Современная история города Аркалыка: проблемы малых городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 19:57, научная работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать историю г.Аркалыка на современном этапе (1990-2010 гг.), выявить проблемы, характерные для малых городов, в том числе и г.Аркалыка.

Гипотеза:

Актуальность проблемы: данная работа исследует историю г.Аркалыка на современном этапе, выявляет проблемы, характерные для малых городов Казахстана, в том числе и Аркалыка.

Содержание работы

Введение

1.Малые города Казахстана: анализ развития малых городов Казахстана
2.Современная история Аркалыка
1.Положение города Аркалыка в годы советской власти
2.Кризисное положение города в 90-х – начале 2000-х гг.: вскрывшиеся проблемы города
А) Упадок промышленности,

Б) Рост безработицы, социальные проблемы,

В) Миграционные процессы.

Г) Выход из кризисного положения: пути решения

3.Аркалык сегодня: проблемы, достижения, перспективы развития
Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Научная работа2010.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

    Как все происходило  

    Небольшой город на юге Костанайской области, построенный когда-то как форпост алюминиевой промышленности на месторождении бокситов, в период страшного падения 90-х был ужасен. Люди уезжали тысячами, население без малого 70-тысячного города сократилось на две трети. Тотальное отсутствие работы, бесконечные чрезвычайные ситуации с водой, отоплением, вспышки дизентерии...

    Аркалык той поры – это кризисный, депрессивный, практически в коме. Горожане добывали хлеб, продавая заезжим скупщикам  металлолом и стройматериалы с брошенных многоэтажек. И гибли под обрушивающимися перекрытиями.

    Непосредственно деградация города началась в 1993—1994: производство пришло в упадок, начался отток населения в другие регионы Казахстана, а также в Россию и Германию. Если в 1991 численность населения составляла 65 тыс. чел., то в 1999 — 61 тыс. чел., а сейчас 42 тыс. чел. (диаграмма) Нарушилась работа коммунальных служб: повседневным явлением стали длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением. В 1997 году Тургайская область была расформирована вторично, и её территория снова отошла в подчинение соседних областей.

    Середина  девяностых стала для города периодом упадка. Лишение статуса областного центра, общий социально-экономический спад в стране привели к закрытию многих предприятий и организаций. Недобро аукнулась и та самая советская привычка "создавать трудности, чтобы потом героически их преодолевать". Кризис поразил безработицу. Массовый отток населения привел к тому, что в начале нового тысячелетия в городе осталось менее половины прежней численности населения.

      В Аркалыке до 1997 года имелся  радиосборочный завод «Арна», где  выпускались автомагнитолы, имелся  автосборочный завод, были фабрика  керамических изделий, два асфальтовых  завода, около 20 автобаз, десяток  строительных предприятий, хлебокомбинат,  мясокомбинат, молочный комбинат, птицефабрика. И все это исчезло. Заметим, за годы экономического кризиса в постсоветском Казахстане деградировали также другие малые промышленные города Жанатас, Каратау, Шахтинск, Абай, Сарань, десятки других рабочих поселков.

    “Город, которого нет” – так в начале 2000-х называли в прессе Аркалык. А еще окрестили “городом-призраком”. Даже всерьез обсуждались планы строительства огромной стены, которая бы отделила еще живой центр Аркалыка от опустевших микрорайонов, где дома медленно превращались в развалины.

    Сложившаяся ситуация объяснялась, конечно, не только кризисом переходного периода, но и  тем, как строился Аркалык в советское  время. Малолетний инфант системы, если инфантом можно считать сугубо рабочий  город, существовал вдали от транспортных развязок, от энергетических линий. Поезда и те заходили туда, как в тупик. Но если щедрая советская власть могла себе это позволить, а расходы на существование города окупались добываемыми бокситами, то в конце 90-х, когда производство встало, Аркалык начал с аппетитом сумасшедшего пожирать сам себя.

    Становилось ясно: умирающий город не прокормить, тем более что в глубокой депрессии  к тому времени пребывали многие малые города Казахстана.

    И тогда руководство Аркалыка приняло  историческое решение. Историческое – безо всякой иронии. В 2001 году город пережил так называемую оптимизацию. При полном отсутствии правовой основы возникла идея переселить людей с окраинных новостроек ближе к центру, чтобы, во-первых, сгруппировать оставшееся население на более компактной территории, а во-вторых, чтобы не тратить миллионы, отапливая на две трети пустые дома. Жители окраинных микрорайонов, где половина жилого сектора пустовала, были вынуждены на волне объявленного городскими властям переселения перебраться в центральную часть города, заняв тысячи пустующих квартир. Окраинные микрорайоны - часть шестого и полностью седьмой, девятый - остались пустовать. Предприимчивые бизнесмены из других регионов Казахстана разобрали часть домов и вывезли стройматериалы.

