Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:16, реферат
Память – это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без которого дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно мужественно встретить будущее.
Поселение, где жили мои предки, бывшее тогда уже селом, стало называться «Черкизово», примерно с конца 70-х годов XIV столетия.
Возможно, он в то время входило в Переславский уезд. Это обосновывается тем, что Великий Князь Дмитрий передал Ивану Серкизу 4 вотчины в разных уездах московского княжества.
Первые
поколения Серкизов были очень богатыми
людьми и владели вотчинами, которые находились
в Московском, Дмитровском, Переслвском
и Коломенском уездах. Но, очевидно, они
плохо приспособились к непривычным для
них условиям хозяйствования и оседлому
образу жизни и довольно быстро растеряли
большую часть своих первоначальных владений.
Род Серкиза прекратил свое существование
в конце XVI века, оборвавшись на Якове Ивановиче
Бородавцыне. От царевича Серкиза осталось
лишь одно поселение - собственно наше
село.
Глава
4.
в XV веке (примерно в 1420-1430 годы) поселение находилось во владении бояр Ховриных - Головниных. По мнению историков, основателем рода ховриных-головненых был купец из Сурожа (ныне судак в Крыму), а возможно, и князь, грек по происхождению, некто Стефан (Степан) Васильевич Ховря, прибывший в Москву в начале XIV века.
Особенно известным был внук Стефана – Владимир, который и был пожалован в бояре. Существует мнение, что это пожалование связано с денежной помощью, которую Ховрин оказал Василию Темному. Владимир Ховрин занимал у великого князя Ивана III должность казначея, а сам Ивана III крестил его сына, названного Иваном и получившего прозвище «Голова». Потомки Ивана Владимировича носили фамилию Головнины. Ховрины - Головнины были настолько знатным родом, что даже имели собственный дом в кремле. Так же именно они первыми развернули каменное строительство в Москве.
В конце XV века село Черкизово (примерно к 1480 году) был уже вотчиной великого князя московского Ивана III.
Первое упоминание поселение в летописях датируется маем 1493 года. В жалованной оброчной грамоте Волоцкого князя Бориса Васильевича Троице-Сергиево монастыря игумену Симону. Затем в отводной грамоте Волоцкого князя Федора Борисовича Троице - Сергиеву монастырю иегумену Серапиону, датирована июнем 1504 года.
По этим записям не сложно проследить кому принадлежало село в это время. В 1504 году село, очевидно, принадлежало Дятловым (его предки служили у Калиты), после 1512 года село было продано Ховрину, он его перепродал боярину Юрьеву-Захарову (отцу 1й жены Ивана IV), затем отобрано в казну. После этого оно было пожаловано великим князем Василием IIII Михаилу Львовичу Глинскому. Оно входило в состав вотчины, которая состояла из села, сельца и 22 деревень.
На основе вышеприведенных данных можно сделать вывод, что Черкизово являлся вотчиной особ царского, великокняжеского или знатных боярских родов.
В конце XVI века село становится вотчиной Троице - Сергиево монастыря. Оно упоминается в писцовых книгах 1573 и 1578 годов. Следует отметить, что в писцовых книгах название села постоянно менялось – Серкизовское, Серкизово, Теркизово и другие.
В самом Черкизове, когда им владел монастырь находилось 2 монастырских двора, 2 коровника, 2 двора мельников, 37 крестьянских и 3 бобыльских двора. Монастырскую землю обрабатывали крестьяне. За земельные наделы они платили монастырю около 6 рублей в год. За пользование мельницей-24 рубля. Крестьяне были обязаны 3 раза в год к большим христианским праздникам собирать деньги для монастырского приказчика. В селе располагалась церковь Покрова Святой Богородицы и придел Николая Чудотворца. К Черкизову примыкало несколько небольших деревень в 2-5 дворов.
Село находилось недалеко от оживленной дороги и крестьянам приходилось выделять лошадей, для царских гонцов и перевозки грузов. Поэтому жители были освобождены от некоторых повинностей.
К середине XVI века Подмосковье находилось на пике экономического подъема, однако, конец века складывался очень тяжело.
В XVII на Россию обрушились неслыханные стихийные бедствия, эпидемии, длительные периоды войн, польская интервенция вызвавшие массовые разорения земель. крестьянские хозяйства пришли в сильнейший упадок. в начале XVII село черкизово находилось под гнетом польских шляхтичей и было сожжено при отходе их из Москвы. Село выгорело полностью и превратилось в пустошь.
