Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2010 в 00:23, Не определен
Курсовая работа
Особо
остро стояли вопросы со штатным
обеспечением и материальным снабжением
органов ГПУ. Новые задачи, вставшие
перед ГПУ требовало увеличения
и штатного состава, и материального
обеспечения сотрудников
Не избежала этого и спецслужба. Если на конец 1921 г. насчитывалось 90000 гласных сотрудников, то к моменту образования ГПу их штат был определен в 60000 человек.
Сокращение штатов органов ГПУ вызывалось не только объективными , но и субъективными причинами. Не все сотрудники спецслужбы готовы были выполнять свой долг до конца, не считаясь ни с каким материальными лишениями.
Руководство
органов ГПУ пыталось находить нестандартные
решения данной проблемы. В целях
содействия ГПУ, а конкретнее- секретному
отделу во всех центральных, государственных,
кооперативных и частных
Для решения
возникших проблем руководители
чекистских служб принимали и
другие меры: улучшали организационную
структуру ГПУ, а также разрабатывали
и внедряли приемы научной организации
труда и управления.19
Глава ΙΙΙ. Создание НКВД СССР, его структура, функции.
Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.20
На
заседании политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля
1934 года после доклада И. В. Сталина
было принято решение об организации
союзного наркомата внутренних дел
с включением в него реорганизованного
ОГПУ. Принципиальные изменения заключались
в том, что в проекте постановления
предусматривалось упразднение так называемой
судебной коллегии ОГПУ. В проекте отмечалось,
что народный комиссариат внутренних
дел СССР не имеет судебных органов, что
должно было стать свидетельством резкого
смягчения карательной политики, проводимой
советским государством.
Однако некоторые положения проекта вызвали
критические замечания со стороны прокурора
СССР И. А. Акулова и наркома юстиции РСФСР
Н. В. Крыленко. В служебной записке Сталину
от 22 февраля 1934 года прокурор поднял вопрос
о более широком ограничении внесудебных
полномочий ОГПУ. Он напомнил о существовании
помимо судебной коллегии ОГПУ при полномочных
представительствах ОГПУ "троек",
имеющих право рассматривать по существу
дела о преступлениях как контрреволюционных,
так и общеуголовного порядка и право
выносить приговоры с наказаниями вплоть
до расстрела. В связи с реорганизацией
ОГПУ он высказался о нецелесообразности
сохранения "троек" при Полномочных
представительствах ОГПУ.21
Попытки сохранения "троек" неоднократно предпринимались руководством НКВД СССР в период разработки положения об НКВД СССР и Особом совещании. Например, в одном из тезисов, не вошедших ни в Положение об НКВД, ни в Положение об Особом совещании, предусматривалось, что для особо отдаленных районов (Дальневосточный край, Восточная Сибирь, Средняя Азия и Казахстан) организуются специальные комиссии в составе начальников управлений НКВД этих краев, начальников соответствующих отделов Управления государственной безопасности.
Этим комиссиям должно было предоставляться право предварительного рассмотрения оперативных материалов и дел о лицах, признаваемых общественно-опасными или деклассированными, с определением мер наказания в пределах прав Особого совещания при НКВД СССР и с направлением своих решений на утверждение Особого совещания при НКВД СССР. Однако вплоть до мая 1935 года, когда были созданы "тройки" при Главных управлениях рабоче-крестьянской милиции, в республиках, краях и областях подобного рода внесудебные органы не создавались. Но в мае 1935 года в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР Э 00195 милицейским "тройкам" предоставлялись права особого совещания в отношении деклассированных и уголовных элементов. Их появление в 1935 году можно объяснить следствием убийства С. Кирова в декабре 1934 года и ужесточением карательной политики советского государства.22
Прокурор СССР также отметил необходимость усиления прокурорского надзора за административными действиями органов госбезопасности. "В настоящее время, - писал Акулов, - по инструкции от 8 мая ОГПУ имеет право производить аресты без предварительного согласования с прокурорским надзором по ряду дел (теракты, взрывы, поджоги, шпионаж, перебежчики, политбандитизм и КР антипартийные группировки". Не возражая против сохранения такого порядка и впредь, Акулов потребовал, чтобы все аресты по этим делам по истечении срока в 10 - 14 дней санкционировались прокуратурой.
