Проблемы, возникшие перед медициной в начале войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 16:29, реферат

Описание работы

На протяжении пяти тысяч лет письменной истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн; остальные 47 веков сохранили память о 16 тысячах больших и малых войн, которые унесли более 4 млрд. жизней. Среди них самой кровопролитной была Вторая мировая война (1939-1945). Для Советского Союза это была Великая Отечественная война 1941-1945 гг., 70-летие со дня окончания которой мы отмечаем в этом году.

Содержание работы

1.Введение.............................................................................................................2
2.Проблемы, возникшие перед медициной в начале войны.............................3
3. Задачи здравоохранения в годы ВОВ.............................................................4
4.Помощь науки....................................................................................................7
5.Организация военных госпиталей в Челябинской области..........................11
6.Здравоохранение Саткинского района в годы ВОВ......................................18
7.Заключение........................................................................................................19
8.Список используемой литературы..................

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

На базе эвакогоспиталей, полевых подвижных госпиталей и других военно-медицинских учреждений выполнены тысячи научных работ, диссертаций. В целях дальнейшего развития медицинской науки Совет Народных Комиссаров СССР 30 июня 1944 г. принял постановление «Об учреждении Академии медицинских наук СССР» в Москве. Открытие Академии состоялось 20 декабря 1944г. В состав академии вошло 22 научно-исследовательских института и 5 самостоятельных лабораторий. Всего в системе академии было 6717 сотрудников, из них 158 докторов и 349 кандидатов медицинских наук. Уже после войны, с 1949 по 1956 год в СССР вышел 35-томный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.»

Так же на помощь медицине пришли многие ученые-химики, которые создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием - «бальзам Шостаковского».

Учёные Ленинграда разработали и изготовили более 60 новых лечебных препаратов, в 1944 году освоили метод переливания плазмы, создали новые растворы для консервации крови.

Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения.

Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон — препарат для свертывания крови.

Кроме ученых-химиков, которые внесли неоценимый вклад в победу над гитлеровской Германией, были и простые воины-химики: инженеры и рабочие, преподаватели и студенты. Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического института, бывший фронтовик З.И.Барсуков.

 

Организация военных госпиталей в Челябинске.

При станции Челябинск Южно-Уральской железной дороги организуется комната (точнее железнодорожный дом) для раненых и больных воинов, санпропускник, а здание средней школы № 2 Южно-Уральской железной дороги и бараки на переселенческом пункте были отведены для эвакуированных. При облздравотделе был создан специальный отдел эвакогоспиталей. Этим отделом руководил способный организатор Георгий Лукич Мешалкин. Впоследствии о нем Мария Дмитриевна Ковригина писала: «Начальником одного из отделов был Мешалкин, фармацевт по образованию.Всегда подтянутый, деятельный, принципиальный и доброжелательный человек, готовый оказать помощь каждому, кто в ней нуждался.Он много лет был бессменным председателем местного комитета облздравотдела.

В предвоенные годы Г. Л. Мешалкин много внимания уделял формированию будущих эвакуационных госпиталей в Челябинской области. На время Великой Отечественной войны эти госпитали с честью выполнили возложенную на них миссию: отлично лечили, восстанавливали здоровье бойцов и командиров, вновь возвращая их фронту». 
Г. Л. Мешалкин был воспитанным, интеллигентным, культурным, исполнительным, старательным, добросовестным, добросердечным человеком. Он проводил большую организационную работу по дислокации эвакогоспиталей на территории г. Челябинска. Эвакогоспиталей на территории города Челябинска было развернуто сначала пять, а затем еще было образовано пять эвакогоспиталей. Распределены эвакогоспитали были по школам города Челябинска для постоянного базирования на период Великой Отечественной войны. В г. Челябинске были организованы следующие военные госпитали: №№ 1721, 1722, 1723, 1724, 3883, 3884, 1947, 483 1045, 423 (два корпуса).

