Народничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Файлы: 1 файл

Народничество и татаро-монгольское иго 1ПП ЗС Кулик Е.В..doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели  и задачи работы.

Цель  данной работы состоит  в рассмотрении основных направлений в  идеологии народничества.

Дать  определение понятию  «монголо-татарское  иго» Дать определение  влияния иго на русскую историю.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть основные направления в идеологии народничества;стр.2

2. дать характеристику пропагандистскому направлению народничества; стр.7

3. дать характеристику анархическому (бунтарскому) направлению народничества; стр.9

4. дать характеристику заговорщическому направлению народничества;стр.11

5. дать определение понятию «монголо-татарское иго»; стр.12

6.охарактеризовать влияние  «монголо-татарское иго» на политическое и социально-экономическое развитие русских земель; стр.13

7.Вывод. стр.17

8.Список  использованной литературы. стр.18

Объект  исследования - народничество 1870-х  гг.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением  народничества 1870-х  гг.

Основная  часть 

Глава 1. Основные направления в идеологии народничества.

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и  Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х  гг. разработали его основные теоретические  положения. Герцен и Чернышевский резко  критиковали существующий крепостнический  и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:

отрицание исторического  значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

стремление создать  социалистическое общество, как систему  общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

идеализация крестьянской общины и надежды через нее  прийти к социализму;

представление о русском крестьянине как  о человеке будущего, "социалисте по природе";

критика или  даже отрицание государственности  как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении  вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции  как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».

В начале 70-х  гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три  основных идейных течения (идеологических направления) - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Пропагандистское

П.Л. Лавров

Анархическое (бунтарское)

М.А. Бакунин

Заговорщическое

П.Н. Ткачёв

Крестьянин  не готов к революции. Интеллигенция  должна идти в народ, принося революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию Крестьянин  по своей природе - бунтарь, он готов  к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство - это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создаётся Союз самоуправляющихся общин Крестьянин  не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции

В отличие от Бакунина Лавров считал государство  злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история". Государство будет сведено к "минимальному минимуму" по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент).

Главные положения ("боевой крик") рабочего социализма Лавров определял следующим образом: "Прекращение эксплуатации человека человеком. Прекращение управления человека человеком. В последней  формуле, конечно, слово "управление" должно быть .понято не в смысле добровольного подчинения одной личности в данном случае руководству другой, -- пояснял Лавров, -- но в смысле принудительной власти одной личности над другою".

Полемизируя с "якобинской теорией" Ткачева, Лавров писал, что "всякая диктатура портит самых лучших людей... Диктатуру вырывает из рук диктаторов лишь новая революция". И все же для построения социализма, по Лаврову, необходима государственная власть как форма руководства коллективной деятельностью и применения насилия к внутренним врагам нового строя.

Существенные  разногласия Лаврова и Бакунина сводились к тому, что если первый считал государство только средством  для достижения социальных целей, то второй замечал склонность государства  становиться самоцелью; возражения Бакунина, как отмечено, вызывало также намерение Лаврова строить новое общество по разработанному научному плану, предпослав народной револю-ции неопределенно-продолжительный период пропаганды.

Теоретиком народничества  был также Петр Никитич Ткачев (1844--1885). С 1875 г. он издавал (В Женеве) журнал "Набат" с эпиграфом: "Теперь, или очень нескоро, быть может -- никогда!"

В отличие от других народников Ткачев утверждал, что  в России уже нарождаются формы  буржуазной жизни, разрушающие "принцип общины". Сегодня государство -- фикция, не имеющая корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет конституционным и получит могучую поддержку объединенной буржуазии. Поэтому нельзя терять время на пропаганду и подготовку революции, как предлагают "пропагандисты" (сторонники Лаврова).

"Такие минуты  не часты в истории, -- писал  Ткачев о состоянии России. -- Пропустить  их -- значит добровольно отсрочить  возможность социальной революции  надолго, -- быть может, навсегда". "Революционер не подготовляет, а "делает" революцию". Вместе с тем Ткачев считал бесполезным звать народ к бунту, особенно во имя коммунизма, который чужд идеалам русского крестьянства. Вопреки мнению "бунтарей" (сторонников Бакунина) анархия -- идеал далекого будущего; она невозможна без предварительного установления абсолютного равенства людей и воспитания их в духе всеобщего братства. Сейчас анархия -- нелепая и вредная утопия.

