Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:06, реферат
Опричниной назывался; во-первых, отряд телохранителей, на подобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых – часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой опричнины называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Ивана Грозного.
Введение………………………………………………….. 3
Глава 1. Общественно-политическая обстановка в период правления Ивана IV 7
Глава 2. Политический кризис и созыв опричнины 14
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе «человеков скверных и всякими злостью исполненных» и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.
3.
Та часть государства, которая
осталась за пределами
4 февраля 1565 г., т.е. на второй день после учреждения опричнины, началась новая полоса жестоких расправ за «великие изменные дела» с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.
Есть все основания думать, что опричники расправлялись с неугодными царю лицами!..
Очевидно,
царь видел в своем двоюродном
брате Владимире Старицком
Царь стремился вырваться из старого окружения, и ему нужны были новые люди, которым он распахнул двери своего дворца. Так скромный вяземский помещик Дмитрий Годунов стал придворным, служебные успехи которого пошли на пользу его племяннику и племяннице: Борис оказался при дворе подростком, а его сестра Ирина, ровесница царевича Федора, родившегося в 1557 году, воспитывалась в царских палатах с семи лет.
После издания указа об опричнине власти вызвали в Москву всех дворян из Вяземского, Можайского, Суздальского и нескольких мелких уездов. Опричная дума, в которую Иван IV не допустил титулованную знать, во главе со старомосковским боярином Басмановым, придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. При зачислении в государев удел, опричникам запрещалось общаться с земщиной, каждый клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает.
Опричники носили черную одежду, сшитую из грубой ткани, к седлу прикрепляли собачею голову, к поясу у колчана со стрелами привязывали некое подобие метлы, которые символизировали что они «выгрызают» и «выметают» измену из государства. В измене обвинили многих княжат и бояр. Одних казнили, других выселяли на окраины страны – в Казанский край, который до похода Ермака в Сибирь был восточной окраиной Русского государства. Ссыльные дворяне лишались своих родовых земель и становились мелкими помещиками Казанского края. Тем самым царская казна избавляла себя от лишних расходов на содержание ссыльных. Конфискованные земли царь брал в казну и раздавал в поместья своим опричникам. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян. Всех кто оказывал сопротивление, беспощадно уничтожали.
На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной об отмене опричнины. Грозный ответил на это террором и около двухсот челобитчиков было казнено.
В 1568 году в результате неудач в Ливонской войне началась новая волна репрессий. Многих государственных действий Грозный обвинил в сговоре с польским королем. Он собственноручно заколол главу Боярской думы Ивана Петровича Федорова. С отрядом опричников царь носился по вотчинам бояр, всюду сея смерть и опустошение. Были уничтожены все сторонники князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV, владельца самого большого удельного княжества. Самого князя Грозный заставил принять яд, а его родственников казнил.
В 1570 году Иван Грозный с опричниками пришел в Новгород. Он обвинил Новгородцев в том, что они хотели «Новгород и Псков отдать литовскому королю, царя всея Руси извести, а на государство посадить князя Владимира». Пять недель в городе продолжались пытки и казни. Ежедневно сотни истерзанных людей бросали в Волхов. В первую очередь Грозный расправился с высшим духовенством, боярами и купцами. Опричники грабили дома, рыскали по окрестным деревням, убивали людей. После этого погрома Новгород из могущественного соперника Москвы превратился во второстепенный город, полностью подчиненный московскому правительству.
Вернувшись из Новгорода, Иван Грозный организовал в Москве публичную казнь деятелей приказов. На одной из московских площадей построили помост, развели костер, поставили виселицы. На площадь согнали перепуганных москвичей. Казнь длилась несколько часов. Было казнено более сотни приказных людей.
Опричный террор наносил удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили «всех и вся» без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией. Естественно, что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа.
Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней Иван IV прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей (дело боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя Владимира Андреевича и др.). На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной, в которой просила отмены опричнины. Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?!..» По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.
Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются «отдасться под власть Литовского княжества».
