Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:53, Не определен

Описание работы

Цель настоящей работы – кратко рассмотреть политико-правовую и социально-экономическую ситуацию в Древней Греции в период Архаики (VIII-VI века до н.э.), в том числе обратить внимание на специфику формирования греческих городов-государств и зарождение законодательной базы.

Файлы: 1 файл

Работа по ИМЦ.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

     Описанные выше наиболее общие черты свойственны  в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Спарта. Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины. 

     Формирование  полиса было результатом настойчивой  преобразовательной деятельности многих поколений греческих законодателей. Античная традиция донесла до нас лишь некоторые из их имен, среди которых наиболее выдающее место занимают Солон, Клисфен и великий спартанский законодатель Ликург. Граждане  того или иного государства, доведенные до отчаяния бесконечными распрями и смутами и не видевшие иного выхода из создавшегося положения, избирали одного из своей среды посредником и примирителем.  

     Одним из таких примирителей был Солон5. Избранный в 594 г. до н.э. на должность первого архонта6 с правами законодателя, он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами на враждующие политические группировки. Наиболее важной среди реформ Солона была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием «стряхивание бремени» (сейсахтейя). В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет. Впоследствии Солон писал об этом с гордостью в своих стихотворениях:  

Какой же я из тех задач не выполнил 
Во имя коих я тогда сплотил народ? 
О том всех лучше перед времени судом 
Сказать могла б из олимпийцев высшая - 
Мать черная Земля, с которой снял тогда 
Столбов поставленных я много долге, 
Рабыня прежде, ныне же свободная. 
На родину, в Афины, в богозданный град 
Вернул назад я многих, в рабство проданных 
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных 
Безвыходной бежавших, уж забывших речь 
Аттическую - странников таков удел, - 
Иных еще, в позорном рабстве живших здесь 
И трепетавших перед прихотью господ, 
Всех я освободил. А этого достиг 
Закона властью, силу с правом сочетав, 
И так исполнил все я, как и обещал.

(История Древнего Мира в 3-х книгах. Кн. 2. Расцвет древних обществ. С.85) 

     Когда Солона спросили, какое государство  он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: «То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость» (Личности Древней Греции. Солон. http://www.ellada.spb.ru). 

     Еще один важный шаг в сторону демократизации афинского государства и укрепления его внутреннего единства был сделан в конце VI в. Клисфеном7. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам – демам. Теперь лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «смешал все население Аттики», не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании (экклесия), приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, включая самых высших – архонтов и стратегов, выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в случае ошибки могут быть подвергнуты тяжелому наказанию. Вместе с народным собранием работал совет пятисот (булé) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиея).

     Впрочем до полного торжества демократических  идеалов было еще далеко. Зажиточные крестьяне – зевгиты составляли политически активное ядро народного собрания. Доступ во многие правительственные учреждения был ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Таким образом, потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.  

     Помимо  афинского пути в Греции возникло много разнообразных типов и  форм полисной организации. Один из своеобразных вариантов полисного строя сложился в Спарте. Проблему с острой нехваткой  земель спартанцы решили путем захвата  соседней Мессении, приостановив тем самым надвигавшийся аграрный кризис. В Спарте был осуществлен широкий передел земли вместе с государственными рабами-илиотами из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. В результате этой реформы спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов. Удержать в повиновении илиотов, составлявших большинство трудового населения, было возможно только с помощью систематического беспощадного террора.

     Постоянная  угроза илиотского мятежа требовала  максимальной сплоченности и организованности спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли в Спарте была проведена серия реформ – «законов Ликурга8». Реформы полностью изменили облик Спарты, превратив ее в военный лагерь, все обитатели которого были подчинены казарменной дисциплине. В соответствии с принципом «ликургова строя» все полноправные граждане Спарты официально именовались «равными». И на самом деле на протяжении почти двухсот столетий в Спарте действовала система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и остановить рост неравенства среди спартиатов. Все спартиаты независимо от происхождения и общественного положения жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую простую пишу за общим столом. Обладая большим запасом внутренней прочности, «община равных» смогла в дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, как, например, восстание илиотов в 464 г. или Пелопонесскяа война 431-404 гг. до н.э. Замкнувшаяся в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на территории Греции, надеждой и опорой всех врагов демократии.

     Итак, Афины и Спарта – две крайние, наиболее различавшиеся формы древнегреческого полиса. Первая из двух форм, сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена, обеспечивала гражданам гармоническое развитие личности и оказалась более способной к развитию, чем вторая – казарменная спартанская форма полиса. Афины не знали свойственной Спарте полной политической дискриминации всех людей физического труда. Именно Афинам суждено было стать главным оплотом греческой демократии и крупнейшим культурным центром Греции.

