Пруссы. Хозяйство и общественные отношения до тевтонского завоевания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2010 в 10:56, Не определен

Описание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сведения о происхождении пруссов…………………………………...6
Глава II. Общественный строй пруссов по англо-саксонским, скандинавским и древнерусским источникам………………………………………………………...17
Глава III. Сведения о хозяйстве пруссов……………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

1.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава I. Сведения о происхождении пруссов…………………………………...6 

Глава II. Общественный строй пруссов по англо-саксонским, скандинавским и древнерусским источникам………………………………………………………...17 

Глава III. Сведения о хозяйстве пруссов……………………………………….26 

Заключение……………………………………………………………………….34 

Список  использованной литературы…………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы работы состоит в том, что  Изучение средневековой истории  народов Прибалтики — важная задача нашей науки. Однако ее решение наталкивается на большие трудности, вызванные отсутствием местных летописей и крайней скудостью других источников.

     О пруссах нам известно немного. Еще  в начале нашей эры они жили первобытнообщинным строем. К началу IX века у них начинают зарождаться классы и появляются зачатки государственности. К этому же периоду относятся более или менее достоверные сведения об их жизни, хозяйственной деятельности и обычаях. У пруссов не было письменности, поэтому они не оставили никаких документов. Все, что нам известно о жизни пруссов, исходит из сохранившихся свидетельств европейских и арабских купцов IX—XI веков, христианских миссионеров, побывавших здесь. Кроме того, богатый материал о жизни пруссов и их легендах дает рукопись первого епископа Пруссии Христиана, жившего в начале XIII века и пытавшегося обратить пруссов в христианство. Большую информацию о пруссах дали археологические раскопки. Ученые установили, что группа племен, обобщенных названием «пруссы», культурно родственна латышским, литовским и славянским народностям, и относится к западно-балтским племенам. Главной хозяйственной деятельностью пруссов были охота, рыболовство и подсечное земледелие. Кроме того, пруссы занимались и коневодством. Путешественники, побывавшие в Пруссии, отмечают высокую религиозность пруссов. У них было целое скопище всевозможных богов. Поклонялись пруссы и силам природы, и священному лесу, который давал им приют и пищу. Огромным авторитетом у пруссов пользовались жрецы, особенно верховный жрец, носивший титул Криве-Кривайтиса. Влиянию жрецов был подвержен весь жизненный уклад прусского общества.

     В XIII в. под предлогом христианизации пруссов их земли завоевал Тевтонский орден. Первые отряды рыцарей этого ордена появились в Пруссии в 1230 г.,— уже после того, как Папа Римский в 1218 г. издал буллу, приравнивающую крестовый поход в Пруссию к крестовым походам в Палестину.

     Покорённые  пруссы насильственно обращались в христианство; любые проявления прусской религии подвергались жесточайшим преследованиям (кстати, уже в наше время религия древних пруссов послужила основой творчества группы «чёрного симфонического металла» Tvangeste). Начался процесс заселения прусских земель немецкими колонистами, которые селились около основанных рыцарями замков. Эти замки и возникшие под их защитой города послужили главными опорными пунктами германизации коренного населения. Племенная знать на язык завоевателей перешла примерно к исходу XIV в., но сельское население еще долго оставалось этнически прусским (за исключением северных и южных областей будущей Восточной Пруссии,— в XV—XVI в. крестьянство Надровии, Самбии, северной Натангии и северной Бартии подверглось почти сплошной литуанизации, а крестьянство Галиндии, Сассии, южной Вармии и южной Бартии — такой же полонизации со стороны массово проникавших на территорию Пруссии литовских и польских мигрантов).

     Из  смешения лингвистически прусского, литовского и частично польского населения  Восточной Пруссии с немецкоязычными  колонистами к началу ХХ в. сложилась  особая субэтническая группа — немцы-пруссаки, а временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 17091711 г., когда от голода и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая последних носителей прусского языка.

