Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы являются взаимоотношения между арабским населением Палестины и государством Израиль. Объектом является развитие арабо-израильского конфликта, а также роль исламского фактора в данном конфликте.
Цель данной работы заключается в рассмотрении и анализе процессов происходящих на Ближнем Востоке, под углом влияния на него ислама. Цель работы обусловила необходимость постановки решения следующих задач: определить характер арабо-израильского конфликта, выделить причины, вызвавшие данный конфликт, показать роль исламского фактора в ближневосточном конфликте.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Начало и развитие Ближневосточного конфликта (1947-1967) 10
1.1. Истоки конфликта. 10
1.2. Первая, вторая и третья арабо-израильские войны. 14
1.3. Палестинское движение сопротивления. 21
Глава II. Попытки урегулирования Ближневосточного конфликта (1970-1987). 33
2.1 Палестинская проблема в ООН. 33
2.2. Война «Судного дня» и Ливанский кризис. 41
2.3. Действия ООН и ООП по созданию арабского палестинского государства в 1980-е годы. 50
Глава III. Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв. 58
3.1. Мирный процесс в 90-х годах. 58
3.2. Новое обострение палестино-израильского конфликта. 67
3.3. Исламский фактор в палестинском движении. 77
Заключение. 88
Список используемой литературы…………………………………………….…..93

Файлы: 1 файл

Дипло - Ближневосточный конфликт и исламский фактор.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Перед палестинцами, особенно перед беженцами-жителями палестинских лагерей, несшими основное бремя оккупации и по этой причине являвшимися наиболее динамичной и взрывной силой палестинского общества, по-прежнему не вырисовывалась более или менее реальная перспектива освобождения от оккупационного израильского режима и возможность свободного самоопределения. Это в свою очередь подрывало доверие палестинских масс к политике Исполкома ООП, выполнявшего функции временного правительства Палестины.

В таких условиях руководство ООП пошло на довольно смелый и неординарный шаг: оно выступило с инициативой провести прямые переговоры с новым израильским руководством. В 1992 году на парламентских выборах в Израиле победила партия «Авода» (Партия труда), выдвинувшая в качестве национального приоритета идею мира с арабами. Начинается признание израильской стороной ООП как единственного представителя палестинского народа, израильский Кнессет отменяет положение о запрете на контакты с ООП. Более того, в конце 1992 года в Норвегии в Осло начинаются прямые закрытые контакты Израиля с представителями ООП по вопросам урегулирования конфликта. Они проходили параллельно с переговорами в Вашингтоне, в которых участвовала палестинская делегация на основании мадридской формулы. Однако все еще серьезным препятствием на пути переговоров оставались положения Палестинской Хартии, за которыми не признавалось право государства Израиль на существование. Эта ситуация кардинально поменялась с письмом главы ООП Ясира Арафата израильскому премьер-министру Ицхаку Рабину от 9 сентября 1993 года. В этом письме Арафат признал право государства Израиль на существование, согласился с резолюциями 242 и 338 Совета безопасности ООН. Первое соглашение, которое удалось подписать в рамках ближневосточного мирного процесса, стала палестино-израильская Декларация о принципах урегулирования. Декларация была подписана 13 сентября 1993 года в Вашингтоне министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом и членом исполкома ООП Махмудом Аббасом. Этот документ фиксировал стремление обеих сторон «прекратить десятилетия конфронтации и борьбы», которые должны были завершиться «взаимным признанием законности политических прав»43.

