Развитие Земской и социальной медицины в России в XIX- XX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:13, реферат

Описание работы

Развитие общественной медицины в России с современных позиций изучено явно недостаточно. Запутанным остается вопрос о взаимосвязи общественной и земской медицины. Это объясняется прежде всего поверхностным исследованием ряда проблем истории отечественной медицины второй половины XVIII—первой половины XIX века.

Содержание работы

Развитие социальной медицины
Развитие земской медицины
Вывод
Использованная литература

Файлы: 1 файл

развитие земской и соц.медицины.docx

— 51.20 Кб (Скачать файл)

Сторонники  «пробирки» правильно требовали создания лабораторий при санитарных органах и считали, что усложнение задач выдвигает требование диференциации и специализации, что санитарный врач должен овладеть гигиеническими и бактериологическими методами исследования. Но они были неправы, недооценивая значение наследия предыдущего этапа отечественной гигиены.

«Спор пера и пробирки» был неразрешим в условиях царского строя. В советской гигиене и санитарии нет борьбы этих двух течений: в ней органически сочетаются общественная направленность и современное техническое вооружение, ценные прогрессивные традиции прошлого и новые формы работы в соответствии с запросами развиающейся санитарной деятельности и советского здравоохранения в целом.

Из многочисленных инфекционных болезней, имевших распространение  в России во второй половине XIX и  начале XX века, одно из первых мест занимала холера. Холерные эпидемии многократно  повторялись и уносили значительное количество жертв. В 1871—1872 гг., по весьма неполным официальным данным, от холеры погибло около 225000 человек. В эпидемию 1892 г. умер 300 821 человек, что составляло половину заболевших холерой.

Нелепые распоряжения полиции вызывали панику и крайнее  озлобление населения. 1892 г. ознаменовался «холерными бунтами», от которых пострадало немало врачей. Трагические события имели место на Каспийском море в связи с тем, что администрация задержала в карантине десятки судов, вследствие чего от голода и болезней погибло много пассажиров. События эти позднее ярко запечатлел В. Г. Короленко. Специально борьбе с холерой был посвящен чрезвычайный Пироговский съезд 1905 г., а также ряд всероссийских и местных совещаний.

Широко были распространены и другие заразные болезни. В 1894 г., по неполным официальным данным, от оспы, скарлатины, дифтерии, кори, тифов  и дизентерии умерло 550 500 человек. Смерть от инфекционных болезней составляла в разные годы 30—40 % общей смертности.

 Проведение  земскими медико-санитарными организациями  систематических мероприятий против  распространения эпидемий чрезвычайно  затруднялось, а часто сводилось  на нет действиями властей. Особенно мешали рациональной борьбе с эпидемиями административные «санитарно-исполнительные комиссии», создававшиеся на основании правил от II августа 1903 г. и последующих разъяснений и дополнений к ним. Комиссии эти, обладавшие чрезвычайными полномочиями и действовавшие полицейскими методами, совершенно не считались с деятельностью постоянных местных санитарных органов, внося этим хаос в санитарную и противоэпидемическую работу.

 Из болезней  эндемического характера широкое  распространение получила малярия,  особенно в Среднем и Южном  Поволжье, Закавказье и Средней  Азии. Медико-топографические описания, отчеты земских санитарных органов содержали многих данных о «перемежающихся лихорадках», «болотных лихорадках» и просто «лихорадках», что в большинстве случаев фактически означало малярию.

Железнодорожное строительство во второй половине XIX века, связанное с обширными земляными  работами в болотистых местностях, развитие торфоразработок, строительство  и расширение курортов, в частности  на Черном, Азовском и Каспийском морях, передвижение больших масс населения  из одних районов страны в другие в связи с промышленным ее развитием  — все это вызвало широкое  распространение малярии по всей стране. Правительство не уделяло серьезного внимания этой опасности и оставалось глухо к многочисленным представлениям и ходатайствам земских медицинских органов и Пироговских съездов.

 Именно  в связи с вопросом о малярии  IX Пироговский съезд (1904), как уже упоминалось, принял решение не возбуждать перед правительственными инстанциями новых ходатайств, ввиду их безрезультатности, и ограничиться принципиальными постановлениями. За 2 года до этого, в 1902 г., на VIII Пироговском съезде при травлении Пироговского общества была образована постоянная комиссия по изучению малярии в России. Председателем ее был Г. Н. Габричевский. На средства Пироговского общества без правительственной помощи комиссия организовала экспедиции для изучения малярии на Закавказскую железную дорогу, в Воронежскую губернию, па Черноморское и Каспийское побережье Кавказа и в другие места.

