Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2010 в 18:37, Не определен
Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)
«Раздробленность Руси.
Характеристика основных удельных центров
(Владимиро-Суздальская
земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское
княжество)»
Нижний Новгород
2007 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Владимиро-Суздальская земля…………………………………………………...7
Галицко-Волынская земля………………………………………………………12
Новгородская земля (или Новгородская феодальная республика)…………...14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение:
На
рубеже XI – XII вв. единое Древнерусское
государство распалось на целый
ряд отдельных
Иной характер носили междукняжеские отношения после смерти Ярослава Мудрого (1054). Его наследниками были пятеро оставшихся в живых к моменту его смерти сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав.
Русскую землю Ярослав разделил между тремя старшими сыновьями (Игорь и Вячеслав получили менее существенные, чем остальные, земли, Владимир-на-Волыни и Смоленск, и оба вскоре умерли), создав своего рода триумвират Ярославичей. Изяслав как старший получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество, Святослав – Черниговскую землю, землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань, а Всеволод – Переяславль Киевский, Ростов-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье. Это распределение было на первый взгляд странным: ни у одного из братьев не было какого-то одного, большого княжества, земли были расположены черезполосно. Более того, Святослав, которому достался находящийся на север от Киева Чернигов, получил в восточной части Руси её южную часть. Всеволод же, в чьих руках был Переяславль Киевский (южнее Киева), владел северной частью земель восточной Руси. Вероятно, таким образом, Ярослав пытался преодолеть возможность будущего раздробления, стремился создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга и не могли править самостоятельно.
На первых порах триумвират Ярославовичей был действенным: они вместе боролись против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань. Впрочем, он был вскоре отравлен византийским агентом: Византия боялась усиления русского влияния на Кавказе.
Единым фронтом Ярославичи боролись против Всеслава полоцкого, который в 1065 г. Попытался захватить Псков, а затем и Новгород.
Ярославичи, выступив против Всеслава, в 1067 году взяли Минск, а затем встретились с Всеславом в битве на реке Немиге. Всеслав был разгромлен и, понадеявшись на скрепленное клятвой – целование креста – обещание братьев «не сотворим ти зла», прибыл для переговоров. Однако Ярославичи схватили Всеслава и отвезли его в Киев, где посадили в «поруб» - подземную тюрьму.
События
последующих лет привели к
распаду триумвирата. В 1068 году на р.
Альте половцы разбили
После его смерти (1093)на престол вступил сын Изяслава-Святополк. Однако бесконечные усобицы продолжались. В1097г в Любече по инициативе сына Всеволода – перееславского князя Владимира Мономаха собрался княжеский съезд. Князья выразили сожаление по поводу усобиц, идущих на пользу только половцам, которые «землю нашу несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати», решили быть отныне единодушными («имемся въ едино сердце») и установили совершенно новый принцип организации на Руси: «Кождо да держить отчину свою». Таким образом, Русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества- «отчины», закрепляло феодальную раздробленность.
Однако разделить землю князьям было легче, чем стать единодушными. В том же 1097 г. Внуки Ярослава Давыд и Святополк заманили к себе и ослепили теребовльского князя Василька, а затем вступили в войну друг с другом. Начался новый виток феодальной войны. Однако на некоторое время усобицы остановились благодаря деятельности Владимира Мономаха. Обстоятельства его появления на киевском престоле были таковы. В 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк Изяславович. Его смерть ознаменовалась мощным народным восстанием. Киевляне разгромили двор близкого к Святополку тысяцкого Путяты и дворы ростовщиков. Киевские бояре обратились с просьбой занять великокняжеский престол к Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Этот шестидесятилетний князь, внук по женской линии византийского императора Константина Мономаха (отсюда его прозвище) пользовался заслуженной популярностью на Руси. Став киевским князем, Владимир Мономах значительно облегчил положение закупов, дав им право уходить от своего господина, чтобы заработать денег и вернуть «купу», ввел ответственность за обращение закупа в полного холопа, снизил максимальный ростовщический процент для долговременных ссуд с 33 до 20 процентов и запретил превращать свободных в холопы за долги. Княжение Владимира Мономаха (1113 – 1125) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132) были временем восстановления единства Древнерусского государства.
Однако центробежные силы оказались непреодолимыми. Феодальная раздробленность наступила. Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть его все время слабела и была скорее номинальной. Отношения между князьями регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями. Цель усобиц в период раздробленности была уже иной, чем в едином государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет соседей.
Причины перехода к феодальной раздробленности следует искать, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения не только княжеского, но и частного, возникновения боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса становится теперь не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол.
Другими причинами перехода к феодальной раздробленности были рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появляется несколько.
Количество княжеств постоянно менялось, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. С другой стороны, встречались и случаи, когда соседние княжества объединялись. Поэтому можно перечислить лишь главные из княжеств и земель: Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (объединившиеся в последствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское (впоследствии – Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новгородская земля с её республиканским строем. В XIII веке из неё выделилась Псковская земля, также республиканская.
Для
каждой из этих земель были характерны
свои отличительные особенности, но вместе
с тем их тесная связь в рамках федерации
обеспечивалась общим сознанием единства
Русской земли и общими основными законами,
заключавшимися в Пространной Правде.
Вот эти отличия и сходства земель я хочу
рассмотреть поподробнее на примере более
крупных из них, выделившихся в ходе феодальной
раздробленности. Это и является целью
моей работы.
Владимиро-Суздальская земля в XI – XIII вв.
