Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:24, доклад
В постсоветских официальных изданиях — в Военной энциклопедии в 8т. и Словаре оперативно-стратегических терминов. «Энциклопедический труд» изд. 2006 г. рамки Гражданской войны определены периодом от октября 1917 г. до конца 1922. В учебнике МГУ им. М.В. Ломоносова «История России XX–начала XXI вв» указывается, что «Гражданская война начинается в конце февраля–начале марта 1917 г. (расстрел революционных рабочих и солдат, свержение самодержавия)» , а завершается в ноябре 1922 г.
Вопросы периодизации и характера Гражданской войны в советской и постсоветской историографии имеют различную трактовку, разброс хронологических рамок, включая разное содержание общественных процессов.
В постсоветских официальных изданиях — в Военной энциклопедии в 8т. и Словаре оперативно-стратегических терминов. «Энциклопедический труд» изд. 2006 г. рамки Гражданской войны определены периодом от октября 1917 г. до конца 1922. В учебнике МГУ им. М.В. Ломоносова «История России XX–начала XXI вв» указывается, что «Гражданская война начинается в конце февраля–начале марта 1917 г. (расстрел революционных рабочих и солдат, свержение самодержавия)» , а завершается в ноябре 1922 г. В учебном пособии «Новейшая история России 1914–2002» Санкт-Петербургского Государственного университета отмечается, что Гражданская война началась «с утверждением советской власти в центре и на местах с октября 1917 г.» Уважаемый исследователь С.Г. Кара-Мурза в работе «Матрица Россия» считает, что Гражданская война началась крестьянскими восстаниями в 1902 г. Подобные примеры можно продолжить.
Такой разброс в хронологии, а также в оценках характера войны и её причин вызван, во-первых, сложностью и многоплановостью исторического процесса, а, во-вторых, разным представлением авторов о содержании таких социально-политических явлений, как: война вообще и гражданская война в частности, социальная революция и политическая революция, интервенция вообще и военная интервенция в частности. Безусловно, что на эти представления влияют также идеология автора и издателя и их политическая позиция.
Понятия «революция» и «гражданская война» трудно отнести к разряду точных определений с четко очерченным, конкретным содержанием.
В советской историографии утвердилось мнение, что уже февральская революция 1917 г. являлась по существу гражданской войной, т. е. не просто побочным следствием революции, а напротив — ее самым значительным и решающим компонентом. Главным аргументом было то, что с февраля борьба за власть приняла вооруженный характер. Именно так понимали гражданскую войну В. И. Ленин и другие большевики, рассматривая ее как самую острую форму классовой борьбы.
Подобная точка зрения находит поддержку и в современной историографии. В частности, Ю. А. Поляков считает, что, начиная с февраля 1917 г., в России все более обострялось гражданское противостояние, перерастая из революции в масштабное противоборство, охватывая значительные территории, втягивая огромные массы людей, что неизбежно вылилось в крупномасштабные фронтовые, боевые действия.
В то же время немало историков придерживаются точки зрения, что переломным моментом явился захват государственной власти большевиками 25-26 октября 1917 г., давший решающий толчок началу Белого движения. Именно с этим событием они связывают начало гражданской войны. Действительно трудно отрицать, что после октября 1917 г. в России произошло возрождение архаических технологий властвования на новом витке исторического развития (возрождение практик внеэкономического принуждения к труду (трудовые мобилизации), формы коллективной ответственности (заложничество, ответственность родственников), реквизиции имущества и т. д.) Более того, подобные технологии власти становятся тотальными, что не могло не привести к резкому обострению социальных и экономических противоречий. Общеизвестно, что существовали различия в интенсивности революционных действий между центральной Россией и ее окраинами. События февраля и октября в Петрограде и Москве не привели там сразу к массовым вооруженным столкновениям, скорее окраины стали первыми из тех, кто погрузился в открытую полномасштабную борьбу.
Не менее сложным
представляется вопрос о хронологии
окончания гражданской войны. При
оценке этого события, по прежнему,
нет единой точки зрения. В частности,
В. И. Ленин уже в апреле 1918 г. заявлял,
что гражданская война в
Каждая из этих позиций имеет свою аргументацию. Говоря о первой, следует отметить, что здесь речь идет о периоде интервенции и гражданской войны, когда военная составляющая становится определяющим вопросом. Вторая точка зрения связана с пониманием гражданской войны как насильственного свержения власти, обострения гражданского противостояния, повлекшего последующую эскалацию.