На момент образования НКВД СССР действовала практика во взаимоотношениях между Прокуратурой СССР и ОГПУ, которая являлась отступлением от "Инструкции губернским, военным и военно-транспортным прокурорам по наблюдению за органами ГПУ", утвержденной наркомом юстиции РСФСР Д. И. Курским и зампредом ГПУ И. С. Уншлихтом 1 ноября 1922 года. В инструкции, принятой в развитие постановления ВЦИК от 16 октября 1922 года о предоставлении ГПУ права на внесудебную расправу в отношении бандитов, взятых с поличным на месте преступления, предусматривалось извещение органов прокуратуры об арестах, произведенных органами ГПУ, по делам политическим и шпионаже не позднее 14 суток. Таким образом, Прокурор СССР предложил не только существенно ограничить внесудебные полномочия НКВД СССР, но и повысить роль прокурорского надзора. 23
В ходе работы комиссии И. А. Акулов настаивал на том, чтобы НКВД расследовал не все дела, попадающие к нему, а ограниченно. В проектах положения об НКВД СССР и постановления ЦИК СССР об образовании НКВД СССР, подготовленных ОГПУ, речь шла об отстранении прокуратуры от надзора за следствием в ОГПУ. Споры возникли в комиссии по вопросу о порядке контроля прокурора за расследованием дел. Должен ли он осуществлять контроль в процессе расследования или после окончания расследования должен контролировать правильность ведения следствия и правильность отдачи под суд? Последнее ограничивало права прокуратуры и не было принято комиссией Л. М. Кагановича, созданной политбюро ЦК ВКП(б) для подготовки документов об образовании НКВД СССР.
Наиболее серьезные возражения по проектам документов, связанных с образованием НКВД, были высказаны Н. В. Крыленко в отношении прав ОГПУ на рассмотрение дел во внесудебном порядке. Он предложил вернуться к положению 1922 года, которым прерогативы ОГПУ были ограничены правом административной высылки и ссылки в концлагеря на срок до трех лет, а внесудебное рассмотрение дел необходимо было регулировать специально выносимым в каждом отдельном случае постановлением ЦИК. Акулов на заседаниях комиссии Кагановича требовал убрать право ОГПУ заключать осужденных в лагеря. Таким образом, нарком юстиции РСФСР совместно с Прокурором СССР выступили за ликвидацию широких внесудебных полномочий, полученных ОГПУ СССР в 1920-е годы.
В 1934 году второй раз в истории Советского государства органы госбезопасности и внутренних дел были объединены в составе одного ведомства (напомним, что первый раз это было сделано в 1922-1923 гг., когда НКВД РСФСР и ГПУ возглавлял Ф.Э. Дзержинский)
10 июля
1934 года ЦИК СССР принял
Особое совещание при НКВД состояло из: заместителя НКВД, уполномоченного НКВД по РСФСР, начальника ГУРКМ, прокурора СССР и его заместителя. Рассматривало дела заочно.
Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Прокуратуру возглавлял Вышинский. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируются военные трибуналы.
В союзных
республиках создавались
Заключение
Нельзя, просто говорить о том, какие ужасные дела творила служба госбезопасности, что в ней работали только люди жаждущие крови – это не правильная точка зрения, нельзя всё окрасить в тёмные цвета, хотя тёмные цвета и превалировали, нельзя при всём притом забывать о деяниях советской разведки, о яростном, героическом сопротивлении пограничных войск при вторжении фашистских захватчиков, об успешном противостоянии спецслужбам фашистской Германии и её союзников в годы Великой Отечественной войны, деятельность по организации партизанских движений на временно оккупированных территориях. Было множество сотен сотрудников открыто выступивших против сталинской системы произвола и за это поплатившиеся жизнью. И не вина, а трагедия честных людей работавших в органах и сотрудничавших с ним, искренне веривших в идеалы служения Родине, что на самом деле они служили не Родине, а системе. Люди подчинялись общему потоку жизни, принимали действительность такой, какая она есть, жили и честно, как понимали это для себя, делали своё дело. Таковы были суровые правила тоталитарного режима: либо ты живёшь «как все», как указывает вождь, партия, «народ», либо ты уже не народ, а «враг народа» и должен уйти из народа, в небытиё. И люди, жившие в такой системе, к ней приспосабливались, вырабатывали свои механизмы самозащиты, в том числе и от совести. Совесть ведь тоже убивает. И кто может взять на себя смелость осуждать их за то как они жили? И за что? «Не судите, да не судимы будете».
Можно обобщить всю информацию предоставленную в курсовой в следующие моменты: Органы государственной безопасности обеспечивают в пределах компетенции государственную безопасность Союза ССР и республик и в этих целях ведут борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью специальных служб иностранных государств и иностранных организаций против Союза ССР и республик, осуществляют защиту конституционного строя Союза ССР и республик от противоправных посягательств, защиту суверенитета и территориальной целостности государства, его экономического, научно-технического и оборонного потенциала.
Основными направлениями деятельности органов государственной безопасности являются:
1) разведывательная работа в целях обеспечения государственной
безопасности Союза ССР и республик;
2) контрразведывательная работа по защите Союза ССР и республик
от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб
иностранных государств и иностранных организаций;
3) обеспечение высших органов
государственной власти и
4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов
государственной безопасности; борьба с терроризмом и организованной
преступностью, затрагивающими интересы государственной безопасности;
5) обеспечение сохранности государственных секретов СССР,
организация, обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;
6) охрана государственной
участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа СССР;
7) обеспечение готовности к функционированию в военное время
пунктов управления страной и Вооруженными Силами СССР;
8) оказание методической и
организационно-технической
министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям в обеспечении государственной безопасности,
а также в пределах компетенции координации их деятельности в указанной
области и контроль за этой деятельностью.
Информация о работе Органы советского контроля в 20-30-х годах