Однако, находясь во владении Троице - Сергиево монастыря, Черкизово не долго оставалась пустошью, и к середине XVII было восстановлено. В нем находилось 10 дворов, но церкви уже не было. Черкизово, как центр церковно-приходской жизни утратил свое значение.
Крестьяне
Черкизова в конце XVII принадлежали
полностью монастырю. Они относились к
категории владельческих крестьян. Это
значило, что ими владели духовные феодалы
монастыря в виде монастырской братии.
Находясь во владении монастыря крестьяне
не могли продаваться, обмениваться в
отличие от крестьян принадлежавших помещикам.
Так же вотчины духовных феодалов не подлежали
отчуждению от монастырских земель.
Глава
5.
Еще в начале XVIII века крестьяне из местности вокруг деревни, получая небольшие прибыли от земледелия, свое свободное время употребляли на приработки. Жители этой местности занимались самыми разнообразными промыслами - заготовкой леса для строительных работ, изготовлением саней, деревянной посуды и так далее. Во многих деревнях Подмосковья с середины XVIII появляется новый вид промысла - изготовление тканей. Они заводили у себя на дому ткацкие станки и ткали полотна изо льна и шерсти на продажу.
Путешествия по центральным губерниям России многие путешественники отмечали что, начиная с Черкизово ткацкая промышленность распространяется дальше, вниз по реке клязьма.
В 30-40-х годах XIX века Подмосковье вступило в полосу промышленного переворота, который проявился в переходе от мануфактуры к фабрике. К этому времени четыре пятых производства в Подмосковье приходилось на долю текстильной, хлопчатобумажной, шерстяной промышленности.
Многие купцы, скопившие капиталы, становятся фабрикантами и строят свои фабрики. Одна из таких фабрик появилась в селе черкизово.
Увеличение числа фабрик привело к необходимости реконструкции Троицкой дороги. Создается новое дорожное плотно - шоссе. После реконструкции Троицкой дороги (которая была переименована в Ярославскую) проезд стал платным. Усовершенствование дороги не повлияло на изменение числа богомольцев, шедших в Троице - Сергиеву лавру. Толпы людей, идущих по дороге, значительно затрудняли движение, и создавало травмоопасную обстановку.
Решением этой проблемы стало строительство железной дороги. Это решение воплотил в жизнь Иван Федорович мамонтов. Произведя расчеты он пришел к выводу, что вблизи шоссейной дороги выгодно построить железную. Доход от строительства которой составил бы 365 тысяч рублей в год.
22 июля 1862 года состоялся первый пробный проезд по вновь выстроенной линии железной дороги, а в августе этого же года состоялось торжественное открытие дороги, названной Троицкой (первоначальное название). В начале действовало только 5 станций, но в последствии появились и другие, среди которых и полустанок «Тарасовка».
Этот полустанок располагался на одинаковом расстояние от деревень Черкизово и Тарасовка. Ему было присвоено имя последней, так как в ней находилась почтовая станция (через нее проходила Троицкая дорога). И что бы попасть в Кудрино, Любимовку или Черкизово из Москвы, необходимо было сделать остановку в Тарасовке. Именно поэтому, что бы не менять привычные названия у проезжающих по этой местности, полустанок назвали Тарасовка. Следует упомянуть, что местность вблизи железнодорожного полустанка долгое время в обиходе называлось «Тарасовка».
Как уже говорилось выше, одним из видов промысла в селе Черкизово было ткачество. И поэтому возможность привлечения знакомых с ткачеством крестьян к работе послужило поводом московскому купцу П. В. Мочалову для строительства в Черкизово самоткацкой полушерстяной фабрики. Проходящая недалеко от деревни железная дорога и существовавшая на реке Клязьма плотина, только способствовали принятию решения о строительстве фабрики. В 1875 году в деревне Черкизово открылась фабрика Мочалова. На противоположном берегу реки, у построенной еще в начале XV века мельницы сделали небольшую электростанцию. От водяного колеса мельницы был сделан к зданию фабрики первичный вал, который с помощью ременной передачи соединялся с валами проходящими через фабричное помещение. От этих валов, идущих через ткацкие цеха, посредством ременной передачи приводилось в движение механические ткацкие станки, вырабатывающие ткань. Со временем, ременная передача заменилась станками с электроприводом.