Члены комиссии посетили также Италию для ознакомления с мероприятиями, проводимыми по борьбе с широко распространенной там  эндемической малярией. Комиссия углубленно изучала эпидемиологию малярии, тогда еще недостаточно известную, разрабатывала как лечебные, так  и профилактические мероприятия, в  частности, профилактику хинином, изучала  биологию комаров. Большой заслугой комиссии и в первую очередь ее председателя Г. Н. Габричевского являлось опровержение «водной теории» и окончательное установление роли комаров анофелес в распространении малярии.

Комиссией было издано несколько выпусков трудов, а также разработаны популярные материалы для распространения  сведений о малярии среди населения, переводившиеся на грузинский, армянский  и другие языки. Преемником Г. Н. Габричевского по изучению малярии и борьбе с ней явился Е. И. Марциновский, впоследствии виднейший советский маляриолог. Работы ряда земских, а затем городских и фабрично-заводских врачей показали широкое распространение туберкулеза в России и непосредственную связь его с условиями быта и труда.

На VII Пироговском съезде (Казань, 1899) в докладе В. Д. Шервинского был поставлен вопрос о необходимости объединения разрозненных сведений, имевшихся о туберкулезе в России, и дальнейшего систематического его изучения. В докладе предусматривалась единая статистика туберкулеза, своевременное лечение больных, предупредительные меры 1 санитарного порядка; последние делились на общие — для всего населения и специальные — для особых категорий: фабрично-заводских рабочих, ремесленников, жителей каморочных помещений и ночлежных домов, школьников; предусматривалось также распространение среди населения знаний о туберкулезе.

На VIII съезде (1902) была образована постоянная комиссия но туберкулезу под председательством В. Д. Шервинского с 1907 г. его сменил В. А. Воробьев. Комиссия разработала номенклатуру туберкулеза, основные требования к устройству туберкулезных санаториев, приютов, амбулаторий, изучала связь туберкулеза с профессиональной заболеваемостью. Вместе с Русским обществом охранения народного здравия Пироговское общество явилось инициатором образования Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. Активным деятелем Пироговской комиссии по борьбе с туберкулезом и одновременно секретарем Лиги борьбы с туберкулезом явился с 1912 г. врач-большевик 3. П. Соловьев.

В дореволюционной  России были широко распространены венерические болезни. В частности, бытовой сифилис  на селе изучался и описывался рядом  земских врачей (Н. С. Сперанский, Н. И. Тезяков и др.).

Вывод

Земская медицина явилась в сельской жизни России совершенно новым фактором, в котором наука и высшая культура входят в непосредственное общение с народной жизнью и народными нуждами. Она приняла совершенно национальный тип общественного служения, исключающего, в принципе, преимущество сильных и богатых и начало конкуренции на почве личных выгод. Польза, принесенная и приносимая сельскому населению Земской медициной, не может быть выражена какими-либо точными числами, но она велика и разностороння. Излечение многих болезней, громадное сокращение их длительности, облегчение излишних страданий, проведение в жизнь культурных начал гигиены и разумных привычек - вот те результаты, которые может видеть всякий беспристрастный человек, наблюдающий деятельность хорошо поставленной Земской медицины. Тип деятельного Земского врача, преданного своему делу, видящего в нем способ работать на общую пользу, уже установился в жизни и представляется в высокой степени симпатичным, весьма далеким от тех представлений, которые нередко составляются о врачах поверхностными наблюдателями городской жизни. При поддержке и дальнейшем развитии этого типа, жизнь и здоровье сельского населения России будут находиться в надежных руках. По образцу Земской медицины организована, законом 24 апреля 1887 г., сельская медицина в западном крае, где не введены в действие Земские учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература

  • Каневский Л.О. и И.И.Моллесон – первый русский санитарный врач. Гигиена и санитария,1947, №5
  • Т.С.Сорокина. История медицины. 2-е издание,переработанное и дополненное. Москва,1994 год
  • П.Е.Заблудовский, Медицина в России в период капитализма. Вопросы общественной медицины. Медгиз,1995 год
  • works.ru
  • www.medicinform.net
  • dic.acadmic.ru

Информация о работе Развитие Земской и социальной медицины в России в XIX- XX веках