    – В 2001 году найти квартиру в Аркалыке проблем не составляло, – вспоминает сегодня бывший житель города Василий  Махонин. – Но мы держались в своем  микрорайоне, сколько могли. Уехали, когда отключили свет и когда  во всем подъезде остались мы одни. В  сумерках страшно было из дома выходить. В подъездах орудовали мародеры, слухи ходили жуткие. Мы просто выехали, взяли только то, что можно перевезти на санках, – на машину денег не было. В акимате взяли ордер на заселение более старой квартиры в центре. Там даже мебель стояла, хозяева просто снялись и уехали.

    Терминальная  стадия “великой аркалыкской депрессии” наступила через три-четыре года, когда, казалось бы, экономика поднималась  с колен, оставшиеся в городе жители обжили чужие квартиры и стали  задумываться: а что, собственно, считается их недвижимой собственностью? Железобетонные скелеты микрорайонов вокруг центра Аркалыка? Новая квартира, права на которую закрепляла хлипенькая справка городского акимата?

    Ответ был жестким, и дала его сама жизнь. Как только стоимость квартир в Аркалыке стала расти, бросившие свои жилища хозяева стали возвращаться. Их гнало абсолютно законное желание продать свою собственность. Они приезжали и обнаруживали, что собственность уже не их. Фактически. А де-юре – и это вынужден был признать первый же суд – квартиры просто самовольно захватили. Акимат или новые жильцы – не принципиально. Потому что решалось все единственным способом: срочным принудительным выселением по решению суда.

    Прецедент вызвал волну исков. Аркалык залихорадило. Городской суд стал самым многолюдным учреждением. Вынужденные вселенцы рыдали, грозили самосожжением, обещали разобраться с акиматом, который их так подставил. Но закон был неумолим. И отдельные невезучие аркалыкчане вынуждены были переезжать по два, а то и по три раза.

    – Мне тогда очень повезло, –  вспоминает редактор аркалыкской городской  газеты Арыстан Айтмагамбетов. –  Наши хозяева вернулись, чтобы воевать  за свою собственность, но немного опоздали. Тогда по всей стране стоял такой  “аркалыкский плач”, что вмешалось правительство. Квартиры, куда нас заселяли, были официально признаны бесхозными, потом переданы на баланс акимата, а затем нам было позволено их приватизировать по остаточной цене. Мне, помнится, моя трехкомнатная тогда обошлась тысяч в тринадцать.

    В те времена в Аркалыке и других подобных городках появился очень доходный бизнес: отслеживать “самозаселенные” квартиры, находить их владельцев, и, если они заняты, перекупать у них право  беспроигрышной борьбы за свою собственность. Естественно, и мошенников хватало. Некоего Шевчука приговорили к шести годам лишения свободы за умение виртуозно продавать не принадлежащие ему квартиры.

    Ошибка, которая повлекла за собой столько  проблем, была чисто чиновничьей: при  заселении квартиры не были официально признаны бесхозными и не переводились решением суда в муниципальную собственность. Получается, акимат распоряжался жильем, которое ему не принадлежало.

    Понадобилось  вмешательство Президента, внесение изменений в Жилищный кодекс, чтобы  справедливость, пусть с опозданием, но восторжествовала.

    Разумеется, по мере возможностей государство Аркалыку помогало. Финансами, направлением опытных руководителей, так называемых кризисных менеджеров. Проведенные руководством области и городскими властями энергичные меры организационно-хозяйственного и социально-экономического плана позволили к 2004 году улучшить общую ситуацию. Удалось реанимировать коммунальные предприятия и приступить к реализации планов по возрождению города. Это остановило отток населения и стабилизировало экономику.

    Приезд  в апреле 2005 года в Аркалык Премьер-Министра РК Д. Ахметова с целой командой руководителей  и специалистов знаменовал собой ни много ни мало новый поворот в истории города. По итогам той рабочей поездки правительство подготовило проект возрождения Аркалыка. Он, кстати, должен стать пилотным по выводу депрессивных малых городов на новую орбиту экономического развитая.

