божьей Матери, святителя Николая, Георгия Победоносца. В домах грамотных крестьян имеются и церковные книги - Псалтырь, Часослов, молитвенник»176. Информатор из Шуйского у. сообщал, что «изба (жилая часть) - не единственное место, где ставятся образа. Так, в сенях, над входной дверью в жилое помещение ставятся образки и деревянные либо металлические кресты»177.

     Особым  почетом, как писал корреспондент  из Меленковского у., пользовались следующие святые угодники: Пророк Илья, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и Великомученица Параскева (Пятница)178.  Разным святым угодникам крестьяне молились в болезнях и несчастьях: «от слепоты и болезней глаз, зубной боли, головной боли, лихорадки, грыжи, при тяжелых родах, от нелюбви мужем, об исцелении младенцев от болезни, от избавления от оспы, «о просвещении разума к изучению грамоты и об открытии к изучению иконнаго писания», для изгнания лукавых духов, от пьянства, бездождия, от падежа рогатого скота, о сохранении от пожара и молнии»179 (см. Приложение). То есть можно говорить о том, что вместе с существовавшими различными языческими заклинаниями, заговорами, приговорами, с помощью которых избавлялись от выше перечисленного, крестьяне стали верить и в чудесную силу православных святых и молитв им. «В чудотворные иконы верят как в средство исцеления от разных болезней», - писал корреспондент из Меленковского уезда, - «Особое значение и силу придают некотрым церковным свечам: венчальным, богоявленским, пасхальным, четверговым и похоронным»180.

     Русский крестьянин, будучи человеком практичным, выработавшим в поколениях многообразные и достаточно рациональные способы обработки земли, сева и ухода за посевами, уборки и обработки зерновых и технических культур, в то же время в основе своей деятельности видел промысел Божий. Проникновение православия в хозяйственную жизнь деревни сказывалась в надежде русского крестьянина на покровительство сил небесных. Широко распространенная практика церковных богослужений - молебнов - выражала православный характер хозяйственного бытия нашего крестьянина. Крестьянские крестные ходы и просительные моленья о хорошей погоде, богатом урожае, в храме или вне его, освящение скота, земли проводились в дни церковных праздников, в особые дни, связанные с крайне неблагоприятными для селения или общины событиями в прошлом или настоящим. Крестные ходы, проводившиеся по особым дням в память о неурожае, градобитии в прошлом, предотвращали несчастье в настоящем и будущем181.  Процессии были длительными и многолюдными. В них принимало участие почти все население церковных приходов. Корреспонденты Этнографического Бюро сообщали о молебнах во время засух или длительных дождей: «Засухи случаются часто. Бывают общественные молебны о дожде» (Меленковский у.)182; «При неурожаях крестьяне ведут себя покорно, невзгоды переносят стойко. В случаях длительных дождей или засух служат молебны в поле с освящением воды» (Шуйский у.)183.

     В церковь люди шли и молились во время эпидемий. Так «во время  эпидемий холеры в селе Ляхи женщины молились в церкви по ночам. Жалобное пение их, похожее скорее на вопли, было слышно издалека и производило тяжелое впечатление, а, стоящему поблизости, хотелось им подтянуть: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Только в церкви чувствовали себя спокойно»184.

     Таким образом, можно отметить, что православие прочно вошло в сознание русского народа. Церковь почитали, с благоговением исполняли все ее предписания и законы, верили в   силу икон, свечей, святой воды. Молились крестьяне святым угодникам от разных несчастий, осуществляли многолюдные крестные ходы в случаях неурожая, градобития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3. Празднества

     Праздники были временем отклонения от обычного порядка повседневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в жизни русского народа. Словами «праздник/свят» у русских назывались воскресенье, общинные и семейные торжества. Термин «свят» имел, однако, более широкое значение и закреплялся также за особо значимыми ритуальными днями и циклами, в которые работа могла и не прекращаться («свят-день» - благовещение, рождественские святки). В качестве праздника, а часто и под таким названием, выделялись мужские, женские, молодежные гулянья185.

     Общинные  праздники - приходские, волостные, деревенские (местные) - повсюду в России разделялись на большие (главные) и малые (полупраздники).

     К большим относились различные по происхождению праздники: церковно-храмовые (престольные): Пасха с двунадесятыми (Рождество, Троица, Иванов, Петров, Ильин дни); не установленные церковью святки, масленица, кануны, заветные, заказные186. Наиболее чтимыми праздниками у русского крестьянина были святочный цикл (от рождества до крещения), Пасха, Троица. Корреспондент из Меленковского у. писал: «Главными празднествами считаются: Пасха, Рождество, Ильин день, масленица»187.

     Заветные  праздники, устанавливавшиеся миром, были распространены повсеместно и, появившись, становились, как правило, важным событием в жизни общины. Заветные праздники были разнородны по происхождению («явление иконы», эпидемия, градобитие, пожар), по времени появления, по степени стабильности - постоянные или временные, и по названиям, но всех их объединяли три основных признака: они были христианскими по форме, происходили в весенне-летнее время и возникали по случаю. Однако «неслучайность» их появления сказывалась в том, что постоянные и временные заветные праздники повсюду приурочивались к 8-10й пятнице по Пасхе, либо к петровской-ильинской неделям, то есть вливались в праздничный цикл летнего солнцеворота, объединялись с канунами188.

     Как «заветный» праздник обычно отличался  день, посвященный Параскеве Пятницы – 14 (27) октября, которую  считали  главной народной  заступницей  после Богородицы.