На станцию Челябинск-Главный и на железнодорожные пути у переселенческого пункта прибывали военно-санитарные поезда (ВСП) и эшелоны с эвакуированными, там проводилась разгрузка. С разгрузки раненых и больных начиналась работа медицинских работников комнаты раненых и эвакогоспиталей. Проходящие эшелоны военно-санитарных поездов с ранеными и больными получали медицинскую помощь через комнату для раненых. В ней работали медицинские сестры Добарских, Ермакова, Нуждина, Рыжова и врач Устругова Лидия Александровна. Медицинская сестра Пелагея Антоновна Добарских работала в комнате раненых при станции Челябинск Южно-Уральской железной дороги с первых дней войны и до ее окончания. Она сделала 160 тысяч перевязок раненым бойцам и офицерам. За эту работу была награждена орденом Красной Звезды. Ходячим раненым перевязки делала Пелагея Антоновна в комнате раненых, а затем выходила в спальные вагоны для тяжело раненых фронтовиков. После оказания медицинской помощи военно-санитарные поезда отправлялись дальше в Сибирь.

В г. Челябинске функционировали следующие эвакогоспитали. Эвакогоспиталь № 1721 был дислоцирован в здании по улице Клары Цеткин, в школе № 30; сначала было развернуто 300 стационарных коек, а уже к концу 1941 года доведено до 400 клинических коек; профиль эвакогоспиталя — хирургия и терапия, начальник госпиталя — Е. А. Дианова и ее заместитель — Зубарев.

Эвакогоспиталь № 1722, (начальник — Тарасов Петр Михайлович, его заместитель — Бочкарев) первоначально был развернут на 250 хирургических коек, затем увеличен в мае 1942 года до 550 травматологических коек, для тяжелых огнестрельных ранений. Главным хирургом в эвакогоспитале был Тарасов Петр Михайлович, ведущим хирургом работала врач Мирющенко Тамара Сергеевна, хирургом — Панфилова Лидия Васильевна, старшей операционной медицинской сестрой была Выгон Вера Георгиевна.

Тарасов Петр Михайлович — врач-хирург, майор медицинской службы, заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, доцент, ректор Челябинского медицинского института с 1959 по 1967 год. В эвакогоспитале широко применялось переливание крови. Следует заметить, что П. М. Тарасов в 1936 году организовал в г. Челябинске пункт переливания крови при хирургическом отделении городской клинической больницы. В текущем году челябинцы отмечают свое 260-летие со дня основания города Челябинска. Мы, медицинские работники, отмечаем также 60-летний юбилей службы переливания крови в городе. В 1937 году пункт был реорганизован в филиал Центрального института переливания крови с возложенными функциями организационно-методического центра по переливанию крови в области. Тогда у П. М. Тарасова были первыми помощниками врач-методист В. В. Игнатова, врач-хирург Л. Н. Касьянова, медицинская сестра А. И. Пискунова и санитарка П. Г. Воронина.

Остро ощущался недостаток в перевязочных материалах, не хватало бинтов и ваты во всех эвакогоспиталях. Проблему с бинтами быстро решили. Бывшие в употреблении сначала стирались, а затем стерилизовались. После этого использовались повторно для перевязок. А вот проблему с ватой решить не удавалось. Зато был найден ее заменитель. По предложению П. М. Тарасова стали использовать озерный мох (сфагнум). Г. Л. Мешалкин привозил сфагнум с озера Червяное Катайского района, и после стерилизации мох успешно применялся при гнойных ранах, после использования сжигался в топках котелен. Нашли и другие заменители гигроскопической ваты: начали широко применять грязи курортов, особенно с озера Горькое — диатомит (образуется из диатомитового ила, переходит в трепач и опоку, синонимы: горная мука, инфузорная земля, кизельгур и др.) древесные опилки в марлевых мешочках, сапропелевую грязь.

Следует заметить, что диатомит был предложен начальником эвакогоспиталя № 1727 г. Камышлова   П. П. Смирновым в качестве заменителя гигроскопической ваты. Учитывая, что диатомит используется в производстве антибиотиков, вызывающих гибель гнойной микрофлоры, на гнойные раны накладывали повязки с диатомитом, которые устраняли зловонный гнилостный запах, боль постепенно успокаивалась, а затем и совсем проходила. Раны от гноя очищались и наступали процессы регенерации.

