Русский военно-морской флот в русско-японской войне 1904-1905 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 05:35, Не определен

Описание работы

Создание Японского флота

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)

 Оперативный  план С.О. Макарова предусматривал подготовку к генеральному сражению с японским флотом. Для обеспечения успеха этого сражения предполагалось ускорить ремонт «Цесаревича» и «Ретвизана», а также присоединить Владивостокский отряд. Командовать отрядом С.О. Макаров послал контр-адмирала К.П. Иессена, которому поставил задачи отражения десантов на северо-востоке Корейского полуострова и демонстрационных действий у берегов Японии для отвлечения противника. При благоприятной обстановке Иессен должен был прорваться в Порт-Артур.

 С.О. Макаров настаивал на усилении флота отрядом контр-адмирала А.А. Вирениуса, которого война застала в Красном море, а также миноносцами типа «Циклон» и моторными минными катерами. Миноносцы он предполагал разобрать и перевезти по железной дороге, а минные катера срочно заказать в одной из иностранных фирм. В этом вопросе С.О. Макарова поддержал главнокомандующий всеми морскими и сухопутными силами адмирал Е.И. Алексеев. Однако их надежды не оправдались: отряд А.А. Вирениуса решением генерал-адмирала был возвращён на Балтику.

 «Цесаревич»  и «Ретвизан», снятый с мели 24 февраля, исправлялись с помощью  деревянных кессонов, подведенных  под пробоины. Они могли вступить  в строй не ранее, чем через  три месяца и то благодаря  приезду в Порт-Артур 189 мастеровых  Балтийского завода во главе с талантливым корабельным инженером Н.Н. Кутейниковым. Несколько быстрее продвигался ремонт стоявшей в доке «Пал-лады». Состояние эскадренных миноносцев оставляло желать много лучшего. В марте 1904 г. в строй вступили «Страшный» и «Стройный», из 23 единиц в готовности к выходу в море находились не более трети. Организационные и технические мероприятия, проведённые по распоряжению командующего флотом, имели некоторый успех: в конце марта с эскадрой выходили 13 эскадренных миноносцев.

 Также были  проведены перестановки командного  состава. Отличившегося на «Новике»  капитана 2-го ранга Н.О. Эссена  Макаров назначил командиром  броненосца «Севастополь», а на  его место поставил капитана 2-го  ранга М.Ф. Шульца, старшего брата  флагманского минёра. Командующим отрядом крейсеров стал прибывший из Владивостока капитан 1-го ранга Н.К. Рейценштейн, а заведующим 2-м отрядом миноносцев -капитан 2-го ранга М.В. Бубнов. На «Цесаревич» предполагалось назначить капитана 2-го ранга М.П. Васильева, а на «Пересвет» - специально вызванного из Шанхая капитана 2-го ранга Н. А. Кроуна. Несмотря на протесты главнокомандующего Е.И. Алексеева, ГМШ утвердил большинство назначений,но для этого Макарову пришлось пойти на угрозу сложения полномочий.

 Вечером 25 февраля С.О. Макаров послал в разведку к островам Эллиот (80 миль от Порт-Артура) эскадренные миноносцы «Решительный» и «Стерегущий». Случилось так, что адмирал X. Того назначил на следующий день бомбардировку Порт-Артура, которую также хотел предварить ночной разведкой двух отрядов истребителей. Японские корабли были замечены из крепости,и против них был выслан отряд из 4 эскадренных миноносцев Матусевича.

 В ходе  ночного боя русским удалось  атаковать первыми. Японские истребители  «Касуми», «Асасио» и «Акацуки»  получили до 20 попаданий и потеряли 14 человек экипажа. Однако ранение командира отряда Матусевича и тяжёлые повреждения «Выносливого» помешали развитию успеха. В темноте японцам увели потерявший ход «Акацуки».

 «Решительный»  и «Стерегущий», не обнаружив  противника у архипелага Эллиот, возвращались в Порт-Артур и с рассветом 26 февраля обнаружили 4 японских истребителя. В завязавшемся бое «Решительному» удалось прорваться в Порт-Артур. «Стерегущий» получил попадание в машину, уменьшил ход и был окружён противником. В длившемся около часа бое на русском корабле были убиты все офицеры и большинство нижних чинов,вышли из строя все орудия. «Акебоно» получил 27 попаданий, «Сазанами» - 8, но оба остались в строю из-за слабого бризантного действия русских 75- и 47мм снарядов. Японцы попытались взять на буксир повреждённый корабль,но от полученных повреждений и открытых в машинном отделении кингстонам он вскоре ушёл под воду. Из 52 человек экипажа «Стерегущего» в живых осталось 4 матроса, трое из которых были ранены.

 Макаров на крейсере «Новик» спешно отправился на помощь,но было уже поздно. Адмирал не успел спасти «Стерегущий» и вскоре вернулся в Порт-Артур, поскольку как к крепости подошли обе эскадры Соединённого флота вице-адмирала X. Того. Но сам по себе факт выхода командующего на «Новике» оказал огромное моральное воздействие на моряков, возродив надежды на победу в борьбе с коварным противником.