Внутренняя периодизация истории гражданской войны так же продолжает сохранять вариативный характер. Зависит это от критериев, лежащих в основе периодизации (вооруженная борьба, изменения в соотношении политических сил, военное строительство и т. п.). При этом в исследованиях существуют разные подходы: выделяются фазы, периоды, этапы, отличающиеся друг от друга как по формам борьбы, так по характеру и целям сторон.
Любая из существующих периодизаций может быть принята как достаточно условная, позволяющая лишь организовать изучаемые события в логической последовательности и поэтапной завершенности. Исходя из существующей периодизации гражданской войны в России, с учетом специфических особенностей ее развития на Кубани, целесообразно выделить следующие периоды гражданской войны в регионе.
Первый период Гражданской войны (ноябрь 1917 – февраль 1918 гг.) отличался относительной быстротой и легкостью установления власти большевиков и ликвидации вооруженного сопротивления их противников (в Петрограде, в Москве, на Украине, на Дону, на Кубани и т.д.). Для этого периода было характерно наличие у большевиков широкой социальной опоры, поддержка их политики основной массой населения. Они решительно ликвидировали частное землевладение, передали землю в распоряжение крестьян, приступили к выводу страны из мировой войны, ввели рабочий контроль в промышленности, признали право народов на обретение государственной самостоятельности.
Второй период (март – ноябрь 1918 г.) характеризуется коренным изменением соотношения социальных сил внутри страны, что не могло не сказаться на социально-политической обстановке в кубанском регионе. Разгон Учредительного собрания (6 января 1918 г.) ярко обнаружил стремление большевиков любыми способами удержать захваченную власть. Еще больше ухудшило отношение населения к большевикам заключение Брестского мирного договора (3 марта 1918 г.). Сепаратный мир с Германией, уступка ей значительной территории, выплата больших денежных сумм были восприняты как нарушение большевиками их обещаний заключить «всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций», как предательство национальных интересов России.
В ноябре - декабре 1918 года произошли события, которые привели к новому обострению гражданской войны, расширению масштабов военных действий в ходе ее третьего периода (ноябрь 1918 - март 1919 гг.). Неудачи на Средней Волге войск Временного всероссийского правительства, созданного в Уфе (сентябрь 1918 г.), успехи Добровольческой армии на Северном Кавказе и исчезновение иллюзорных надежд на широкомасштабное участие войск Антанты в войне против большевиков ускорили процесс установления «белых» военных диктатур на востоке и юге России.
Четвертый период (апреле 1919 – март 1920 гг.) отличался наибольшим размахом вооруженной борьбы и коренными изменениями в расстановке сил внутри России и за ее пределами, предопределивших успех белых армий, а затем их поражение. Введение продразверстки проходило с большими трудностями: зачастую у крестьян без оплаты или же за обесценившиеся деньги отбирались не только «излишки», но и часть зерна, необходимого для пропитания семьи и засева. Иногда в обмен на хлеб крестьянам выдавались необходимые им промтовары (сельхозорудия, ткани, обувь, керосин, спички и т.д.), но из-за крайней ограниченности государственных запасов обмен на промтовары был редкостью. В реальной практике широкое распространение получили принудительные меры по изъятию хлеба и фуража, особенно в прифронтовой полосе.
Пятый период (апрель - ноябрь 1920 г.) включает военные действия против польской армии и ликвидацию остатков контрреволюционных сил на юге России, в том числе и на Кубани. К лету 1920 года гражданская война на большей части территории России закончилась, но положение на юге страны, по-прежнему, оставалось напряженным. В политических настроениях крестьян, а также основной части населения Кубанской области произошел очередной перелом. Наиболее трудоспособная и политически активная часть деревни решительно требовала отмены продразверстки и восстановления свободы торговли. Недовольство крестьян выливалась в восстания, мятежи и бунты. Создавались крестьянские повстанческие отряды (по большевистской терминологии – «банды»), срывавшие проведение продразверстки, убивавшие большевиков, советских и продовольственных работников, милиционеров.
Шестой - завершающий - период Гражданской войны (декабрь 1920 - 1921 гг.) включает в себя, учитывая специфику кубанского региона, вооруженную борьбу с развернувшимся повстанческим движением, направленным против «военного коммунизма». В масштабах страны произошло утверждение большевистской власти вооруженным путем почти на всей территории бывшей Российской империи.
Список литературы:
История России XX–начала XXI вв. Учебник под ред. Л.В. Милова. М., 2006.Новейшая история России 1914–2002. Учебное пособие под редакцией М.В. Ходякова. М., 2004.
Военная энциклопедия. М., 1994. Т.2.
Мальцев Д.А. От Октябрьской революции
к началу иностранной интервенции
(Октябрьская революция —
Информация о работе Проблема периодизации и хронологии гражданской войны