Создание тайных обществ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Известный русский историк Сергей Фёдорович Платонов так описывал возникновение декабризма: «Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, до того времени не дороживших службой, особенно военной, а войны 1813—1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомили эту массу дворян с западноевропейской жизнью и с умственным движением западноевропейского общества... Успехи французской гражданственности под влиянием идей XVIII в. и немецкой философской мысли (знаменитой тогда именами И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга) не могли пройти бесследно для русских умов, потрясённых и возбуждённых великой борьбой за собственную родину.

Файлы: 1 файл

Курсовая - Декабристы.docx

— 85.25 Кб (Скачать файл)

    Введение 

    С декабристов начинается история  освободительного движения в России: они первыми в истории Российской империи решились на вооружённое  восстание против самодержавия. Декабристы первыми сформировали революционные организации, выработали программу действий и политические документы конституционного характера.

    Какие же причины побудили блестящих молодых  людей, хорошо образованных, с прекрасными  перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев? Пётр Каховский коротко выразил общее мнение декабристов: «Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся».1

    Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 года Заграничного похода русской армии, возвращались на родину в ожидании обновления России, освобождения крепостных, самоотверженно сражавшихся рядом с ними (дворянами) в армии и партизанских отрядах. Царствование Александра I (1801 — 1825 гг.) начиналось великими надеждами: молодой государь склонялся к проведению либеральных реформ, покровительствовал просвещению, не чужд был даже республиканских взглядов. Идея отмены крепостного права буквально носилась в воздухе в те годы. Теперь, после героической борьбы с Великой армией Наполеона, многим участникам войны, да и просто образованным людям казалось естественным вознаградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даровать право на участие в государственных делах. Ожидание перемен, осуществления давних благородных замыслов наполняло сердца вернувшихся на родину героев. Но дома их встретили политическая реакция, ужесточение крепостнических порядков, издевательства над солдатами, нарождающаяся аракчеевщина. Государь не торопился возвращаться к прежним либеральным намерениям. Напротив, опасаясь распространения европейского вольномыслия, он в большей степени желал не делиться властью, а укреплять её. И в царском манифесте 30 августа 1814 года о крепостных была лишь одна неопределенная строка: «крестьяне, верный наш народ да получит мзду свою от бога».2

    Беспокойство  за народ, стыд за своё благополучие, неприятие  пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе.

      Известный русский историк Сергей Фёдорович Платонов так описывал возникновение декабризма: «Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, до того времени не дороживших службой, особенно военной, а войны 1813—1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомили эту массу дворян с западноевропейской жизнью и с умственным движением западноевропейского общества... Успехи французской гражданственности под влиянием идей XVIII в. и немецкой философской мысли (знаменитой тогда именами И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга) не могли пройти бесследно для русских умов, потрясённых и возбуждённых великой борьбой за собственную родину. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действительность». Как вспоминал декабрист А. А. Бестужев, «войска от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?».3

    Ответы  на терзавшие будущих декабристов  вопросы они искали и находили в политических и философских сочинениях русских и западноевропейских мыслителей, в конституционных основах жизни передовых стран. «Вольнодумцы» верили, что перемены в России возможны, и готовы были бороться за них. 

    
  1. Создание тайных обществ в России.
 
    
    1. Союз спасения

       Первой тайной политической организацией будущих декабристов стал Союз спасения. В феврале 1816 г. молодые офицеры Александр и Никита Муравьёвы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин договорились «составить общество, цель которого была в обширном смысле благо России». Впоследствии в него вошёл и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек,4 — строго законспирированная группа заговорщиков своей главной задачей сначала называла уничтожение крепостничества, но затем к ней прибавились: свержение тирании и учреждение конституционной монархии.

    Члены Союза называли себя «истинными и  верными сынами Отечества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела в стране, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза спасения стремились вести себя так, чтобы «не заслужить ни малейшей укоризны», клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

    Над уставом, или «статутом», Союза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избрана комиссия, куда кроме Пестеля входили С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков и Ф. П. Шаховской. «Он (Пестель) имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности... Масонские формы, введённые в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действия общества и вводили какую-то таинственность, которая была противна характерам большей части членов; они хотели действия явного и    открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы   не вооружить против себя людей неблагонамеренных... И потому через непродолжительное время положено было изменить в этом отношении устав, как признанный   неудобным к приложению», — вспоминал позднее князь Трубецкой.5

      В Союзе спасения, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, оставались неясными цели достижения поставленных задач, отсутствовала ясная программа экономических и политических преобразований. На одном из совещаний Союза в Москве на квартире А.Н. Муравьева в Хамовнических казармах обсуждался ранее не поднимавшийся вопрос о том, какой видят «сыны Отечества» Россию после освобождения от тирании и как добиться преображения страны. Здесь впервые была высказана мысль о необходимости физического устранения монарха, и один из заговорщиков, Якушкин, под влиянием известия о кровавой расправе над крестьянами в Новгородской губернии и слухам о восстановлении независимости Польши, предложил себя в цареубийцы. Чёткого представления о том, как действовать после этого, у них не было. Сохранялась также и надежда, что император Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию и тогда планировалось всячески поддержать его: «Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями» (из показаний Пестеля).6

    Первое  тайное общество «Союз спасения»  было малочисленно и носило характер совещательного кружка. Но даже среди малого числа членов Союза выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе (уничтожать ли самодержавие и крепостное право, например), и в конце 1817 г. Союз самоликвидировался.

    1. Союз благоденствия

    На  смену Союзу спасения пришёл Союз благоденствия, организованный в январе 1818 г. В него вступили почти все члены Союза спасения. Это более многочисленное (до 200 человек)7 и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось «по капле» и широко распространить свои идеи и влияние в образованном высшем обществе, среди мещан и купечества. Устав Союза благоденствия, известный как «Зелёная книга» (по цвету обложки), отражал настроения самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».

    Переработанный устав – «Зеленая книга», был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Государь не признал в этом обществе политического заговора.

    Направления деятельности Союза не выходили за рамки «человеколюбия», или благотворительной работы, «образования» (влияния на работу школ и воспитание юношества), «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций, а также издание журнала «Россиянин XIX века». Члены Союза благоденствия распространяли свои идеи через литературно-театральное общество «Зелёная лампа», Вольное общество любителей российской словесности, Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Многие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей.8

    Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая непрестижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с солдатами.

    Однако  многим из них практическая деятельность Союза казалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, — слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.

    В 1820 г. в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятельности Союза благоденствия и на созванном в январе 1821 г. съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы. 

    
    1. Южное общество

    На  основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные организации – Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Активными участниками Южного общества были декабристы-туляки братья Крюковы, Александр Александрович и Николай Александрович, братья Бобрищевы-Пушкины, Николай Сергеевич и Павел Сергеевич, Алексей Иванович Черкасов, Владимир Николаевич Лихарев, Иван Борисович Аврамов. Одним из активных деятелей Общества соединенных славян(которое тесно сотрудничало с Южным обществом) был Иван Васильевич Киреев. В 1823—1824 в Петербурге был создан филиал Южного общества объединявший офицеров-кавалергардов во главе с Ф. Ф. Вадковским. Через М. И. Муравьева-Апостола это общество поддерживало связи с Северным обществом декабристов.

    Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель. Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.

    П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. «Народ российский, — писал он, — не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию — единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Столицу государства предлагалось перенести в Нижний Новгород, имевший большое историческое и патриотическое значение. Этот город по мысли Пестеля должен был стать олицетворением новой республиканской России. Федеративное устройство государства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и временное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».9

    Историческим  прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний — выборные «посадники».

    Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды — представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России — Народное вече — избирался сроком на пять лет в составе 500 человек. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча. Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти — Верховный собор — состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.10

    В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими  людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное  законам естественным... Рабство  в России должно быть решительно уничтожено...». 11Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользование. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и «землю частную». Общественная земля делилась бы на участки такого размера, чтобы каждый «необходимое для житья одного тягла (одного хозяйства) доставлять мог». Эти участки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином. «Земли же частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою... Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия».12

    Правительство в новой России, читал Пестель, должно было поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что разные натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Информация о работе Создание тайных обществ в России