     После II мировой войны в Калининградской обл. проводились многочисленные раскопки прусских археологических памятников, но их результаты публиковались практически лишь в научной литературе, а популярные издания были исключительной редкостью. Но хотя образ пруссов трактовался довольно положительно, по политическим соображениям интерес рядовых граждан СССР к истории прусского этноса не приветствовался, как и вообще интерес к довоенной истории Калининградской области.

     В отношении образа жизни и обычного права пруссов С..Грунау и Л.Давид  сохранили и донесли до нас  более широкий перечень древних законов, нежели автор Ипатьевской летописи;  этих законов придерживались не только сами пруссы, но и племена ливов (литовцы и латыши), славяне, жившие на территории нынешней Гродненской области, и кривичи, как поселившиеся на Волхове в Новгороде, так и юго-восточнее Москвы, а также племя голядь. Правда Грунау не включил в этот перечень закона о правах наследования. В своих описаниях жизни пруссов он приводил некий случай распределения наследства умершего прусса. На дороге выложили частями принадлежавшее умершему. Самое ценное было положено далее всего. Затем были устроены скачки на лошадях. У кого из участников была более быстрая лошадь тот и получал самую ценную часть наследства, остальные получали то до чего смогли добраться. Из наследства умершего бралась определенная часть на погребение и поминальные пиры в его честь и для подношения Богам. Правда некоторые исследователи считают, что описанные Грунау события относятся к случаю, когда не было прямого наследника.

     Цель  работы состоит в характеристике хозяйства и общественных отношений пруссов до покорения их рыцарями-крестоносцами. В соответствии с этой целью задачи работы поставлены следующие:

  1. Анализ сведений авторов античности и раннего средневековья о жителях побережья Балтики
  2. Характеристика общественного строя пруссов по сохранившимся источникам
  3. Обобщение сведений о хозяйстве пруссов.

     Работа  состоит из трёх глав, соответствующих  трём названным задачам работы. 

Глава I. Сведения о происхождении пруссов 

     Наиболее  ранние упоминания о Балтии относятся к VI-III векам до нашей эры. Это описания «острова Бальция», оставленные греческим мореплавателем Пифеем и «Балтия» из «Географии» Эратосфена. Для более развитых эллинистической и римской цивилизаций, помимо общепознавательного плана, балтийское побережье представляло и торговый интерес - янтарь. Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век) называл этот край островом - Озериктой и Аустеравией (и то, и другое - «восточная страна»). Тацит в «Германии», называвший местное население, занимавшееся помимо прочего сбором янтаря, эстиями («живущими на востоке»), оставил свидетельство о том, что люди, живущие в этих местах, поклоняются Праматери богов и как отличительный знак этого культа носят на себе изображение вепрей (Germania, I век до н.э.). Птолемей Клавдий поместил эту часть Балтики на самый край известного человечеству мира.

     Во  времена, когда о Янтарном крае становится известно Нерону (середина I в. н.э.), янтарь снова является предметом торговли. По свидетельству Плиния Старшего, янтарь в огромных количествах вывозят в Римскую империю. Позднее Корнелий Тацит также описывает эстиев как собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не используют (1).

     Интересно описание Тацитом эстиев: «Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабана. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением чем нежели это соответствует обычной лености германцев» (2).

     Наиболее  древний русскоязычный источник - «Повесть временных лет»: «Ляхи же и пруссы сидят близ моря Варяжского» (3).

     Сложение  прусского общества и культуры происходило  в VI—VIII веках на базе культуры эстиев в условиях окончания «Великого переселения народов», которое оказало значительное воздействие на местный социум. Под «Великим переселением народов» понимаются миграционные процессы, происходившие на территории Европы в IV—VII веках. Переселялись многие народы, но на жизнь древнего населения нашего края наибольшее воздействие оказали готы и славяне.