В конце 1568 г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15-тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и кровавым и разбойным разгулом его слуг-опричников. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде расправа над горожанами продолжалась 40 дней. Потом царь направился в Псков. Здесь казни продолжились. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну. Новгородско-псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв26.
В конечном счете, опричнина ликвидировала политическую раздробленность страны, но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были объединены, восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались. Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща переплетя новое со старым. Политика укрепления центральной власти проводилась в весьма архаичной форме, и нередко под лозунгом возврата к старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового, государева удела – опричнины и системы, дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Стремление Грозного к усилению личной власти и его методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма. Опричнина не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которым была вызвана. Затруднение создавалось столкновениями, какие возникали между государем и боярством. Источником этих столкновений были не противоречивые политические стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самом политическом строе Московского государства. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали, что делать.
Заключение
В XVI веке Московское государство было абсолютной монархией, с аристократическим управлением. Не было политического законодательства, которое определяло бы границы церковной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно и даже об руку с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых. Обе стороны очутились в таком неестественном отношении друг к другу, которого они кажется не замечали, пока оно не складывалось, и с которым не знали что делать, когда его заметили. Ни боярство не умело устроиться и устроить государственный порядок без государевой власти, к какой оно привыкло, ни государь не знал, как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах. Обе стороны не могли ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить, ни расстаться, они пытались разделиться – жить рядом, но не вместе. Таким выходом из ситуации и была опричнина.
В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Среди них: Земская реформа, Губная реформа, преобразование армии, принятие Судебника Ивана IV. В 1549 г. созван первый Земский собор, в 1551 г. Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-56 гг. Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В силу целого ряда причин реформы не были доведены до логического конца. Я склонна придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение бояр, вставших в оппозицию к его реформам. Такой характер оппозиции привёл Грозного к решимости радикальными мерами уничтожить родовую аристократию бояр-княжат. В истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х гг. продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х г. XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.
В этот период Русь переменила вектор своего развития с западного на восточный. В результате, царствование Ивана IV ознаменовалось небывалой скоростью увеличения территории Московского царства. В сферу влияния Ивана попали Казанское, Астраханское ханства, башкирские, ногайские, сибирские земли. Невиданные прежде масштабы экспансии, с одной стороны, межклановые противоречия бояр-княжат, с другой, надежды мелкие дворян на получение дивидендов от новоприсоединенных земель не могли не спровоцировать попыток каждой из заинтересованных сторон перетянуть царя на свою сторону и тем самым провести выгодные реформы. Результатом этой борьбы стало возникновение опричнины.
Опричнина была заключительным актом длительной борьбы за объединение русских земель вокруг Москвы. Княжата были выброшены на окраины государства, оставшиеся в старом порядке управления и носившие названия «земщины», или «земского». Так как управление опричнинскими землями требовало сложной организации, то в новом «дворе» Грозного мы видим особых бояр (Думу), особых «дворовых», дьяков, приказы, словом, весь правительственный механизм, параллельный государственному: видим особую казну, в которую поступают податные платежи с опричнинских земель. Опричнина нанесла окончательный удар по остаткам феодальной раздробленности. В результате опричнины исчез последний оплот боярского сепаратизма удел Владимира Старицкого. Новгород лишился своих привилегий, стерлись границы бывших удельных княжеств, на местах прежних боярских вотчин возникли дворянские поместья. Укрепилась роль дворян в управлении государством. Государство окончательно стало централизованным. С другой стороны, опричнина истощила страну и тяжело отразилась на положении народных масс. Кровавый разгул опричников принес гибель тысячам крестьян и ремесленников, разорение многим городам и селам. В стране усилился феодальный гнет, обострились противоречия между феодалами и трудящимися. Дворяне, получив поместья, увеличили крестьянский оброк и установили непосильную для земледельцев барщину.
Нельзя не признать и того, что незавершенность реформ и последовавший террор устроенный Грозным, был ужасен и подготовлял страну к смуте и междоусобию. Это понимали и современники Грозного; например, Иван Тимофеев27 в своем «Временнике» говорит, что Грозный, «божиими людьми играя», разделением своей земли сам «прообразовал розгласие» её, т.е. смуту.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