     В дни «заветных» праздников, связанных  с иконами, вокруг храмов  устраивали  крестный ход. В тех  местах, где  бывали  легенды о чудесных  явлениях икон, крестный ход  совершался  к тому  месту, где  по преданию произошло  явление. Считалось, что  воспроизведение счастливого события обладает  оберегающей функцией189.   

     «Наряду с праздниками бывают особые заказные дни, когда устраиваются молебны по какому-либо случаю. Тогда не работают, но и не гуляют» (Ляховская вол., Маленковский у.)190.

     Праздники, в одних областях считавшиеся  большими, в других либо не праздновались  так, как им было «положено», либо относились к малым праздникам, иногда вообще не входили в разряд праздников или «заменялись» другими. Так, например, в дер. Селищи Ивашевской вол. Ростовского у. прихода Св.Троицы-Шендоры «общеприходской праздник Троицы не празднуется, а «заменяется» своим особым праздником - Тихоновым днем, 16 июня»191.

     К малым праздникам относились: справлявшиеся одной из деревень, составлявших волость или приход; кануны или продолжения больших праздников; особо чтимые дни в данном селении. Так информатор из Меленковского у. сообщал: «В каждом селении есть свои предпочтительные праздники, когда в селе устраивается ярмарка, на которую собираются жители окрестных селений. В селе Тригорово таким праздником является Казанская (8 июля)»192.

     «Ассортимент» малых праздников был велик за счет разнообразных ритуальных ситуаций, сливавшихся с бытовым православием и происходивших в будни: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем»193.

     В семейном кругу обычно отмечали большинство  полевых праздников. Корреспондент  из Ляховской вол., Меленковского у. писал, что таковыми являлись: начало сенокоса,, завершение жатвы и молотьбы194.

     «Существует обычай праздновать окончание молотьбы как завершение всех полевых работ. В день обмолота последнего хлеба  овин (или рига) считается «имянинником» и в его честь покупается сороковка (1/2 бутылки), а то и одна-две бутылки, если в обмолоте участвовали посторонние. В обычае смолачиваться с одной или двумя семьями односельчан, то есть производить обмолот общими силами поочередно в каждой из семей. Домолотки - по окончании обмолота хлеба - и «имянины» овина празднуются практически повсеместно. До-жинная - окончание ржаного жнитва - отмечается только вареными или печеными яйцами, но далеко не всеми. В большинстве селений существует обычай чествовать посев льна, который производится обычно после полуденного отдыха лошади. Для того, кто будет сеять лен, варят пару яиц, которые съедаются накануне сева» (Юрьевский у.)195.  Возможно, крестьяне верили, что такие действия приведут к тому, что лен уродится хороший.

     Сроки праздников были различны, в зависимости от количества деревень, принимавших в них участие и составлявших общинное единство: «Во многих приходах праздник продлевается за счет очередности: в первый день и частично во второй праздник отмечается в одной деревне, а затем - в следующей»196.  Так поступали для того, чтобы каждая деревня, входившая в общину, стала в определенный день центром праздника. Но даже для одного села (деревни) минимум времени празднования составлял два-три дня. «Есть селения и со строгой трехдневщиной, без соблюдения очередности с другими селениями» (Юрьевский у.)197.  «На праздник в честь иконы Казанской Божьей Матери в первый день собираются гости, хороводы устраиваются редко. Гулянье и веселье наступает на второй день... На седьмой день праздника молодежь устраивает складчину, покупает угощение, после чего праздник заканчивается» (Владимирский у.)198. «Праздник с приглашением гостей никогда не оканчивается одним днем. Иногда праздник начинается в четверг и прихватывает воскресенье, в зависимости от средств хозяев» (Юрьевский у.)199.

     Обычно  требовалось, хотя и не везде, обязательное участие всех взрослых жителей села, являющегося центром праздничного события общины, за исключением больных (особенно пособоровавшихся), калек и старых дев. «Участовать в праздниках полагается всем (необязательным считается участие лишь стариков и детей). Тех, кто не принимает участия в праздниках, называют «жидоморами» (Меленковский у.)200. К уклоняющимся от праздников односельчане относились подозрительно или с крайнем неодобрением: из-за них Бог мог наслать кару на все селение. Но не везде так относились к непосещающим праздники. Корреспондент из Владимирского у. сообщал: «На тех, кто не принимает участия в праздниках, не обращается внимание. Впрочем, таких крайне мало (всего один крестьянин на 400 домов)»201. «Уклоняются от участия в праздниках редко, но на это не обращают ровно никакого внимания. Приехать в гости - значит оказать честь хозяевам, не приехать - означает нежелание поддерживать дружбу» (Юрьевский у.)202.

     Праздник  не только допускал, но и всячески поощрял приход людей со стороны - «чужих», «незванных». Более того, праздник представлял собой «общественную милостыню»; на него стекались нищие, странствующие и богомольцы, которые допускались к столованьям в первую очередь, а уже после них пировали свои203.

     Любой праздник (от воскресенья до большого), как отмечали информаторы Этнографического Бюро князя Тенишева, сопровождался преображением всего дома, внешнего облика людей и их поведения. К воскресенью убирали и мыли в избе, добавляли в божницу праздничные иконы; к большим праздникам мыли и «наряжали» дома - подновляли резьбу, роспись, добавляли новые изображения, открывали праздничный вход (с улицы), зажигали лампадки, свечи во всех местах двора, где находились иконы и кресты, подметали задворки и улицу вдоль дома. В избе развешивали праздничные полотенца, выдвигали стол на середину и накрывали его скатертью, убирали будничную одежду и утварь.

Информация о работе Традиционные формы быта русского народа второй половины XIX века