Создание регулярной армии и флота при Петре Великом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2009 в 15:13, Не определен

Описание работы

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории: это не просто вопрос о государственной обороне. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

§ 3. Заграничное путешествие 

  Такого  Россия еще не знала – не один царь не покидал своего государства. Петр отправился за границу в свите Великого посольства инкогнито, под именем Петра Михайлова.

  Великое посольство можно было бы назвать  великим дипломатическим обозом, караваном. Такие обозы с древних времен русские цари посылали в Западную Европу. До XVIII в. Россия не имела в столицах других стран постоянные дипломатические представительства. Поэтому время от времени из Москвы направлялась большая миссия во главе с каким-нибудь знатным боярином. Объезжая одну за другой несколько стран, посольство наносило визиты королям и князьям, вело переговоры с министрами. Такую миссию и было решено снарядить за границу весной 1697 года.

  Великое посольство возглавляли три полномочных  посла: генерал адмирал Франц  Лефорт, руководитель главного дипломатического ведомства – Посольского приказа Федор Головин и думный дьяк Прокофий Возницын. Предполагалось побывать в Австрии, Пруссии, Венеции и у папы в Риме. Программа Великого посольства была обширна: переговоры, приемы, беседы. Добиться поддержки и помощи у европейских держав в войне с турками.

  «Среди  многочисленной свиты послов, состоявшей из дворян, слуг, волонтеров, которые ехали учиться кораблестроению, и «укрылся» русский царь»22. Почему так он сделал, точно сказать невозможно. Может быть, Петр хотел избежать длительных и утомительных приемов и церемоний, которые он и дома терпел с трудом. Кроме того – и это главное – он хотел получить свободу для занятий, которые явно не соответствовали обязанностям коронованной особы, которая путешествует за границей.

  Первым  иностранным городом для Петра  стала Рига – столица шведской Лифляндии. Шведы оказали посольству торжественный прием, но сделали вид, что не заметили  среди дворян посольства русского царя. «Генерал – губернатор Дальберг даже запретил высокому русскому человеку рассматривать и замерять крепостные сооружения Риги»23. Впоследствии это обстоятельство стало одним из формальных поводов для начала Северной  войны. Зато высшие сановники и коронованные особы других государств, через которые ехал из Риги раздосадованный Петр – Курляндия, Бранденбург,- такой ошибки не допустили и, публично приняв послов, отдельно, секретно и с большим почетом принимали Петра, удивляясь этому необычному человеку.

  Другие  люди, видевшие Петра  в тот первый его заграничный визит, замечали особую выразительность и красоту его лица, высокий рост, непринужденность и оптимизм, глубокий природный ум, любовь к труду и … «чудовищную неотесанность, отсутствие приличных манер за столом и в обращении с людьми»24.

  Царь  нигде долго не останавливался, его  влекло не столько любопытство, сколько желание учиться и, прежде всего, корабельному делу. В августе, опередив Великое посольство, он прибыл в Голландию и поселился в маленьком городке Саардаме. Здесь он сразу же устроился на верфь плотником. Кроме того, он осматривал голландские заводы, верфи, мастерские, разговаривал с известными людьми, учеными, изобретателями.

  Голландия недаром влекла Петра. Столько он слышал об этой великой, хотя и не большой  по размерам, стране! Несметные сокровища ее купцов, сотни кораблей, которые бороздили океаны всего мира, банки, верфи, заводы, благоустроенные города, отличные порты, мастерские, музеи – все это богатство было плодом упорного труда, мастерства и гения голландцев. Они сами, своими руками построили свою страну, отвоевав у моря землю, которую защитили высокими плотинами, за которыми – ниже поверхности моря! – цвела прекрасная Голландия с ее живописными фермами, знаменитыми мельницами, тюльпанами, уютными городами, где аккуратные хозяйки мыли мылом  тротуар перед домом. Не раз инее два этот маленький народ мужественно отстаивал независимость своей любимой родины от натиска неприятеля, мечтавшего поживиться за счет труда голландцев.

  Пребывание  в Саардаме было недолгим – толпы  любопытствующих съезжались отовсюду, чтобы посмотреть на невероятную диковинку – «русского царя, который машет топором на верфи и запросто ходит по улицам городка или плавает на своей шлюпке»25. Жить и работать в таких условиях было невозможно. Вскоре Петр перебрался в Амстердам и вместе с Меньшиковым, Кикиным и другими волонтерами стал работать на верфи Ост-Индской компании над сооружением корабля «Петр и Павел».

    Его ничем не отличали от  других мастеров, называя попросту  «плотник Питер». «Как-то раз двое  английских вельмож пришли посмотреть  на царя и спросили у мастера,  кто же в этой рабочей толпе  у стапеля русский царь? Мастер крикнул: «Плотник Питер, ты почему не помогаешь своим товарищам?»  И англичане увидели, как высокий человек в кожаном фартуке, не говоря ни слова, отложил свой топор и подставил плечо под бревно, которое тащили плотники»26.

  Тяжелая работа не утомляла Петра. Он был неутомим и бесконечно любознателен. Однажды ночью он в экипаже переезжал мост, который чем-то его поразил. Остановившись, царь со складным аршином в руках полез под его своды, стал что-то в темноте замерять и заносить при свете фонаря данные о сооружении в свою  записную книжку. В свободные дни он любил  ходить по Амстердаму – городу каналов и кораблей, посещал рынки, лавочки и мастерские. Там царь выучился чинить собственную одежду, узнал, как тачать башмаки, а… у местного зубодера научился ловко выдергивать зубы, чем впоследствии приводил в ужас своих придворных. Зимой, когда по замерзшим каналам голландцы весело катались на коньках, он любил сидеть в трактире за кружкой пива.

  В январе 1698 г. Петр перебрался в Англию. Он хотел посмотреть, как живется в этой «всемирной кузнице», мечтал увидеть Лондон, познакомиться с великим королем Вильгельмом III Оранским, который одновременно был правителем – штатгальтером Голландии и одерживал блестящие победы над армией Людовика XIV. И еще одна практическая цель влекла царя- кораблестроителя в Англию. Голландское кораблестроение ему разонравилось: все на голландских верфях делалось на глазок, основывалось на большом опыте мастера. Получалось всегда неплохо, но для быстрого строительства десятков кораблей в России найти столько мастеров было невозможно. Петр понял, что недостаточно умело махать топором, нужны были знания сложных формул и чертежей, чтобы закладывать и строить сразу несколько, десятки типовых кораблей. Этому учили только в Англии. Петр туда поехал и довольно быстро научился проектировать корабли.

  Он  был потрясен Англией, в особенности  – ее флотом. Для русского гостя Вильгельма III специально устроили маневры и учебный бой. И потом царь не раз, в досаде на своих неблагодарных подданных, говорил, что жизнь английского адмирала несравненно лучше жизни русского царя и что «Англия – самый лучший и прекрасный остров в мире»27.

  Весной 1698 г. он вернулся в Амстердам и  уже вместе с Великим посольством через всю Европу отправился в Вену. Здесь он оставался недолго, на два дня заехал в Венецию. Однако планы пришлось свернуть – из России было получено известие, что стрелецкие полки, взбунтовавшись на западной границе, куда их отправили из Москвы, двинулись на столицу.  Петр, бросив все дела, помчался в Россию. Вскоре он был уже в Москве.

  Из  поездки в Европу Петр сделал вывод. Он познакомился с самыми богатейшими, развитыми странами мира, какими была Голландия и Англия. Он видел, как благополучно, удобно и в достатке живут люди.     Петр оценил всю экономическую и военную мощь западной цивилизации. И путешествуя по Европе, он понял простую вещь: чтобы сделать Россию такой же, как и эти страны – богатой, сильной и процветающей, нужно быстро, не теряя времени, перенять с запада все, что для этого нужно: промышленность, оружие, технику, обычаи, книги, одежду. С тех пор и до конца жизни эта идея не покидала его. Ей, этой своей мечте, он посвятил всю жизнь. И ради осуществления этой мечты он не жалел ни времени, ни денег, ни себя, ни людей, ни России.

  По  дороге домой Петр получил известие, что верный Гордон разбил мятежников под Москвой. Кровь 1682 г. вновь наполнила о себе. И  «Петр уже окончательно решил порвать с прошлым»28. Вернувшись в августе 1698 г. в Москву,  он  сразу же начал жестокие расправы – пытки и массовые казни – над уже побежденными и безопасными для него стрельцами. Но царь жестокими массовыми расправами стремился вырвать все корни сопротивления ему.

  По  возвращении в Москву он велел  остричь бороды своим ближним боярам и предписал им переодеться в европейские одежды. Его раздражал даже их внешний вид, не говоря уже об их мыслях, поступках, намерениях. Этим символическим поступком он начал свои великие реформы.

 

   Заключение 

    Став правителем России, Петр  I наследовал постоянную армию, организованную в основном по системе поселенных войск. В то время эта система господствовала во многих странах Европы (например, в той же Швеции).

     Петр провел радикальную реформу  комплектования армии – ввел  рекрутскую повинность. Главной причиной этого нововведения послужила … пустая государственная казна. Именно поэтому для строительства флота пришлось создавать «кумпанства», а для организации большой регулярной армии – вводить принудительные рекрутские наборы.

    Можно сколько угодно спорить  об эффективности наемных войск, но при этом очевидно содержание их обходилось государству намного дороже содержания войска, где служба – не работа, а «почетная обязанность гражданина»…

    Допетровские войска Московского  государства для своего времени  были вполне эффективны и успешно выполнили свою задачу по обороне страны.

    Однако Петр I поставил перед страной новые цели – не пассивная защита, а активное соперничество с Европой. Очевидно, что эти новые задачи допетровская армия выполнить просто была не в состоянии. Это и послужило главным толчком к началу военной реформы.

      Петру I не пришлось создавать армию нового образца «с чистого листа». Полки нового строя Алексея Михайловича (да и Михаила Федоровича) вполне могут рассматриваться как прототип регулярной армии Петра. У них есть лишь одно существенное отличие:

 полки  нового строя при Михаиле Федоровиче  и Алексее Михайловиче создавались для конкретных локальных войн и после их завершения большинство полков расформировывалось;

     Петр же создал огромную регулярную  армию, которая была необходима лично ему и государству в условиях проведения нового (активного и агрессивного) государственного курса.

 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  I. Источники 

1. Николаева Л. Петр Великий (воспоминания, дневниковые записи, анекдоты).       Париж–Москва–Нью-Йорк, 1993.

   2. Петр Великий pro et contra. Антология. СПб., 2003. 
 

  II. Литература 

   1. Бушуев С.В. История Государства Российского. М., 1994.

   2. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1989.

3. Николаева Л. Петр Великий (воспоминания, дневниковые записи, анекдоты). Париж–Москва–Нью-Йорк, 1993.

   4. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2004.

   5. Сахаров А. Н. История России с начала XVIII до конца XIX века. М., 2001.

6. Шелохаев В. В. История России 1682-1861. М., 1996.  

 

   

    

   

  

  

                       

   

ДРАГУНСКИЙ                        ПЕХОТНЫЙ                     РЯДОВОЙ

       ОФИЦЕР                                  ОФИЦЕР                       ГВАРДЕЕЦ 

  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   ФУЗНЛЕР                                         БОМБАРДИР                                                                                     

Информация о работе Создание регулярной армии и флота при Петре Великом