     Готы  первоначально жили в Скандинавии, откуда они через Балтийское море переселились в междуречье Одера  и Вислы (Польское Поморье), но не задержались  здесь и в III веке н. э. двинулись  дальше и дошли до Северного Причерноморья, где создали свое государство. Но уже в IV веке под натиском гуннов были вынуждены уйти и с этой территории. Часть из готов осталась на месте (остготы), другая (вестготы) — сначала передвинулась к Дунаю, где они стали союзниками Рима, а затем захватила Италию. Из Италии в VI веке готы были вытеснены Византией и ушли в Испанию.

     В готских походах приняли участие  многие народы, становившиеся их союзниками (гепидами). Когда в III веке н. э. готы начинают переселение в Северное Причерноморье, вместе с ними в качестве их союзников, вероятно, отправляется часть местного населения. Ныне в науке распространен взгляд, что это была, по крайней мере, какая-то часть племени галиндов, которые вместе с готами продолжили путь по Европе и дошли до Испании, где во времена Реконкисты прославился рыцарский род Галиндов.

     После того как готы были изгнаны Византией  из Италии, часть их союзников эстиев вернулась домой. Это доказывается тем, что в погребальных памятниках западнее Мазур, где проживали галинды, появляются новые элементы культуры, такие как: оружие и посуда из придунайских земель и Средней Европы, а самое главное — в составе снаряжения лошади появляется седло. До VI века н. э. в Европе седло отсутствовало. Его принесли с собой из глубин Азии авары. Именно контакты с аварами и познакомили местное население с этой новинкой. Вполне возможно, что на территорию между Вислой и Неманом пришли не только новые веяния с юга, но и их носители. Можно предположить, что внезапное исчезновение авар с исторической арены Европы связано с их частичным переселением в этот регион. Тогда легко объяснить, почему Вульфстан зафиксировал такие яркие традиции кочевнического общества в районе, который отстоит от зоны степей по крайней мере на две тысячи километров (4).

     После ухода готов из Поморья на освободившиеся земли начинает продвигаться часть эстийского населения, в частности с Калининградского полуострова, где на время прекращают функционирование могильники. Затем элементы культуры прегольской группы фиксируются в районе современного Эльблонга и далее на запад, в Поморье. Но закрепиться на этой территории выходцам из Эстланда не удалось, так как в VI веке начинается расселение славянских племен. Славяне, которые в это время фиксируются в районе Дуная, потерпели поражение от Византии. Часть из них, которая осталась под властью Византии, в дальнейшем образовала южно-славянскую группу, вторая двинулась на север и вышла на Вислу, начав заселять в том числе и территорию Поморья, где расселились поморяне. Это заселение происходило в жестокой борьбе с уже занявшими эту территорию эстиями. Укрепленные поселения этого периода носят следы пожарищ. В конечном результате эстии проиграли и были вынуждены вернуться на старые места. Вновь начинают функционировать могильники, а по сообщению Вульфстана, Висла становится границей между западными славянами и эстиями.

     Третья  группа славянских племен, будущие  восточные славяне, двинулась на северо-восток и вышла в район  Среднего Поднепровья, а в дальнейшем начала расселение на север вплоть до Ладожского озера. И это расселение вызвало целый ряд этнических конфликтов и привело к изменению племенных и этнических границ. Поскольку восточные балтийские племена, заселявшие к этому моменту южную часть лесной зоны Восточной Европы, по уровню своего хозяйственного развития находились на одном уровне со славянскими племенами, то расселение последних привело к конкурентной борьбе. Также как и в Поморье, на территории Восточной Европы в период VI—VII веков фиксируется целый ряд укрепленных поселений, взятых штурмом и носящих следы пожарищ. Наиболее ярким примером является городище Тушемля в Смоленской области. Часть балтов, вероятно, была покорена, а затем и ассимилирована. Другая была вынуждена искать новые территории на северо-западе, что привело к уплотнению племенных группировок, проживавших на территории современной Литвы, Латвии и Белоруссии. Так, например, курши, которые занимали территорию севернее Куршского залива, были буквально прижаты к Балтийскому побережью (5).

Информация о работе Пруссы. Хозяйство и общественные отношения до тевтонского завоевания