Если кратко суммировать основную суть «Декларации о принципах»44, изложенной в семнадцати статьях и четырех приложениях, то она сводится к следующему. Палестинцы получают автономию, включающую сектор Газа и район города Иерихона, с оговоркой, что оборона, безопасность и внешние отношения остаются прерогативой израильского правительства. Израиль, по подписанному соглашению, получает признание своего права на существование в регионе, а ООП отказывается от подрывных методов борьбы. Соглашение предполагает многоэтапный процесс урегулирования палестинской проблемы на основе резолюций № 242 и № 338 Совета Безопасности ООН в течение пятилетнего переходного периода, который должен завершиться к концу 1998 года. Вопросы о палестинских беженцах, о статусе Иерусалима и об израильских поселениях на оккупированных территориях временно оставались вне рамок соглашения. Таким образом, был создан правовой режим для создания палестинской автономии. По сути дела, палестино-израильский документ представляет  собой «промежуточное соглашение», основанное на одном из вариантов решения палестинской проблемы, а именно автономии на части оккупированной Израилем палестинской территории, - предложенном в свое время израильтянами (в декабре 1977 года) в период подготовки  кэмп-дэвидских соглашений и отвергнутым тогда Организацией освобождения Палестины, а теперь принятом ею под давлением внутренних и внешних обстоятельств. Неадекватность принципов палестино-израильских договоренностей основополагающим резолюциям ООН по проблеме Палестины очевидна. Она отражает противоречивость долгосрочных интересов сторон, связанных с практическим претворением в жизнь этого соглашения (Израиль надеется продлить и по возможности сохранить под своим контролем большую часть Западного берега и одновременно создать в глазах мировой общественности видимость легитимности этого контроля, не допустить рождения независимого палестинского государства и в то же время оградить себя от опасности исламского фундаментализма, тогда как ООП рассчитывает на базе ограниченной автономии образовать свои  административные структуры на пути к оформлению палестинского государства). И все же подписание декларации, несомненно, явилось  историческим событием в региональных международных отношениях на Ближнем Востоке. В свою очередь, развязка палестинского узла в случае успешного хода дальнейшего примирительного переговорного процесса могла способствовать разблокированию ливанского кризиса, урегулированию иордано-израильских отношений и других сложных международных проблем в регионе. Иными словами, подписание палестино-израильской декларации во многом по-новому высвечивали перспективы всеобъемлющего мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

В палестинском обществе, включающем жителей Западного берега и сектора Газа, а также беженцев, находящихся в лагерях в Иордании, Ливане, Сирии, произошло дальнейшее размежевание политических сил между сторонниками курса палестинского руководства во главе с Я. Арафатом и леворадикальными течениями в ПДС. Если приверженцы мирного урегулирования увидели в соглашении позитивный шаг к разблокированию взрывоопасной обстановки в регионе на основе международной законности, а в палестинской автономии в секторе Газа и в районе города Иерихона - возможный прообраз  независимого палестинского государства, то представители леворадикальных группировок в ПДС расценили действия руководства ООП как очередную уступку Израилю, совершенную за спиной палестинского народа и ведущую к капитуляции. Члены Национального совета Палестины (НСП) от народного фронта освобождения Палестины (НФОП), Демократического фронта освобождения Палестины (крыло Н. Хаватме), НФОП - Главного командования и некоторых других левых организаций и групп бойкотировали заседание Центрального совета НСП («малого парламента»), на котором обсуждался вопрос об одобрении  соглашения. Исполкому ООП, тем не менее, удалось добиться одобрения Советом этого соглашения большинством голосов. Вслед за этим лидеры леворадикальных палестинских организаций, большинство которых базируется в Дамаске, объявили в конце 1993 года об образовании объединенного «фронта отказа» для противодействия проведению в жизнь палестино-израильских договоренностей об автономии. Неоднозначную позицию заняло и исламское движение «Хамас». Если в секторе Газа, где влияние «Хамас» ощущается сильнее, чем в других районах оккупированных территорий, участники этого движения осудили подписание соглашения, то большая часть сторонников «Хамас» на Западном берегу заняла нейтральную позицию.

Логичным продолжением Декларации о принципах было создание Палестинской автономии. 4 мая 1994 года в Каире представители ООП и Израиля подписали соглашение, за которым в Секторе Газа и Иерихоне вводился режим автономии. Соглашение предусматривало выведение израильских войск с указанных территорий в трехнедельный период, создание Палестинского Совета, который должен был состоять с 24 человек. В компетенцию новой администрации входила территориальная, функциональная и персональная юрисдикция.   Для поддержания общественного порядка создавались полицейские силы, которые подчинялись новой администрации. Так же был определен и пятилетний срок для урегулирования палестино-израилького конфликта. Таким образом, было положено начало созданию палестинской автономии. 17-18 мая 1994 Сектор Газа и Иерихон перешли под контроль палестинцев, а 1 июля 1994 г. руководство ООП и ее лидер Я. Арафат переехали из эмиграции в Газу. Палестинская автономия как преддверие национального государства, территорией которого должны были стать Западный берег и сектор Газа, обретала реальные очертания45.

После достижения успеха на палестинском направлении, активизировалось иорданское направление двухсторонних переговоров. 25 июля 1994 в Вашингтоне была подписана иордано-израильская Декларация о прекращение состояния войны, что стало еще одним шагом на пути к миру на Ближнем Востоке. 26 октября 1994 в районе порта Акаба король Иордании Хуссейн и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин подписали полномасштабное мирное соглашение между двумя странами. Обе стороны отказались от участия в военных действиях друг против друга, обязались вместе бороться с терроризмом. Новое соглашение   еще раз подтвердило эффективность политики двухсторонних переговоров.