Задача революционеров, по мнению Ткачева, в том, чтобы ускорить процесс общественного развития; "ускориться же он может лишь тогда, когда передовое меньшинство получит возможность подчинить своему влиянию остальное большинство, т.е. когда оно захватит в свои руки государственную власть".

Партия умственно  и нравственно развитых людей, т.е. меньшинство, должна получить материальную силу путем насильственного переворота, утверждал Ткачев. "Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только ее прелюдия. Революция осуществляется революционным государством".

Необходимость революционного государства, руководимого партией меньшинства, Ткачев объяснял тем, что коммунизм не является народным идеалом крестьянства в России. Исторически сложившийся строй крестьянской общины создает лишь предпосылки коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен и чужд народному идеалу. Этот путь знает только партия меньшинства, которая при помощи государства должна исправить отсталые представления крестьянства о народном идеале и повести его по дороге к коммунизму. "Народ не в состоянии построить на развалинах старого мира такой новый мир, который был бы способен прогрессировать, развиваться в направлении коммунистического идеала, -- писал Ткачев, -- поэтому при построении этого нового мира он не может и не должен играть никакой выдающейся, первенствующей роли. Эта роль и это значение принадлежат исключительно революционному меньшинству".

Ткачев оспаривал  распространенное среди народников мнение о развращающем влиянии власти на государственных деятелей:

Робеспьер, Дантон, Кромвель, Вашингтон, обладая властью, не стали от этого хуже; что касается наполеонов и цезарей, то они были испорчены задолго до их прихода  к власти. Достаточной гарантией служения благу народа, по мнению Ткачева, станут коммунистические убеждения членов правящей партии.

При помощи революционного государства правящая партия будет  подавлять свергнутые классы, перевоспитывать  консервативное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в области экономических, политических, юридических отношений ("революция сверху"). В числе этих реформ Ткачев называл постепенное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий производства, устранение посредничества при обмене, устранение неравенства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), развитие общинного самоуправления, ослабление и упразднение центральных функций государственной власти.

 Все эти теории сосуществовали в народнической среде переплетаясь. Однако в целом вначале преобладали романтические бунтарские взгляды, затем они сменились надеждами на пропаганду, а на поздних этапах своего развития революционное народничество склонилось к заговору и индивидуальному террору. Все народники делали ставку на простых людей, в первую очередь, крестьян, в меньшей степени, рабочих. Хождения в народ как раз представляли собой движения в деревню с попыткой объяснить крестьянам весь ужас их положения и поднять их на борьбу. Только вот, крестьянам были чужды уговоры интеллигенции...

Глава 2. Пропагандистское направление народничества.

Ведущим теоретиком пропагандистского направления  революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали  следующие идеи:

интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому  главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

внесение социалистического  сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих  рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться  по мере утверждения социалистических отношений;

социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

Интеллигенция должна «идти в народ», говорил Лавров, просвещать его, готовить к будущей революции. Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли  участие тысячи молодых людей, —  «хождение в народ». По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А.И.Герцен в связи со студенческими волнениями 1861. Переходя из деревни в деревню, они раздавали пропагандистскую литературу, вели разговоры с крестьянами, убеждали их, что «более терпеть нельзя». Одевались молодые пропагандисты в крестьянскую одежду и говорить пытались так, как должен был, по их мнению, говорить простой народ. Нет ничего удивительного в том, что деревня встретила их настороженно: она с подозрением относилась к чужакам, да и их призывы показались странными, опасными. «Да ведь земля божия? Общая?» — спрашивал крестьян видный впоследствии народник Н. А. Морозов. «Божия там, где никто не живет. А где люди, там она человеческая», — слышал неожиданно в ответ. Участников движения встретил совсем не тот народ, о котором они знали из книг и брошюр. К осени 1874 г. «хождение в народ» пошло на убыль, затем последовали правительственные репрессии.

Информация о работе Народничество