В конце XIX деревня Черкизово располагалась по двум сторонам небольшого оврага, идущего к реке Клязьме. В устье оврага был построен мост, от моста к фабрике проходила дорога. Дома вдоль дороги как бы образовали улицу. Впоследствии она стала называться улицей второй линии, а потом был переименована в Главную.
На восточном склоне оврага у реки клязьма недалеко от моста стояла часовня и небольшое деревенское кладбище. В конце XIX века кладбище было перенесено на Черкизовский луг, где и находится в настоящее время.
В деревне не было трактиров и питейных заведений. По степени благосостояния Черкизово было исправным селением.
В начале 80-х годов на самой окраине деревни строит дом купец Седов Герасим Ильич. А на первом этаже двухэтажного дома у самой дороги Седов открыл торговую лавку. Это был первый магазин в Черкизово. Это был мой прапрадед по материнской линии. Доход от торговли составлял с рубля копейку. Очень часто жители деревни брали продукты в долг, долги записывались в специальной книге. В должниках ходили больше половины деревни. Герасим Ильич был порядочным человеком, пользовался уважением у местных жителей и видимо по этому на него не писали доносов и семья не подверглась репрессиям 1917-1930 годов. Он умер в 1928 году. Семью вынудили отдать лавку в 1930 году. До недавнего времени в этом доме находился поселковый совет, местная библиотека и продуктовый магазин «Сельпо». Потом все это благополучно сгорело.
Строительство железной дороги в одном километре от деревни существенно изменило инфраструктуру развития. Возможность провести свой отдых на природе сразу же привлекала большое количество состоятельных людей. После строительства в 1895 году полустанка «Тарасовка» начали интенсивно застраиваться и окрестности деревни Черкизово. Получив разрешение на приобретение земельных участков, прикупая землю у местных крестьян, московские купцы приступили к строительству дачных домов. Они строили их как для личного пользования, так и для получения дополнительного дохода, путем сдачи домов в летний сезон.
Дачи строились в различных местах вокруг Черкизова. Вдоль железной дорог были построены дачи Егоровым, на самом берегу реки - Гомоновским и Протопоповым. Приехавший впервые в Чекизово в 1892 меценат Бахрушин (племянник основателя театрального музея в Москве) выкупил у Гомоноского все его дачи за немалую по тем временам сумму. Выше по течению реки строили дачи в основном предприниматели и купцы. Некоторые из них сохранились и до нашего времени. В одной из них была размещена дача американского посольства.
Вблизи полустанка строятся дачи Алексеева, позже давшие начало Аптекарскому переулку. Строительство дач ведется и вдоль полосы отчуждения железной дороги. Здесь появляются дачи Егорова, Кудряшова, Афинского, которые впоследствии образуют Станционную и Железнодорожную улицы.
Всего около деревни и между железной дорогой и деревней, в конце XIX начале XX веков было построено около 50 дач. Они послужили основой для формирования современной географии поселка Черкизово.
Часть 2.
Черкизово
в XX веке.
Данные статистики на 1899 год:
в деревне Черкизово входящей в Мытищинскую волость Московского уезда Московской губернии население составляло 351 человек, живущих в 55 хозяйствах. За деревней числилось 53 лошади и 51 корова. Безлошадных хозяйств было 16.
К 1912 году в селении имелось уже 78 хозяйств и 3 лавки.
По степени благосостояния деревня значилась в числе селений второго разряда. К первому и второму разрядам относились поселения с исправным крестьянским хозяйством. В селе не было хозяйств недоимщиков. Была мельница, самоткацкая фабрика «Новиков, Егоров и К.». Жители занимались земледелием, местными и отхожими промыслами, извозом, работали на фабрике.
Эта статистика не касалась множества дач, построенных в лесном массиве, прилегающем к железной дороге. В летнее время в деревню приезжало множество дачников, желающих снять дачи. Местные крестьяне, сдавая свои дома под дачи на летний период, получали от этого дополнительный доход. На своих участках они строили небольшие летние дома и переходили на сезон жить туда, а свои дома сдавали под дачи.
С
начала 1900-х годов деревня