 Утром 26 февраля  шесть броненосцев X. Того впервые  бомбардировали Порт-Артур, скрываясь  за горой Ляотешань, где не  было береговых батарей. В течение 3 час. 15 мин. они, сменяясь, выпустили 154 12" снаряда, повредив кессон «Ретвизана», вынужденного приткнуться к мели в Западном бассейне. Попадания также получили «Севастополь» и «Аскольд», но без серьёзных повреждений.

 Вторая бомбардировка японским флотом Порт-Артура, предпринятая утром 9 марта, была сорвана не только ответным - «перекидным» огнём «Ретвизана» и «Победы», но и неожиданным для противника выходом российского Тихоокеанского флота в море. К 10 час. 30 мин. во главе с С.О. Макаровым (флаг на «Аскольде») на внешнем рейде оказались 7 броненосцев и крейсеров. Вице-адмирал X. Того с присоединением прервавших бомбардировку броненосцев «Ясима» и «Фудзи» (снаряд «Ретвизана» упал в 4 м от его носа) имел 18 кораблей. Однако японский главнокомандующий не решился атаковать русский флот, маневрировавший под прикрытием береговых батарей, и отступил.

 В ночь  на 14 марта японцы попытались  затопить 4 парохода-брандера на  фарватере Порт-Артура,но были  обнаружены и вынуждены выброситься на берег.

 Ночью 31 марта  вспомогательный заградитель «Кориу-Мару»  и 12 истребителей и миноносцев  смогли выставить мины на внешнем  рейде Порт-Артура,на этот же  день планировалась новая бомбардировка.

 По случайному  стечению обстоятельств С.О. Макаров  в ночь на 31 марта также планировал наступательную операцию: ночной поиск соединённых отрядов эскадренных миноносцев к островам Эллиот, где, по агентурным сведениям, собирались японские десантные силы. Восемь эскадренных миноносцев выполнили разведку,не обнаружили противника,но затем разлучились в темноте. Утром один из них- «Страшный» случайно наткнулся на 4 японских истребителя и принял их за своих. Когда на рассвете «Страшный» показал опознавательные, на него внезапно обрушился шквал огня. В первые же минуты боя погиб командир эскадренного миноносца капитан 2-го ранга К.К. Юрасовский. Неравную борьбу героического экипажа возглавил лейтенант Е.А. Малеев, который до последней возможности отстреливался из многоствольной пушки Норденфельдта, снятой ранее с японского брандера. Вскоре в минном аппарате «Страшного» от попавшего снаряда взорвалась приготовленная к выстрелу мина Уайтхеда, разметав по искалеченной верхней палубе убитых и раненых, миноносец начал тонуть. Японский отряд, использовав преимущество внезапности и подавляющее превосходство в силах, потерял всего 5 человек ранеными.

 На выручку  «Страшному» полным ходом направился  крейсер «Баян», отогнавший японские  истребители. При этом «Баян»  вступил в бой с приближавшимися  к Порт-Артуру броненосными крейсерами 2-й японской эскадры. Умело маневрируя под огнём противника, командир «Баяна» капитан 1-го ранга Р.Н. Вирен смог поднять из воды 5 матросов из экипажа затонувшего «Страшного», вместе с которым погибли все четыре офицера и 47 нижних чинов.

 «Баян» повернул к Порт-Артуру, откуда навстречу японцам на «Петропавловске» вышел командующий флотом. С присоединением «Полтавы», «Баяна», «Аскольда» и «Новика», не дожидаясь выхода остальных броненосцев, С.О. Макаров атаковал японские крейсера. Вскоре «Петропавловск» открыл огонь из 12" орудий. Японцы отступили, но в 25 милях от Порт-Артура с мостика «Петропавловска» обнаружили главные силы Соединённого флота: 6 броненосцев и 2 новых броненосных крейсера («Ниссин» и «Касуга»).

 Ввиду превосходства  противника С.О. Макаров решил вернуться на внешний рейд, где в кильватер «Полтаве» вступили «Пересвет» и «Победа». «Севастополь» находился ещё на выходе из бассейна, когда русский флагманский корабль начал обычный маневр — «восьмёрку»: адмирал Макаров собирался принять бой под прикрытием береговых батарей.

 В 9-39 «Петропавловск»  подорвался на мине(или связке),в  результате взрыва которой сдетонировал  боезапас носовой башни ГК, и  в течении 1,5-2 минут быстро  ушёл носом под воду. Спасти  удалось 80 человек, в том числе  командира броненосца капитана 1-го ранга Н.М. Яковлева, капитана 2-го ранга великого князя Кирилла Владимировича и 5 других офицеров.

 На «Петропавловске»  погибли 650 человек, среди них  были адмиралы С.О. Макаров  и М.П. Молас, и такие выдающиеся  офицеры флота, как М.П. Васильев, А.К. Мякишев, Н.А. Кроун и К.Ф. Шульц, а также ветеран многих войн и походов художник В.В. Верещагин, бывший на броненосце в качестве волонтёра (выпускник Морского корпуса 1860 г.).

 Вскоре броненосец  «Победа» также подорвался на  мине, но остался на плаву и был уведён на внутренний рейд, русские корабли,подозревая атаку подводной лодки,открыли по воде шквальный огонь.

 Японский  флот,тем не менее,не воспользовался  неразберихой и потерей двух  броненосцев,и в 15 часов скрылся  за горизонтом.

 С гибелью «Петропавловска» и подрывом «Победы» в распоряжении адмирала Е.И. Алексеева, прибывшего 2 апреля в Порт-Артур для личного руководства флотом, оказалось всего 3 линейных корабля и сравнительно слабый «Баян» против 14 японских броненосцев и броненосных крейсеров. При таком соотношении сил активные действия могли привести к гибели остатков русского флота в неравном бою с противником. Поэтому Е.И. Алексеев, подняв флаг на «Севастополе» и назначив флаг-капитаном походного штаба Н.О. Эссена, избрал сугубо оборонительный образ действий, ожидая окончания ремонта повреждённых броненосцев.

8 апреля адмирал  Е.И. Алексеев, желая активностью  Владивостокского отряда отчасти  компенсировать бездействие главных  сил флота в Порт-Артуре, разрешил  контр-адмиралу К.П. Иессену выполнить набег на Цуругу и Хакодате силами трёх крейсеров (без «Рюрика») с целью «мешать перевозке вражеского десанта, а перед этим совместно с миноносцами произвести осмотр корейского берега». 10 апреля «Россия», «Громобой», «Богатырь» и миноносцы № 205 и № 206 вышли в море и через два дня, счастливо разминувшись в тумане с крейсерами Камимуры, подошли к Гензану. В Гензане миноносцы потопили японский пароход «Гойо-Мару» (600 брт). В тот же день, 12 апреля, отряд К.П. Иессена перехватил в море и потопил другой пароход - «Хагинура-Мару», после чего адмирал отправил миноносцы во Владивосток. Ночью после досмотра был потоплен транспорт «Кинсю-Мару».

 Успех русского  крейсерского отряда был достигнут  благодаря скрытности, обеспеченной  не только туманом, но и полным радиомолчанием (приказание К.П. Иессена). Японцы, наоборот, пользовались радиотелеграфом, что позволило русскому командованию знать о присутствии противника в северной части Японского моря [7].

 В ночь  на 12 апреля японцы попытались  в третий раз закупорить фарватер Порт-Артура. 12 пароходов отправились в штормовую погоду,командир решил отменить операцию,но сигнал увидели только три судна. Остальные восемь на входе в бухту попали под сосредоточенный огонь береговых батарей,канонерских ложок и торпедные атаки миноносцев. Все брандеры затонули вдали от фарватера,большая часть их экипажей погибла.

20 апреля вице-адмирал  Того появился у Порт-Артура  с главными силами флота. Русская  эскадра осталась в гавани  и японский главнокомандующий  предположил, что закупорка окончилась успешно. Тем не менее, в соответствии с ранее принятым решением, для надёжного прикрытия высадки X. Того приказал начать непрерывную ближнюю блокаду Порт-Артура броненосцами днём и отрядами миноносцев ночью.

 С 22 по 30 апреля  силы японской 2-й армии беспрепятственно высадились на Квантунском полуострове. Е.И.Алексеев выехал на передовую,оставив командовать флотов контр-адмирала В.К. Витгефта.

 Днем 1 мая  1904 г. минный транспорт «Амур»  под командованием капитана 2-го  ранга Ф.Н. Иванова, воспользовавшись туманом,поставил 50 мин заграждения на обычном маршруте японцев.

 Утром 2 мая  у Порт-Артура появился блокирующий  отряд контр-адмирала Т. Насиба  в составе броненосцев «Хацусе», «Сикисима» и «Ясима», крейсера  «Касаги» и авизо «Тацута». В 9 час. 55 мин. флагманский корабль Т. Насиба - «Хацусе» кормой подорвался на мине, вода затопила рулевое отделение. Вскоре последовали два минных взрыва под броненосцем «Ясима», который потерял ход. Пытаясь спасти повреждённые корабли, японцы продолжали маневрировать в районе минного заграждения. В 11 час. 33 мин. «Хацусе» подорвался вторично. Взрыв мин, очевидно, вызвал детонацию кормовых погребов боезапаса и корабль стремительно затонул, унеся с собой 493 человека экипажа.

 Несмотря  на то, что первый взрыв под «Ясима» был замечен русскими наблюдателями с Золотой горы, контр-адмирал В.К. Витгефт проявил колебания и не воспользовался благоприятной возможностью нанести серьёзное поражение части сил японского флота. Несмотря на советы контр-адмирала М.Ф. Лощинского, командира «Полтавы» И.П. Успенского и некоторых других, он отказался послать в бой большие корабли.

 В ночь  на 2 мая в тумане крейсер «Иосино»  был протаранен «Кассуга» и  быстро затонул,погибло 335 человек.  Вечером того же дня на камни  выскочил авизо «Тацута»,которому потребовался длительный ремонт.

Информация о работе Русский военно-морской флот в русско-японской войне 1904-1905 годов