    В соответствии с правительственной  Концепцией региональной политики Республики Казахстан в стране приняты конкретные критерии депрессивности подобных городов, относящихся к малым, то есть с числом жителей в пределах 40—50 тысяч. К депрессивным же причисляют те из них, в которых объем производства на душу населения ниже 20 процентов от среднереспубликанского уровня, зарплата в промышленности меньше в полтора раза, безработица на 50 процентов выше. Дополняют картину отсутствие ресурсной базы, удаленность от крупных экономических центров и рынков сбыта, неблагоприятные экологические условия... С какой из этих позиций ни взгляни, Аркалык одним из первых напрашивался в «депрессивную десятку», которую выделило Минэкономики из 60 малых городов, разрабатывая проект концепции их развития.  
 

    Сравнительный анализ развития  малых городов  Казахстана в 90- е  гг.: Аркалык, Житикара

    В области есть еще два малых  города — Лисаковск и Житикара. Первый из них относится к группе относительно благополучных, имеющих  значительные природные ресурсы, производственный потенциал и доходы населения. Лисаковск  без особого драматизма пережил длительную стагнацию градообразующего железорудного комбината благодаря стремительному целенаправленному «раскручиванию» альтернативного бизнеса. А к тому моменту, когда здешних предпринимателей стали теснить на рынках расплодившиеся конкуренты, местные власти отыскали серьезных инвесторов и для комбината. Сегодня эти «экономические весы» автоматически стабилизируют обстановку в Лисаковске, в городе нет ни одной брошенной квартиры.  
 
А вот Житикаре, старому уютному городу, поднявшемуся на добыче золота, асбеста и других ценных ископаемых, сейчас областные власти открыто ставят в пример Аркалык. Бывшая тургайская столица начала выбираться из такого крутого пике, а Житикара при куда более благоприятных условиях продолжает уныло опускаться. Город вошел в десятку депрессивных. Здесь меньше пустующих квартир, чем в Аркалыке, однако предложение сконцентрировать население, чтобы дешевле обходились коммунальные услуги, встречает более упорное сопротивление.  
 

    Аркалык сегодня: проблемы, достижения, перспективы развития

    Пережив самые трудные времена, Аркалык мало помалу благоустраивается и восстанавливается. Возвращаются к жизни прежде разрушенные объекты соцкульбыта, налаживается производство. В самую глухую пору в городе работали Дворец культуры, драматический театр. Работники культуры часто встречались с горожанами. Выступали перед ними с концертами, поднимали их настроения, вселяли надежду. Знаковым событием для города стал ввод в эксплуатацию 40-квартирного жилого дома. Затем в рамках строительства коммунального жилья новоселы получили ключи от квартир 48-квартирного дома. В 2004 году был сдан современный детский сад на 120 мест, а к сентябрю 2005 года инвестор в лице "Торгай ЛТД" построил детский сад "Раушан".

    ТОО "Алюминстрой" ведет строительство Ашутастинского водовода. Потом будет снята проблема обеспечения города качественной питьевой водой. На эти цели выделено более чем 600 млн.тенге.,

    В наметившемся экономическом подьеме свою роль сыграли такие крупные предприятия как ТБРУ АО "Алюминий Казахстана" (треть доходов городского бюджета), коммунальные предприятия "Аркалыкская теплоэнегетическая компания", "Іскер", ОАО "Южные электрические сети".

    Сказало свое слово ТОО "Иволга-Холдинг". Его дочернее предприятие ТОО "Батыр-Г" развивает свои производства, как в сельском хозяйстве, так и промышленности. Этот инвестор вложил солидные капиталы в зерноводство на землях села Целинное, поднимает на ноги простаивавший долгие годы завод "Армаш".

    Агроформирования (17 ТОО, более 400 крестьянских хозяйств) занимаются в основном зернопроизводством. Общая площадь посевных угодий составляет 354 тыс.993 га, плошадь зернового клина — 157 тыс.га. Средняя урожайность — 10,4 ц/ га. Объем сдачи зерна -50 тыс.тонн. Несмотря на то, что аркалыкский регион относится к  зоне рискованного земледелия, производство зерна рентабельно. Это объясняется высоким качеством торгайской пшеницы. На рынке это зерно пользуется стабильно высоким спросом. По своим характеристикам аркалыкская пшеница мягких сортов не уступает твердым сортам.

    Один  из крупнейших инвесторов - зерновая фирма "Алиби". В лице ТОО "Алиби-Сеним" она успешно выращивает товарное зерно. Это самое передовое хозяйство в регионе, в арсенале которого современный технический парк. Село Восточное, центральная усадьба хозяйства, превратилось в уютный населенный пункт. Ежегодно хозяйство вкладывает миллион тенге в инфраструктуру села и в его социальные объекты.

Информация о работе Современная история города Аркалыка: проблемы малых городов