Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:06, реферат
Имя Абу Али ибн Сины (Авиценна) прочно вошло в историю мировой культуры. Он внес богатейший вклад непреходящей ценности в развитие общественной мысли человечества, мировой цивилизации.
Изучение медицинского наследия Ибн Сины и состояния медицины Средней Азии прошлых веков, отраженное в сочинениях предшественников Ибн Сины, его учеников и врачей более позднего времени, позволяет показать вклад народов Средней Азии в мировую культуру. Тщательное изучение медицинских взглядов Ибн Сины на основе анализа «Канона врачебной науки» и других его сочинений, ставших доступными благодаря переводам на русский, узбекский, таджикский языки, позволяет убедиться в том, что Ибн Сина не был только собирателем научных знаний античной и восточной медицины, но выдающимся целителем своей эпохи.
Введение.
Биография Ибн Сины
Наследие Авиценны
«Канон врачебной науки»
Заключение. Значение Канона
Список литературы
Причиной того, что для ощупывания сосуда было выбрано предплечье, служат три обстоятельства: до него легко добраться, его мало стесняются показывать, оно находится напротив сердца, поблизости от него. Прощупывать пульс следует, когда рука повернута боком, так как рука, лежащая ладонью вниз, более широка и приподнята и менее длинна, особенно у худощавых, а рука, лежащая ладонью вверх, более приподнята и более длинна, но менее широка. Прощупывать пульс должно в такое время, когда человек свободен от гнева и радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягчающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни и не усваивает новых привычек. Предварительно следует испытать пульс уравновешенного по натуре человека, с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс другого.
Далее мы скажем: разновидностей, по которым врачи узнают состояние пульса, существует, в соответствии с тем, как это описывают врачующие, десять, хотя следовало бы считать, что их девять.
Первая разновидность устанавливается по величине расширения, вторая разновидность - по качеству удара бьющейся артерии в пальцы, третья разновидность - по длительности времени движения, четвертая разновидность - по состоянию стенки артерии, пятая разновидность - по степени пустоты и наполнения пульса, шестая разновидность - по теплоте и холодности прощупываемого места, седьмая разновидность - по времени покоя, восьмая разновидность - по ровности и неровности пульса, девятая разновидность - по наличию какого-либо порядка в неровности и отсутствию всякого порядка. Десятая разновидность - по «размеру» пульса.
Что касается разновидности величины пульса, то она свидетельствует о состоянии пульса по его трем измерениям, то есть длине, ширине и глубине. В этом отношении у пульса бывает девять простых качеств, а также сложные, сочетающиеся из них. Девять простых разновидностей пульса - это долгий, короткий и уравновешенный; широкий, узкий и уравновешенный; низкий, высокий и уравновешенный. Долгий пульс - такой, части которого ощущаются по длительности большими, чем то, что ощущаешь обычно, либо вообще, то есть при истинно уравновешенной натуре, либо обычной для данного человека, то есть при уравновешенной натуре, свойственной ему лично. Различие между этими двумя натурами ты уже узнал раньше. Короткий пульс противоположен долгому а уравновешенный стоит между ними. По аналогии с этим суди и об остальных шести разновидностях.
Что касается разновидностей сложных, сочетающихся из этих простых, то у некоторых из них есть названия, а у некоторых названия нет. Пульс, превосходящий обычный по длине, ширине и глубине, называется большим, пульс, уступающий обычному в этих трех отношениях - малый; уравновешенный стоит между ними. Пульс, превосходящий обычный своей шириной и подъемом артерии, называется толстым; уступающий в этих двух отношен - тонким; уравновешенный стоит между ними.
Что же касается разновидности, черпаемой из качества удара в пальцы при движении артерии, то видов удара бывает три: сильный, то есть такой, который противится прощупыванию при расширении, слабый - противоположный сильному, и уравновешенный, стоящий между ними.
Разновидность, взятая по
длительности времени каждого движения
пульса, имеет три вида: скорый, то
есть такой, который заканчивает
движение в короткое время, медленный
- ему противоположный и
Разновидность, взятая по длительности периода покоя, имеет три вида: частый, то есть пульс с короткими ощущаемыми перерывами между двумя ударами, - его называют также «настигающим» и «уплотненным», - редкий, противоположный ему, - его также называют «отстающим» и «вялым» и, между ними, уравновешенный. Этот период определяется в зависимости от того, как ощущается сжатие артерии, если сжатие не ощущается вовсе, то периодом покоя считается промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие, уловимо, то период покоя определяется по времени конца обоих состояний.
Что касается разновидности, взятой по ровности и неровности биения пульса, то пульс бывает либо ровный, либо неровный, причем имеется в виду сходность ударов, частей ударов или одной какой-либо части удара в отношении пяти качеств: большой или малой величины, силы или слабости, скорости или медленности, частоты или редкости, твердости или мягкости. Ведь даже у одного и того же человека части расширения пульса бывают иногда быстрей из-за большой разгоряченности натуры или слабей из-за слабости. Если угодно, можно расширить это рассуждение и иметь в виду, в отношении ровности и неровности биения пульса, не только три упомянутые разновидности, но и все другие разновидности, однако главное внимание обращается на эти три разновидности.
Что касается категории, взятой по наличию порядка или беспорядка биения пульса, то в этой категории две разновидности: пульс неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный. Упорядоченный - это такой пульс, неровность которого сохраняет известный порядок и повторяется циклически. Неровный упорядоченный пульс бывает двояким: это либо неровный пульс, упорядоченный вообще, когда постоянно повторяется лишь одна какая-либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше. Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они всегда возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а неупорядоченный неровный пульс - нечто противоположное этому. Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность в действительности есть как бы вид восьмой разновидности и подходит под категорию неровного пульса.
Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки совершенно благодаря сочетанию звуков в известном соотношении по остроте и тяжести и кругам такта величины промежутков времени, разделяющих удары по струнам, таково и качество ударов пульса. Отношение быстроты и частоты их темпа есть отношение ритмическое, а отношение их качеств по силе и слабости и по достоинству есть отношение как бы сочетательное. Так же, как темпы такта и достоинство звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности пульса бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные. И еще скажу, что отношения качеств ударов пульса по силе и слабости и по достоинству могут быть согласными, а могут быть и несогласными и. даже несходными, и тогда это выходит из категории определения какого бы то ни было порядка неровностей пульса. Гален считает, что ощутимым достоинством соотношения ритма пульса является достоинство, выраженное одним из следующих соотношений, встречающихся в музыке, о которых упоминалось выше. Это может быть отношение «целого к целому с пятью», то есть отношение утроенной величины к ординарной величине, ибо такое отношение есть отношение удвоенной величины к ординарной величине с добавлением половины удвоенной величины. Это и есть то, что называется «отношением с пятью». Либо это может быть «отношение с целым», то есть удвоение, либо «отношение с пятью», то есть увеличение наполовину, либо «увеличение с четырьмя», то есть увеличение на одну треть; либо увеличение на одну четверть. Дальше изменение уже не ощущается. Я считаю очень важным установить эти отношения на ощупь. Это легче всего для человека, который по ремеслу привык иметь дело со степенями такта и соотношениями звуков и обладает способностью изучить музыку теоретически и сопоставить сделанное на практике с известным из теории. Такой человек, когда обратит наблюдение на пульс, быть может, почувствует эти отношения на ощупь. Скажу еще: выделение особо категории упорядоченного и неупорядоченного пульса, которая является одной из десяти категорий, хотя и полезно, но неправильно при делении, ибо эта категория подходит в разряд неровного пульса и как бы является одним из его видов».
Во втором томе труда рассказано о разнообразных лекарствах - 811 средствах растительного, животного и минерального происхождения, расположенных по алфавиту, производимых не только на территории Средней Азии и Ближнего и Среднего Востока, но и в Индии, Китае, Греции, Африки, Средиземноморья и других районов земного шара. Многие лекарственные средства стали известны благодаря труду Авиценны и используются до сих пор. Ученый описывает их действие на организм, способы применения, правила сбора и хранения.
Практическая медицина, по мнению автора, разделяется на две части. Первая из них - знание режима здоровых тел, то есть она посвящена вопросам сохранения здоровья и поэтому называется наукой сохранения здоровья. Вторая же часть - знание режима больного тела, указывающее пути возврата к здоровому состоянию; она называется наукой лечения.
Его рассуждения о лечении:
«Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них - режим и питание, вторая - применение лекарств и третья - применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища.
Предписания режима соответствуют предписаниям лекарств в отношении их качества. Однако для питания в числе этих предписаний есть особые, относящиеся к количеству, потому что пищу иногда запрещают, иногда уменьшают, иногда делают умеренной, а иногда увеличивают по количеству. И действительно, запрещают пищу тогда, когда врач хочет, чтобы естество занималось приведением в зрелое состояние соков, а уменьшают количество пищи, когда цель врача сохранить при этом силу питаемого. При этом будет обращено внимание и на силу, которая может уменьшиться, и на дурной сок, дабы естество не было занято лишь перевариванием большого количества пищи. Всегда обращается внимание на то, что важнее, а таковым является либо сила, если она очень слаба, либо болезнь, если последняя очень сильна.
Пищу уменьшают в
двух отношениях: 1) в отношении количества
и 2) в отношении качества. Если ты
сочетаешь эти два отношения,
то получается еще и третье отношение.
Разница между отношениями
Большей частью мы стремимся уменьшить и запретить пищу тогда, когда заняты лечением острых болезней. Мы уменьшаем пищу также и при хронических заболеваниях, но это уменьшение будет гораздо меньше, чем уменьшение при острых заболеваниях, потому что при хронических заболеваниях мы больше заботимся о силе больного, ибо знаем, что до кризиса таких заболеваний далеко, далеко также и их окончание. Если не сохранить силу, то не хватит ее стойкости до момента кризиса и ее не хватит для приведения к зрелому состоянию того, период созревания чего продолжается долго.
Что касается острых заболеваний, то кризис их близок, и мы надеемся, что сила больного не изменит ему до конца болезни. Если мы опасаемся этого, то не будем чрезмерно уменьшать пищу.
Всякий раз, когда мы имеем дело с заболеванием, которое началось недавно и проявления которого еще спокойны, то мы питаем такого больного, чтобы укрепить его силу. А если заболевание начало развиваться и проявления его усиливаются, то уменьшаем пищу в соответствии с тем, что сказано выше. Этим самым мы укоротим время борьбы силы. Перед окончанием болезни мы значительно смягчим режим.
Чем острее болезнь и ближе ее кризис, тем больше мы смягчаем режим, за исключением тех случаев, когда появляются обстоятельства, запрещающие нам это. Об этом мы упомянем в Книге о частных заболеваниях.
Когда мы желаем принять меры против упадка животной силы и хотим ее поднять и когда нет времени или сил, достаточных для переваривания медленно переваривающейся пищи, тогда мы нуждаемся в быстро проникающей пище. Нужно остерегаться давать быстроперевариваемую пищу, когда принятие ее придется на ранее съеденную, медленно перевариваемую пищу. Тогда мы опасаемся, что обе они смешаются и получится то, что нами изложено было выше. Мы также остерегаемся тяжелой пищи, узнав, что стали появляться закупорки. Однако мы предпочитаем сильнопитательную и медленно перевариваемую пищу, когда желаем укрепить больного и подготовить его к сильным физическим упражнениям, и предпочитаем легкую пищу для тех, у кого происходит быстрее уплотнение пор.
Что касается лечения при помощи лекарств, то для него есть три правила: 1) правило выбора лекарства по его качеству, то есть выбор горячего или холодного, влажного или сухого, 2) правило выбора лекарства по количеству, и это правило содержит в себе правило измерения веса, и правило измерения свойств, то есть степеней горячности, холодности и прочего, 3) правило распределения времени приема лекарства. Что касается правила выбора по качеству лекарств вообще, то выбор пойдет по правильному пути при распознании рода заболевания. Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противодействующим качеством, ибо болезнь лечится противодействием, а здоровье сохраняется содействием.
Количественное измерение лекарства в двух отношениях, взятое в целом, производится путем проницательности врачебного искусства, основываясь на естестве органа, степени заболевания, и факторов, которые указывают на соответствие и сообразность этих лекарств; эти факторы суть пол, возраст, привычка, сезон, страна, профессия, сила и наружность.
Познание естества органа обнимает в себе знание четырех вещей: 1) натуры органа, 2) его природного устройства, 3) его положения и 4) его силы. Что касается натуры органа, если известна его естественная натура и его болезненная натура, то путем проницательности врачебного искусства узнается, насколько натура его отклонилась от своей естественной натуры; определяется количество того, что возвратит натуру в естественное состояние. Например, если здоровая натура будет холодной, а болезненная горячей, то значит, что последняя очень отклонилась от естественной натуры, и необходимо сильное охлаждение. Если обе натуры являются горячими, то в этом деле достаточно слабого охлаждения.