Однако все-таки наиболее успешным было палестино-израильское направление. 28 сентября в Вашингтоне подписано Временное соглашение между ООП и Израилем о распространение власти Палестинской автономии на Западный берег и Сектор Газа. Временное соглашение предусматривало создание Палестинского Совета, которому израильтяне должны передавать власть на указанных территориях. Палестинцы старше 18 получили право принимать участие в выборах местной администрации, которые должны были быть проведены 20 января 1996 года46. За временным соглашением переговоры об окончательном урегулировании должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и закончиться до 4 мая 1999. Новое соглашение вызвало широкое недовольство экстремистских сил обоих сторон. Их жертвой стал израильский премьер Ицхак Рабин, который был убит 4 ноября 1995 года.

Убийство Ицхака Рабина привело к новым парламентским выборам в Израиле. Основными претендентами на премьерское кресло были действующий премьер Шимон Перес и лидер правой партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху. США, как и лидеры арабских стран, ставили на Переса, видя в нем последователя Рабина. Фактически, Перес был сторонником мира с арабами, и его партия «Анода»  составила оппозицию к формированию палестинского государства. Поэтому для многих это стало шоком, когда на выборах, которые состоялись 29 мая 1996 победил Нетаньяху, значительно более консервативный политик, противник установления палестинского государства. В первые годы премьерства Нетаньяху мирный процесс испытал много задержек.

Как было намечено ранее, 20 января 1996 г. на территории палестинской автономии были проведены первые выборы президента, а также депутатов Палестинского законодательного совета. Результаты президентских выборов, в ходе которых Я. Арафат получил более 87% голосов всех участвовавших в них, интерпретировались как показатель безусловной поддержки обществом курса на развитие процесса становления национальной государственности, интересы которого требовали нормализации отношений с Израилем. Кроме того, массовый характер этих выборов (около 80% всех зарегистрированных избирателей) был особенно показателен на фоне официального отказа исламистов и леворадикального НФОП участвовать в них.

 Палестино-израильский диалог  после небольшой задержки активизировался только в конце 1996, а 15 января 1997 было подписано новое соглашение о постепенной передаче под палестинский контроль города Хеброн. Однако ситуация обострилась уже в весной 1997, когда Израиль заявил о строительстве еврейского квартала в Восточном Иерусалиме. Реакцией арабских террористов на это стали террористические акты. В результате взрыва организованного террористами «Хамас» 30 июля, на иерусалимском базаре, около 20 человек было убито и около 200 - ранено. Мирный процесс снова оказался на грани срыва.

Несмотря на регресс в мирном процессе, в конце 1997 диалог между сторонами удалось возобновить. Сложная внутренняя ситуация в Израиле заставила Нетаньяху несколько смягчить свою позицию. Благодаря давлению США на обе стороны, в октябре 1998 в Вай-Ривер было достигнуто соглашение, которое аналитики оценивают не меньше как «размораживание» мирного процесса. Соглашение между Израилем и палестинцами было подписано 23 октября 1998 года, посредниками выступили президент США Б. Клинтон и король Иордании Хуссейн. Соглашение предусматривало передачу Израилем 13,1% оккупированной территории палестинцам, освобождение 750 палестинских заключенных в обмен на совместные антитеррористические действия и аннулирование пунктов Палестинской Хартии, которые были враждебными по отношению к государству Израиль. В декабре этого же года, во время визита Клинтона на Ближний Восток, Палестинский совет аннулировал те положения Хартии, которые призывали к уничтожению государства Израиль. 

 

 

3.2. Новое обострение палестино-израильского конфликта.

 

За последние годы многое изменилось вокруг решения палестинского вопроса, что позволяет говорить о возникновении в нем качественно новой ситуации,  имеющей и  региональное - для Ближнего Востока, и международное измерение. Пожалуй, главное - это то, что израильтянам и палестинцам, несмотря на огромные старания, так и не удалось прийти к соглашению об окончательном статусе, которое знаменовало бы прекращение конфликта. Такого соглашения в соответствии с прежними договоренностями следовало бы достигнуть еще к маю 1999 года и в нем урегулировать вопросы Иерусалима, беженцев, израильских поселений на оккупированных территориях и границ.