     Тем не менее, было между Афинами и  Спартой нечто общее, позволяющее считать их разновидностями одного типа государства – полиса. Любой полис представляет собой самоуправляющуюся, автономную общину, чаще всего не выходящую за пределы одного небольшого города и его ближайших окрестностей. Основная особенность полисной организации заключается в том, что в управлении государством участвуют, хотя не в равной мере, все члены данной общины, а не только избранный круг придворной знати.

     Гражданская община (демос) практически сливается  здесь с государством. В этом проявляется важнейший политический принцип, лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности коллективу.

     Для своего времени полис может считаться  наиболее совершенной формой политической организации господствующего класса. Его главное преимущество заключается в сравнительной широте и устойчивости его социальной базы и широких возможностях, которые он давал для развития частного рабовладельческого хозяйства. В правоспособности греки видели основной признак, отличающий гражданина от негражданина. В то же время полис был военно-политическим союзом свободных собственников, направленным против всех порабощенных и эксплуатируемых и преследующим две основные цели: 1) удерживать в повиновении уже имеющихся рабов; 2) организовывать военную агрессию против стран «варварского мира», обеспечивая тем самым пополнение рабовладельческих хозяйств необходимой им рабочей силой.  

     Развитие  законодательства 

     Прогресс в области внутриполисного и международного права связан как с ростом городов, так и с требованиями народных масс о записи законодательства. В архаическую эпоху происходит гуманизация общественных воззрений, согласно которым существует некая божественная справедливость, распространяющаяся в равной степени на всех людей, независимо от их родовой или племенной принадлежности. В различных греческих государствах выдвигают пользующихся доверием граждан для записи законов. Древнейшие сборники законов свидетельствуют о прогрессе общественного правосознания. Из законов VII в. были особенно известны законы Залевка из Локр, законы Харонда из Катаны в Сицилии и законы Драконта в Афинах. Не существовало писаных законов только в Спарте.

     Кодексы эти были еще очень несовершенны, имели казуистический характер и содержали множество архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей законы Драконта были записью существовавшего обычного права. В задачу законодателей входила только запись старого права, обычно они не обращали внимания на произошедшие экономически изменения и пытаются бороться с ними путем запрещения. Так, по законам Залевка, запрещается всякая посредническая торговля, и крестьянин мог продавать свои продукты только потребителю. В области уголовного права господствует принцип «око за око, зуб за зуб».

     Интересно процентное право того времени. Очевидно, что организация кредита, как элемента торгового оборота, была возможна только при материальной заинтересованности кредиторов. Тем не менее законодательство греческих государств борется со всякого рода процентными сделками. У Гесиода в его «Работах и днях» читаем: «С соплеменника бери только ссуженные деньги» (то есть, без процентов) (Лурье С.Я. История Греции. С. 154).

     Однако, сам факт записи нельзя не оценить  как положительный сдвиг, поскольку  он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию таких старинных обычаев, как кровная месть или мзда за убийство. Теперь в решении спора участвует вся община.

     Передовые нормы морали и права распространяются в ту эпоху не только на соотечественников, но и на чужеземцев, граждан других полисов. Труп убитого врага уже не подвергается надругательствам, а выдается родственникам для предания земле. Свободных эллинов, захваченных в плен на войне, как правило, не убивают и не превращают в рабов, а возвращают на родину за выкуп. Принимаются меры для искоренения морского пиратства и разбоя на суше. Отдельные полисы заключают между собой договоры, гарантируя личную безопасность и неприкосновенность имущества граждан, если они окажется на чужой территории. 

     Тирания 

     Однако  прогресс имел и обратную сторону. Стремительное  развитие товарно-денежных отношений  отрицательно сказалось на положении греческого крестьянства. Из-за аграрного кризиса крестьяне массово разоряются и пополняют ряды батраков – фетов. Разгорается нешуточная классовая борьба, формируется масштабное демократическое движение. Защищая свою собственность, богачи все чаще пускают в ход террор и насилие, и классовая вражда перерастает в настоящую гражданскую войну.

     Во  многих греческих городах длившийся  десятилетиями социально-политический кризис разрешался установлением режима личной власти. Истощенная смутами полисная община уже не могла противостоять притязаниям влиятельных лиц на единоличную власть, и в городе устанавливалась диктатура «сильного человека», который правил, не считаясь с законом и традиционными учреждениями: советом, народными собраниями и т.п. Таких узурпаторов греки называли тиранами9, противопоставляя их древним царям – басилеям, правившим на основе наследственного права или всенародного избрания.

     Захватив  власть, тиран начинал расправу со своими политическими противниками, их казнили без суда и следствия. В позднейшей исторической традиции само слово «тирания» стало в греческом языке синонимом беспощадного кровавого произвола. Острие политических тиранов было направлено против знати.

Информация о работе Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики