Консервативное движение в Российской империи во 2-й половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить характерные черты и особенности консервативного направления общественно – политического движения в России во второй половине XIX века.

Исходя из этого, автор поставил перед собой ряд задач:

◦Осветить особенности зарождения и развития консервативного движения в Европейских странах в конце XVIII – начале XIX веков.
◦Рассмотреть идеи русских консерваторов в эпоху их нахождения в целом в оппозиции, в годы правления императора Александра II.
◦Показать консервативную идеологию в качестве господствующей в царствование Александра III.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Консерватизм как направление общественного движения 11
Глава 2. Консервативное движение в годы правления Александра II 16
Глава 3. Консерватизм в России в конце XIX века 33
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 51

Файлы: 1 файл

Акирейкин Д итог2.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

      Толстой подвергал жесточайшей критике  либеральные мероприятия Головнина. Считал что «просвещение очень опасно для государства и должно быть доступно немногим, избранным»67. Его преобразования на посту министра существенно ограничили автономию университетов, поощрялось доносительство в III-е отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, система экзаменов стала настолько суровой, что ежегодно отчислялись тысячи учеников училищ и студентов университетов. Усилилась сословность образования, основной упор делался на классическое образование, где было расширено преподавание древних языков. И только закончившие классические гимназии получали право поступать в университеты.

      Огромное  влияние на императора приобретает  властолюбивый шеф жандармов  Петр Андреевич Шувалов, который  фактически «запугивал» Александра II угрозой новых покушений и роста революционной ситуации в стране. Граф П.А. Шувалов (1827 – 1889), которого современники окрестили «лидером партии порядка», на протяжении всей эпохи Великих реформ, критически относился к либеральным преобразованиям, но при этом он занимал ключевые посты в государственном аппарате. С 1857 года обер-полицмейстер Петербурга, в 1861 занимает должность начальника Корпуса жандармов и управляющего III-им Отделением Собственной Е.И.В. канцелярией68.

      Все его влияние сказалось 26 апреля 1866 года, когда происходили обсуждения Записки нового жандармского начальника. Документ носил программный характер и свидетельствовал о широких консервативных планах, в ней констатировался тот факт, что в российское общество проникли «вредные элементы», проповедавшие «крайний социализм», и считающие «Бога, Государя и весь существующий порядок за предрассудки»69.  Записка Шувалова стала основой рескрипта 13 мая 1866 года, отправленная императором на имя председателя Комитета министров П.П. Гагарина.  В рескрипте император повелевал обратить внимание на воспитание юношества, направляя его в религиозном духе, уважения к правам собственности и соблюдения «коренных начал общественного порядка», и не допускать «вражды против дворянства»70.

      К числу теоретиков консервативного  реформизма 70-х – начала 80-х годов, так же необходимо  отнести Ростислава Андреевича Фадеева. Генерал-майор Р.А. Фадеев (1824 – 1883), участник Кавказской войны (1830 – 1864), публицист, один из основателей консервативной газеты «Русский мир»71. На страницах которой выступил в 1874 году с серией статей под общим названием «Русское общество в настоящем и будущем (Чем нам быть?)», которые вызвали большой общественный резонанс, не только в либеральных но и консервативных кругах. Так видный консервативный деятель К.П. Победоносцев обвинил автора статьи в том, что тот справедливо оценивая существующие «неустройства» в России, «принимается сочинять» новые порядки72.  На страницах газеты Фадеев выдвигает программу передачи всей полноты власти в рамках местного управления в руки дворянства, и упразднении коронной администрации на метах, превращения дворянства в замкнутое сословие. Предусматривал участие губернских предводителей дворянства в принятии важных правительственных решений с совещательным голосом. Сочинение Фадеева сочетало в себе  идеи, высказанные ранее как славянофилами, так и западниками с собственными выводами и практическими советами.

      В 1879 по 1880 годы направил императору ряд  записок, которые позже легли  в основу книги «Письма о современном  состоянии России», где повторял свою мысль о разобщенности общества. Утверждая, что лишь земские начала смогут стать противовесом нигилизма и «бессознательного красного либерализма» распространенного в среде бюрократии73. Однако ожидаемой поддержки «письма» не получили.

      Осуществить свою программу дворянского охранительного представительства Р.А. Фадеев рассчитывал через начальника III-го отделения Собственной Е.И.В. канцелярии П.А. Шувалова, но отставка последнего в 1874 году, подвела черту под этими планами. Вернуться к идеям консервативного реформизма, еще раз, Фадеев попытается уже в 80-х, в первые годы правления императора Александра III. Когда после отставки графа М.Т. Лорис-Меликова 29 апреля 1881 года, министром внутренних дел был назначен граф Н.П. Игнатьев, через которого Ростислав Андреевич вновь пытается подвигнуть императора на осуществление программы изложенной в «Письмах». Однако эти попытки ни к чему не привели. Граничившие с авантюризмом амбициозные и предприимчивые проекты оказались совершенно не соответствующие интересам  как Александра II, так и Александра III.

      Многочисленные зарубежные публикации, записки и письма, вышедшие из под пера консервативного дворянства не могли заменить отсутствие сколь-нибудь  популярного периодического органа. И здесь консерваторы уступали не только либеральному движению, но и революционно-демократическому, не смотря на постоянные гонения последних со стороны правительства. Консерваторы ни чего не могли противопоставить левым изданиям вроде «Колокола» или «Современника», а также периодическим органам славянофилов и западников. Например, на конец 50-х годов, единственным сколь-нибудь заметным консервативным изданием был «Журнал землевладельцев», издававшийся казанским и пензенским помещиком А.Д. Желтухиным. Он освещал в основном деятельность губернских комитетов и защищал дворянские интересы. Другим журналом, который можно отнести к консервативным изданиям была «Библиотека для чтения» А.В. Дружинина, где со своими идеями и произведениями выступали: И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой и другие74.

      В 1863 году Н. Безобразов начинает издание газеты «Весть» - прокрепостнического органа печати, отстаивавшего идеи олигархической дворянской «партии», где кроме него публикуются В. Скарятин, Н. Юматов, Г. Бланк75.

      Одна  из старейших российских газет «Московские  ведомости» возглавляемая с 1863 года Катковым и его же журнал «Русский вестник», в годы правления Александра II, постепенно стали своего рода рупором консерваторов и возглавили борьбу с революционно-демократическим движением. После покушения Каракозова (4 апреля 1866), Катков на страницах «Московских ведомостей» требовал от правительства решительных мер по искоренению революционной крамолы, выступал с установлением твердой власти, беспощадной к врагам монархии. В издании активно обсуждались проводимые в стране реформы и возможные пути дальнейшего развития страны76.

      Консервативная  политика Александра II наиболее активно проявилась на рубеже 70-х – 80-х годов, когда практически все органы государственного управления оказались под властью реакционных сил. Административно-полицейские репрессии стали доминировать в деятельности чиновников. Начались гонения на печать и высшую школу, был создан институт урядников. На местах реакционную политику осуществляли временные генерал-губернаторы. Созданная Верховная распорядительная комиссия предотвращала возможность революционного взрыва за счет политики лавирования77.

      Но  эта же угроза народовольческой революции, вынуждала правительство Александра II проводить дальнейшие либеральные преобразования. Их итогом становиться «конституционный» проект Михаила Тариеловича Лорис-Меликова, который так и не был осуществлен. Убийство 1 марта 1881 года Александра II  народовольцами развеяло надежду либералов на продолжение реформаторского курса Императора – Освободителя.

    Таким образом, сторонники консервативного  движения в годы правления Александра II не смотря на свое тяжелое положение, связанное с либерально – реформаторскими настроениями верховной власти сформировали основные принципы русского  политического консерватизма78:

    1. Россия - уникальное государство принципиально отличающаяся от стран Западной Европы.
    2. Монархия единственная форма государственного устройства возможная в России.
    3. Основу стабильности и духовности русского общества составляет православие.
    4. Необходимость сохранения сословного деления, как важного условия жизнеспособности общественных сил.
    5. Критика либеральной бюрократии и её разрушительного влияния на государственное устройство.
    6. Сохранение прав дворянского сословия и требование участия представителей от дворянства в управлении государством.

      Кроме того, консерватизм в данный период складывается именно как общественное движение, а не только как политическое течение, несущее охранительный характер.

      В отличие от европейского демократического консерватизма, российский заимствуя  основные его принципы, подстраивается под самодержавную основу и выступает  не только за сохранение, но и за усиление абсолютизма, который, тем не менее, должен считаться с дворянским сословием. Основная социальная база российского консерватизма это дворянское сословие, которое в отличие от тех же европейских консерваторов выступает за сохранение дворянских привилегий и таких отживших свое время институтов, как крепостное право.

      В итоге русский консерватизм данного  периода времени, не смотря на схожесть с европейскими принципами, выдвинутыми  Э. Берком, Ж. де Местром и Ф. де Шатобрианом представляет собой уникальную идеологию традиционалистко - монархического толка, при оппозиции правящему монарху.

 

ГЛАВА 3. КОНСЕРВАТИЗМ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

 

      Восшествие  в 1881 году, на престол императора Александра III (1845 – 1894), кардинально изменило положение приверженцев консервативной  идеологии. Именно на период его правления с 1881 по 1894 годы приходиться расцвет консервативной мысли в Российской империи, востребованной внутриполитическим курсом правительства. Основной причиной этого стало то, что в отличие от Александра II, который в юности не был приверженцем определенных идейных позиций, взгляды Александра III, к моменту его восшествия на престол (в 36 лет), сформировались под влиянием обер-прокурора Святейшего Синода - К.П. Победоносцева. Константин Петрович бывший одним из учителей цесаревича, воспитал его как последовательного сторонника охранительной идеологии, сохранения самодержавия, национальной самобытности и единения царя с народом79.  Резиденция наследника престола – Аничков дворец стал своего рода центром притяжения консервативных сил России.

      В своем ближайшем окружении будущий  император не скрывал неприязни  к преобразованиям своего отца. Этим пользовались консерваторы. В своих  беседах и письмах  К.П. Победоносцев внушал цесаревичу, что самодержавие – единственная приемлемая форма для Российской империи, «вся тайна русского порядка и преуспеваний – наверху, в лице верховной власти»80, а православная церковь – самая надежная опора этой власти.

      Конституционные идеи, развивавшиеся в пореформенное время, воспринимались Победоносцевым как непосредственная угроза самодержавию, а поставленный вопрос об обсуждении  проекта «конституции» М.Т. Лорис-Меликова, мог сделать эту угрозу реальностью.  С 4 по 8 марта 1881 года между Победоносцевым и Лорис-Меликовым велась настоящая «борьба»  за  поддержку императора. И хотя обер-прокурор Святейшего Синода верил в неприятие императором конституционных идей, в своих письмах он  возвещал к царю: «Час страшный и время не терпит, или теперь спасать Россию или никогда»81, а после встречи 7 марта Победоносцев окончательно был уверен относительно намерений императора. 8 марта в Зимнем дворце К.П. Победоносцев, выступая фактически предводителем всей «консервативной партии», дал «решительный бой» Лорис-Меликову. Консерваторы на заседании оказались в меньшинстве, но позиция императора окончательно решила судьбу «конституции». Проект Лорис-Меликова был отклонен, как несвоевременный.

      С этого времени начинается постепенное  наступление на реформы 60 – 70-х годов, получившие в исторической литературе наименование «период контрреформ» или «консервативной корректировки».

      Первым  актом консервативной корректировки  внутриполитического курса Александра III стал Манифест 29 апреля 1881 года вошедший в историю как «Манифест о незыблемости самодержавия», подготовленный Победоносцевым и получивший полное одобрение царя. Манифест провозглашал веру «в силу и истину самодержавной власти», которую император будет «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений»82.

      Представители консерватизма приняли манифест, возвестивший незыблемость самодержавия и служивший своего рода сигналом к смене правительства, с восторгом.

      Весной 1881 года в отставку подали многие видные деятели – сторонники либеральных  идей и реформаторских преобразований Александра II, министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов, министр финансов А.А. Абаза, военный министр Д.А. Милютин. Их заменили консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, И.В. Дурново83.

      14 августа 1881 года вышло «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», ставшее ответом на усилившиеся революционные тенденции в российском обществе. По данному положению, в любой части империи при необходимости могло вводиться чрезвычайное положение, а любой человек, проживающий на данной территории, мог быть подвергнут аресту и ссылки, на пять лет без суда или предаваться военному трибуналу. Администрация получала право закрыть любое учебное заведение, типографию, предприятие, приостановить работу городских дум и земских учреждений.

      30 мая 1882 года в отставку уходит  министр внутренних дел Н.П.  Игнатьев, назначенный на эту  должность после М.Т. Лорис-Меликова, что ознаменовало переход правительственного  курса в сторону реакции. Первыми  этот переход ощутили печать и просвещение. С принятием 27 августа 1882 года «Временных правил» о печати,  усилилась «карательная цензура», закрывались радикальные и часть либеральных периодических изданий.  В сфере образования консервативную корректировку проводил министр народного просвещения И.Д. Делянов издавший в 1887 году циркуляр «о кухаркиных детях», по  которому запрещалось принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»84. Реальные училища были преобразованы в технические школы, после окончания, которых нельзя было поступить в высшие учебные заведения.

Информация о работе Консервативное движение в Российской империи во 2-й половине XIX века