Большое количество лечебных шин требовалось для травматологического отделения эвакогоспиталя № 1722. Шины были различных конструкций: деревянная шина Дитерихса, лестничная проволочная шина Крамера, пневмонические шины на молнии и другие. К директору завода «Металлист» обратилось руководство облздравотдела с просьбой изготовить партию шин для тяжелораненых фронтовиков. Директор ответил, что не может дать задание рабочим, которые и так перегружены работой, выполняя срочный заказ для нужд фронта. Тогда Г. Л. Мешалкин, будучи одним из руководителей отдела эвакогоспиталей при Челябинском облздравотделе, сам пошел в цех и объяснил, что шины нужны для лечения тяжелораненых фронтовиков. Рабочие согласились. Они после ночной смены остались и изготовили 120 шин.

Эвакогоспиталю № 1722 нужен был гипс. Вновь Г. Л. Мешалкин обратился к главному инженеру треста «Челябметаллург» с большой просьбой. Он сам сконструировал установку по производству гипса из белой глины. На автоприцепе смонтировал установку, которая в сутки давала 500 кг гипса. И эта проблема была решена.

Вопросы питания раненых и больных улучшались, были разработаны однодневные и недельные меню к различным диетам, от № 1 до № 15. Широко применялся витамин С, столь необходимый для повышения имунно-биологических свойств в организме, для ускорения восстановления сил, сопротивляемости, здоровья и трудоспособности. Медицинские работники эвакогоспиталей города Челябинска получали аскорбиновую кислоту С6Н806 или четырехатомный спирт из листьев, ягод черной смородины, из ягод шиповника, из свежей молодой хвои сосны. В эвакогоспитали для раненых и больных население передавало из своих садов вишню, землянику, крыжовник, малину, облепиху, ранет, яблоки; из огородов — лук, огурцы, помидоры, петрушку, сельдерей, укроп, чеснок; из леса — имманентные, присущие самой природе, ягоды костяники, клубники, клюквы, черемухи, шиповника и другие дары леса.

Тарасов Петр Михайлович (1901 —1967) руководил эвакогоспиталем с первых дней Отечественной войны и до июля 1946 года. Он был хирургом-консультантом эвакогоспиталей при Челябинском облздрав-отделе, членом Госпитального Совета Наркомздравов РСФСР и СССР.Ему было присвоено звание «Ударник 3-го, решающего года пятилетки» — самой первой. От гражданской войны у него остались часы с надписью «Честному воину РККА». Он — кавалер ордена Ленина, боевого ордена Красной Звезды, ордена «Знак Почета» и двух медалей.

П. М. Тарасов написал монографию «Лечение огнестрельных переломов бедра по материалам тылового госпиталя». Автор получил большой практический опыт по результатам госпитального лечения, проводя творческий научный анализ и благодаря этому выпустил нужную книгу. 
Мне приходилось во время операций ассистировать П. М. Тарасову. Он нередко говорил, что у хирурга ум должен быть трезвым и ясным, а руки чтобы не дрожали. В этом залог успеха. Хирург должен серьезно готовиться к каждой операции.

Эвакогоспиталь № 1723 был развернут в здании школы № 36 по улице Красноармейской; первоначально развернули на 300 глазных коек, а затем было добавлено еще 50 коек; начальник — Оршеховская М. М., ее заместитель — Митягин. Через год было доведено до 400 коек для раненых в органы зрения.

Эвакогоспиталь № 1724 с июня 1941 года размещался в школе № 27 на Цеховой улице, около Колющенского переезда; сначала было развернуто 300 хирургических коек, а к середине 1942 года стало уже 450 коек. Начальник госпиталя — Н. В. Борисова, заместитель — В. Н. Чекалин. С сентября 1943 года этот госпиталь стал фронтовым эвакогоспиталем № 1724, 4-й Украинский фронт (Донбасс), затем переведен на 3-й Украинский фронт (Венгрия, Румыния, Югославия). Приближаясь к передовой, выполнял функцию полевого госпиталя. В январе 1945 года в городе Сексард (Венгрия) госпиталь оказался в окружении немецко-фашистских войск. Вышли из окружения в городе Сомбор (Югославия). В марте 1945 года — ожесточенные бои у озера Балатон (до 23-х атак в сутки), госпиталь переместился в город.