Ввиду проволочек с выполнением этих договоренностей Я.Арафат неоднократно оказывался перед искушением провозгласить палестинское государство в одностороннем порядке. Палестинское руководство исходило и исходит из того, что создание государства - это естественное право палестинского народа, которое он может осуществить в любое время и при любых обстоятельствах, без участия, наблюдения или согласия какой-либо другой стороны, реализуя свое право на самоопределение. Вместе с тем, учитывая и мнение международного сообщества, отдающего предпочтение переговорному решению, палестинское руководство избирало путь продолжения переговоров, особенно в связи с расчетами достичь соглашения с правительством партии «Авода» («Труд»), пришедшим к власти в Израиле во главе с премьер-министром Э.Бараком в мае 1999 года.

Позитивным сигналом стал вывод израильских войск из Южного Ливана (во исполнение резолюции 425 Совета Безопасности ООН) - где они находились с 1976 года. Одновременно стали покидать свои позиции и части марионеточной армии юга Ливана. Впервые после многих лет сотни ливанцев стали возвращаться в родные деревни. Разделенные два десятка лет семьи теперь воссоединялись, при этом многие встречали своих родственников впервые за много лет. Однако вместе с мирными жителями в оставленные израильтянами и их союзниками населенные пункты стали входить и партизаны Хезболла. И первое, что они начали делать, это методично обыскивать дома в поисках солдат Армии Южного Ливана, которых не без основания считают предателями. Как пообещал представитель боевиков Абдель Магид Аммар, в освобожденных районах будет проведена чистка, и все коллаборационисты будут преданы в руки соответствующих государственных органов.

Относительное спокойствие на Ближнем Востоке в новом 2000 году продолжалось чуть больше месяца. В первых числах февраля отряды проиранских партизан из движения «Хезболла» совершили серию терактов против израильских военнослужащих в буферной зоне на юге Ливана. В ответ на это 8 февраля самолеты Израиля предприняли бомбардировку ливанской территории, нанеся серьезный ущерб инфраструктуре этой страны. В результате рейда была разрушена одна из казарм и радиостанция, принадлежащие «Хезболла», а также электростанции на востоке и севере страны, что привело к отключению электроэнергии во многих ливанских городах. Руководство боевиков тут же объявило о том, что оно готово ответить на бомбардировки ударами систем залпового огня по израильской Галилее. В свою очередь Израиль предупредил о готовности нанести еще более жестокие удары по объектам на ливанской территории. Между «Хезболла» и Израилем уже две недели шла настоящая война. Боевики обстреливали израильские блокпосты, применяя для этого американские ракеты «Тоу», поступившие на их вооружение из Ирана.  В ответ израильская авиация наносила методичные удары по позициям и инфраструктуре «Хезболла».

В середине декабря 1999 года премьер-министр Израиля Эхуд Барак, министр иностранных дел Сирии Фарук Аль-Шара и президент США Билл Клинтон впервые за последние четыре года собрались в американской столице для проведения мирных переговоров. Несмотря на скептические прогнозы аналитиков, в целом они закончились довольно успешно. Второй раунд переговоров, начавшийся в первых числах января, был прерван через неделю по причине отказа Израиля дать обещание вывести свои войска до начала очередного возобновления консультаций сторон.

После провала сирийско-израильских переговоров боевики из «Хезболла» резко активизировали свои действия на оккупированной Израилем приграничной ливанской территории, Иран усилил поставки своих вооружений арабским странам региона, а Израиль нанес авиаудары по объектам террористов на территории Ливана. На первый взгляд, мирный процесс был полностью сведен на нет. На самом деле в последние несколько десятилетий отношения между странами региона практически не изменяются. Сегодняшняя ситуация и является тем самым миром, который уже третий десяток лет сохраняется на Ближнем Востоке. Последний раз полномасштабная война между двумя государствами здесь велась в 1973 году. Для того чтобы достичь формального подписания мирного соглашения между этими странами, им необходимо в первую очередь решить проблему Голанских высот, на обсуждение которой обеими сторонами пока что наложено негласное табу. Главной ценностью высот и для Сирии, и для Израиля являются их водные ресурсы. Взаимоисключающее желание Дамаска и Тель-Авива обладать источниками воды, а значит, и жизни, в пустынных долинах региона возможно никогда не позволит им достичь мирного соглашения на бумаге. С другой стороны, наличие столь существенных противоречий не помешало Израилю и Сирии найти в себе силы в течение десятилетий воздерживаться от войны друг с другом47.

Информация о работе Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв