Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:49, контрольная работа
Дворцовый переворот, произошедший 28 июня 1762 г., во время которого Екатерина свергла с престола своего мужа Петра III и стала императрицей Екатериной II, послужил началом нового этапа развития Российской империи. Эта императрица, правившая с 1762 по 1796 гг. заслуженно вошла в отечественную историю как Екатерина Великая. До нее называли Великим только Петра I. После нее никто другой на Российском троне не удостоился подобной чести.
Реформа центральных учреждений
Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая тенденция одна - освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы. Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов, но лишь один из шести сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов).
Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины II, такие как А.В. Олсуфьев, А.В. Храповицкий, Г.Н. Теплов и др. Через них Екатерина II вела основную часть дел по управлению государством. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет.
В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил свое положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.
В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.
Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина II огромное внимание уделила сословной политике. Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на это сословие в течение всего царствования. В его интересах она осуществила ряд важных мероприятий: это и разрешение на ссылку крестьян на каторгу; и передача земель и монастырских крестьян, отобранных у церкви, в собственность дворян, и пожалование им более 800 тысяч государственных крестьян и др.
В апреле 1785 года был издан главный документ в пользу дворян - «Жалованная грамота дворянству». В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I. Кроме этого, Екатерина разрешила дворянам создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Роль губернских и уездных предводителей дворянства с течением времени получала все большее значение. Это были покровители и защитники дворян, всюду охранявшие их монопольные права и привилегии.
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была утверждена «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», которая подтверждала ранее данные права и привилегии городского населения (главным образом высших его слоев). Важнейшим ее положением было деление всех городских жителей на шесть групп или разрядов. К первой, высшей группе или разряду принадлежали все городские домовладельцы и землевладельцы. Во вторую группу или разряд объединялось купечество всех трех гильдий. Третий разряд городского населения составляли все ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики). Четвертый разряд - иногородние и иностранцы, проживающие в данном городе. В пятую категорию горожан были зачислены «именитые граждане». Ими были крупнейшие торговцы и предприниматели. Наконец, о шестом разряде. Это основная масса горожан - простые «Посадские люди». Наиболее острый вопрос о крестьянах, ставших фактическими жителями городов, остался по-прежнему нерешенным. Оставались в действии и все прежние преграды на пути перехода крестьян в городские сословия.
Наиболее интересная часть законодательства в городах - городское самоуправление. На смену городовому магистрату, совестному суду и ратушам как единственным органам самоуправления пришли теперь «общая городовая дума», «шестигласная дума» и «Собрание градского общества».
2.2 Экономические реформы Екатерины II
Постепенный «либеральный» поворот в экономической политике правительства приходится на середину XVIII в. Прежде всего, круто изменена была политика традиционного укрепления казенных торговых монополий. В 50-е годы разрешен был свободный отпуск из всех портов и таможен воска, клея, льна, пеньки, смольчуга, поташа, дегтя, юфти и других товаров, бывших прежде предметом казенной монополии. В 1755 г. был принят важнейший указ, объявлявший свободную продажу за границу, запрещенную Петром I в 1715 г., узкого крестьянского холста и практически установивший «безуказное», т.е. свободное, производство на экспорт этого материала. В 1758 г. разрешено было свободное производство «всякому, кто пожелает, пестреди» (набоечной льняной ткани) и шляп, а в 1760 г. - свободное производство веревок и канатов.
Одновременно намечается некое стремление властей ограничить применение крепостного труда в частной промышленности. В 1752 г. было ограничено право купцов покупать крестьян к мануфактурам. Введены были количественные ограничения на людские ресурсы подневольного труда «вечно-отданных» В следующем 1753 г. сенатским указом предписано было изъять с фабрик и заводов лишних (по вновь установленным нормам) приписных крестьян. Логическим завершением этой политики был указ о запрещении покупки крестьян к частным фабрикам и заводам как с землей, так и без земли, что, видимо, хотели еще сделать при Петре III.
Самым кардинальным актом правительственной политики 50-х годов была отмена внутренних таможенных и мелочных сборов указом от 20 декабря 1753 г. В 1760 г. в Сенат уже был подан проект указа об уничтожении всех монополий и откупов, а 10 октября был разослан на места, хотя и не опубликован, указ о свободе торговли всеми изделиями русского производства.
Таким образом, к началу царствования Екатерины уже существовали явные признаки либерализации традиционной политики феодальной peгламентации в области экономики. Причем постепенность изменений и их явная противоречивость свидетельствуют скорее всего, о чисто прагматическом характере этой политики, т.е. об отсутствии в ее основе каких-либо теоретических концепций.
С вступлением на престол Екатерины II отказ от традиционной политики «насильственного» посословного «разделения труда» стал еще очевиднее. Хотя поначалу в указах сильнее были чисто декларативные моменты, а не реальные действия. Вслед за провозглашением отказа от системы монополий в промышленности и торговле 28 марта 1762 г. в июле того же года было объявлено о свободе производства ситца по всей стране, кроме Москвы и Петербурга. Чуть раньше разрешен был вывоз хлеба за рубеж. А с 1766 по 1772 г. был введен беспошлинный вывоз пшеницы и пшеничной муки почти изо всех портов империи.
Жесткая прагматическая политика правительства Екатерины II привела в конце концов к отмене средневековых монополий, к отмене сословных ограничений в области торговли и промышленности, что с конца 60-х годов способствовало быстрому росту не только промысловой и торговой деятельности крестьянства, но и активизации промышленного предпринимательства, в которое втягивалось и купечество, и зажиточная прослойка торгующего крестьянства, и отчасти представители дворянства.
Если в конце 60-х годов в текстильной промышленности было 231 крупное предприятие, в том числе 73 суконных мануфактуры, 85 полотняных и 60 шелковых, то в конце XVIII в. число предприятий текстильной промышленности достигло 1082, из них суконных - 158, полотняных - 318, а целковых - 357. За три с небольшим десятилетия рост более чем в 4,5 раза. В области металлургического производства и металлообработки в конце 60-х годов насчитывалось 182 предприятия, а в конце XVIII в. - около 200. Рост небольшой, однако, теперь это были более крупные предприятия. В конце XVIII в. в горной и металлургической промышленности было занято свыше 100 тыс. крепостных мастеровых и 319 тыс. приписных крестьян. Доля наемных рабочих была невелика. Общее число предприятий с конца 60-х годов выросло с 683 до 2094. Среди них немало очень крупных предприятий. Уже в 60-е годы встречаются текстильные производства с числом рабочих от 2 до 3 тыс. На Украине также появились весьма крупные суконные предприятия (такие как Рясская, Путивльская, Лутковская мануфактуры и др.). В Литве и Белоруссии интенсивно развивались стекольное, поташное, зеркальное производства, основывались текстильные мастерские.
К концу XVIII в. весьма заметен был и рост числа мелких предприятий, пользующихся только свободным наемным трудом. Общее число наемных выросло за вторую половину века с 25 тыс. до 50 тыс. человек. В области судостроения число наемных к концу века возросло до 30 тыс. человек. В горнодобывающей промышленности - до 15 тыс. человек. На предприятиях Мануфактур-коллегии число вольнонаемных к концу века составило около 60 тыс. человек (а в такой отрасли, как хлопчатобумажное прядение, наемные составляли 90% рабочей силы). Если к этому добавить, что судоходный промысел собирал ежегодно к концу века до 200 тыс. наемных, то общее количество лиц наемного труда приблизится к 0,5 млн. человек. Таким образом, к концу XVIII в. можно было говорить о складывающемся типе капиталистических производственных отношений (капиталистическом укладе). Вместе с тем, подавляющая масса рабочих российской промышленности оставалась в крепостной зависимости.
2.3 Мероприятия в области образования, медицины, науки
Со времен Петра I образование в России носило целиком практический характер (получение необходимых знаний для военной и государственной службы). Екатерина первая из русских правителей заговорила о воспитательном значении образования. К числу учебных заведений, открывшихся в период царствования Екатерины, относится открытый в 1763 г. в Москве Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши, дети, которых не могли прокормить их родители. Здесь из них воспитывали мастеров, художников, ученых. В 1764 г. близ деревни Смольной под Петербургом возник Институт благородных девиц, где главным стал принцип духовного развития воспитанниц, уважения к ребенку. Смолянки, как и воспитанники Академии художеств, никоим образом не могли стать крепостными. Они не только сами оставались свободными, но и должны были, по замыслу Екатерины, нести вольность в крепостническое общество. В Смольном было не только дворянское, но и мещанское отделение, куда принимали девочек всех сословий, включая крепостных, отпущенных помещиками.
Это было не просто воспитание «новой породы» матерей и отцов, но и поддержка правительством возникновения третьего сословия. Эти воспитательные учреждения, вместе с Московским университетом, являлись лишь вершиной того айсберга, который пыталась воздвигнуть Екатерина II. В 1786 г. был опубликован устав народных училищ, предусматривавший создание в каждом губернском городе главного (4-классного) училища, а в уездных городах - малых двухклассных училищ. В результате - в 1782 г. в стране было 8 школ, в конце века - 288, плюс пять кадетских корпусов.
В 1763 г. в России была учреждена Медицинская комиссия, в задачу которой входил надзор за медициной во всей империи. Было постановлено, что в каждом городе должны находится врачи, отвечающие за здоровье не только горожан, но и всех уездных жителей. Перед городскими властями была поставлена задача создания госпиталей, больниц, приютов для умалишенных. Открывались аптеки, строились фабрики по производству хирургических инструментов. В медицинских школах шло обучение своих докторов, врачей также приглашали из - за границы.
При Екатерине были организованы научные экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина, в результате которых появились подробные описания природы и культуры народов Поволжья, Урала, Сибири. Продолжала развиваться историческая наука (начатая трудами В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова): появились крупные работы М.М. Щербатова и И.Н. Болдина.
Заключение
Итак, во время правления Екатерины II в России установился политический строй, получивший название просвещенного абсолютизма. До сих пор в исторической науке о нем не установилось единой точки зрения. Одни ученые рассматривают просвещенный абсолютизм как один из этапов развития абсолютной монархии. Другие, подчеркивая его соответствие, прежде всего интересам дворянского сословия, говорят о его роли в развитии буржуазии и начальных капиталистических отношений. Третьи, рассматривают просвещенный абсолютизм как государственную политику, которая, прикрываясь лозунгами французских просветителей, стремилась к сохранению старых порядков. Екатерина стремилась построить такую самодержавную монархию, в которой права и привилегии каждого сословия были бы закреплены в жестких законодательных рамках.
Царствование Екатерины II - это вторая на протяжении XVIII в. попытка модернизировать экономику страны и ее социальную структуру. И Петр I, и Екатерина II основывали свои преобразования страны на крепостнических основах и оба добились определенных успехов. За время правления Екатерины II резко возросли материальные средства империи - в ней возникли 11 новых губерний в результате войн с Турцией и разделов Польши. С увеличением территории произошел и одновременный рост населения: с 18 млн. человек в середине века до 36 млн. человек к его завершению. В основном это были жители сельской местности (в городах проживало около 10% населения государства). Вчетверо выросли также доходы государства. Однако это было результатом, главным образом, экстенсивного использования природных и людских ресурсов огромной страны.