Расположенная на северо-востоке от Приднепровья Владимиро-Суздальская (ранее Ростово-Суздальская) земля была далекой окраиной Древнерусского государства. Поэтому эту землю часто называют Северо-Восточной Русью. Здесь первоначально жили угро-финские (мордва, меря, мурома) и балтские (в западной части) племена. Лишь на рубеже IX – X вв. с северо-запада сюда начинают проникать ильменские словене, а с запада – кривичи, на рубеже X – XI вв. – вятичи, которые упорно не подчинялись власти Древнерусского государства.
Первоначальной
столицей этой земли был Ростов.
Находившаяся за лесом территория
носила название Ополье. Земля здесь была,
быть может, не так плодородна, как приднепровский
чернозем, но все же давала достаточно
устойчивые урожаи. Поскольку население
здесь было до прихода славян очень редким,
земля не была особенно ценной. Ценилась
«роспашь», земля, с большим трудом отвоеванная
крестьянином у леса, окультивированная
и уже населенная крестьянами. Здесь было
много угодий – рыбных, сенокосных, бортных,
соляные промыслы.
Ростово-Суздальская
земля, попавшая по разделу между
Ярославичами в руки Всеволода, оставалась
и дальше под властью его потомков – сначала
Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия
Долгорукого, при котором фактической
столицей княжества стал Суздаль. Вряд
ли своё прозвище этот князь получил за
особенности своего телосложения. Вероятней
другое: свои «долгие» (т.е. длинные) руки
он из Суздаля протягивал в самые разные
концы Русской земли, активно участвуя
в различных княжеских междоусобицах.
Полем его деятельности была вся Русь:
он стремился к захвату Новгорода и вмешивался
в междукняжеские отношения даже в далекой
Галицко-Волынской земле. Но главной целью
его устремлений был киевский великокняжеский
престол. Ему удалось захватить Киев дважды
– в 1149 и в 1155 гг. После 1155 г. он уже не покидал
Киева, отправив в Суздаль одного из своих
младших сыновей – Василька. Юрий Долгорукий
держал себя в Киеве так, что киевляне
под конец говорили, что им с ним «не ужити».
Его смерть в 1157 г. (есть сведения о том,
что он был отравлен) привела к мощному
народному восстанию против его приближенных.
С именем Юрия Долгорукого часто связывают основание Москвы. Действительно, Юрий основал немало городов на границах своего княжества.
С именами сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо связан политический и экономический подъем Северо-Восточной Руси. Андрей Боголюбский по своей психологии был уже типичным князем времени феодальной раздробленности. Его вначале мало интересовала Киевская земля. Получив в ней от отца в качестве удела Вышгород, он не захотел там остаться и, нарушив отцовскую волю, бежал в далекий зелесский край, прихватив с собой «чудотворную» икону Божьей матери. Ни старинный центр Северо-Восточной Руси Ростов, ни отцовская столица – тоже достаточно старый город Суздаль не привлекали Андрея. Он решил поселиться в одном из новых городов, полвека тому назад основанном Владимире. Здесь менее сильны были вечевые традиции, и оставалось больше простора для княжеского самовластия. И вот неподалеку от Владимира лошади, которые везли икону Богородицы в Ростов, центр епархии, внезапно остановились. Никакие понукания не могли заставить их двинуться. Богородица сама «решила» избрать местом своего пребывания Владимир и даже сообщила об этом во сне самому Андрею. С тех пор эта икона именуется Владимирской божьей матерью. На месте, где остановились лошади, был основан княжеский замок Боголюбов, ставший загородной резиденцией Андрея. Отсюда и его прозвище – Боголюбский.
Время Андрея Боголюбского – время весьма активной политики владимиро-суздальского князя. Он ведет успешную войну с Волжско-Камской Болгарией (1164), и в честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от Боголюбова воздвигают замечательную церковь Покрова богородицы на реке Нерли. Андрея называют «самовластцем» Суздальской земли. Но этого ему было мало. Он стремился овладеть и великокняжеским престолом, и Новгородом. В 1169 г. войска Андрея под предводительством его сына Мстислава взяли Киев и учинили там страшную резню. Город был сожжен, горожане частью уведены в плен, частью истреблены. Однако, подчинив себе Киев и получив официально титул великого князя киевского, Андрей, в отличие от своего отца, не переехал туда. Его целью было укрепление своего, Владимиро-Суздальского княжества.
Борьба за подчинение Новгорода была менее успешной. Войска Андрея и его союзников в 1169 г. дважды подряд потерпели поражение от новгородцев. Суздальских пленных оказалось так много, что их продавали по невероятно дешевой цене. И все же Андрею удалось свое влияние в Новгороде. Не военной силой, а, запретив в голодный неурожайный год вывозить из суздальских пределов хлеб в Новгородскую землю.
Предметом особых забот Андрея Боголюбского было повышение роли Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике и его значительное обособление. Этому способствовало превращение Божьей матери Владимирской в небесную покровительницу княжества. Установление богородичного культа как основного во Владимиро-Суздальской земле как бы противопоставляло её Киевской и Новгородской землям, где основным был культ св. Софии. Развернутое при Андрее Боголюбском мощное каменное строительство также призвано было подчеркнуть могущество и суверенность княжества. Андрей пытался найти во Владимиро-Суздальской и собственного святого – ростовского епископа Леонтия, хотя добиться его канонизации в то время не удалось. Пытался Андрей установить во Владимире и отдельную от Киева, подчиняющуюся непосредственно Константинополю митрополию. Кандидатом на митрополичий престол был местный епископ Федор. Создание двух митрополичьих кафедр на Руси означало бы новый шаг по пути феодальной раздробленности. Однако константинопольский патриарх не согласился на эту просьбу Андрея, а позволил ему лишь перенести епископский престол из старого Ростова в новую княжескую резиденцию – Владимир.
Андрей
Боголюбский с большой