Секешфехер (Венгрия). В этом госпитале с июня 1941 года работала медицинской сестрой Ольга Александровна Сажаева и была 28 октября 1945 года демобилизована. Она — отличник здравоохранения, награждена 8-ю медалями, две из них — за труд. Во фронтовом госпитале она была два года комсоргом. Все комсомольцы были донорами. Они безвозмездно отдавали кровь для раненых фронтовиков.

Сажаева Ольга Александровна является организатором общественного музея-истории, боевой и трудовой славы при Челябинском фтизиопульмонологическом центре. В январе 1984 года был открыт музей. В музее она работает в единственном числе. Она создала, собрала основной фонд — 352 документа (подлинники) и научно-вспомогательный фонд — 270 документов. Следует отметить, что инициатива создания музея принадлежит главному врачу (в настоящее время директору объединения), заслуженному врачу РСФСР, доктору медицинских наук Я. И. Нестеровскому.

Эвакогоспиталь № 3883 был развернут по улице Труда, в здании школы № 10, сначала на 300, а затем на 400 больничных коек; начальник госпиталя — Михеева Н. С, ее заместитель — Маткин.   Профиль этого госпиталя имел специализацию по челюстно-лицевой хирургии и протезированию. В этом госпитале работала врач Жак Евгения Михайловна. Она была прекрасным специалистом по челюстно-лицевой хит рургии. Она читала лекции и проводила практические занятия со студентами Киевского медицинского института в Челябинске.

Эвакогоспиталь № 3884 базировался по улице Воровского, в здании школы № 40; первоначально было развернуто 300, а затем — 400 клинических коек; начальником госпиталя работал профессор, доктор медицинских наук Григорий Акимович Фещенко (с ноября 1941 года по апрель 1942 года). Умер он в 1942 году. После него стал начальником Глинер. В этом госпитале я работал с первых дней Великой Отечественной войны, с 1941 г. по 1944 г., а затем был переведен деканом медицинского института Ганной Ивановной Банк через горздравотдел, который и направил меня в эвакогоспиталь № 423 корпус № 2, который был развернут в здании школы № 41, где проработал субординатором до 1946 года.

В 1985 году у главного входа бывшего эвакогоспиталя № 3884 была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом здании размещался эвакогоспиталь № 3884 для раненых Великой Отечественной войны».

С 1945 года госпиталь восстановительной хирургии для инвалидов Отечественной войны.

С 1951 года госпиталь для инвалидов Отечественной войны, больных туберкулезом.

С 1957 года — Челябинский областной противотуберкулезный диспансер. В январе 1984 года был открыт музей, о котором мы писали выше в данной статье.

Для эвакогоспиталей были отведены детские садики и другие дополнительные помещения, больницы, детские отделения больниц и диспансеров. Так, в детском садике был размещен эвакогоспиталь № 1947 на 600 госпитальных коек, и в 1943 году весь обслуживающий персонал выехал на фронт.

Детский садик № 417 был предоставлен эвакогоспиталю № 483, где развернули стационар первоначально на 300, а затем доведено было до 700 больничных коек; начальник госпиталя — Короткое. В детском отделении больницы поселка Каштак разместился эвакогоспиталь № 1045 и был развернут для раненых стационар на 1000 госпитальных коек; начальник госпиталя — Львов, его заместитель — Лебедев. Затем госпитальные койки для раненых и больных фронтовиков были в больнице ЧЭМК, областной клинической больнице, где был выделен дополнительно резерв на 300 стационарных коек, и в диспансере МСЧ ЧТЗ.

В эвакогоспитале № 423 первый корпус по улице Труда — для больных фронтовиков с кожными и венерическими заболеваниями (работали врач Анохин и врач-лаборант Мирошниченко), а второй корпус, по улице Песчаной — для раненых и больных с мочеполовыми болезнями. Начальник госпиталя — Купершляг Мариан Григорьевич, консультант — профессор, доктор медицинских наук Иван Данилович Корабельников, врач Дусович, врач Платонов, субординатор Б. В. Добарских. 
В городе Челябинске было развернуто 5480 многопрофильных госпитальных коек.

Информация о работе Проблемы, возникшие перед медициной в начале войны