Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 09:22, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение вопросов происхождения киммерийцев, этнической принадлежности, их социальной организации.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Киммерийская проблема………………………………………………5
Глава 2. Источники киммерийской культуры…………………………………10
2.1. Письменные источники…………………………………………………….10
2.2. Археологические памятники киммерийцев………………………………14
Глава 3. Искусство киммерийцев, социальная организации и этническая принадлежность …………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………... 31
Список литературы………………………………………………………………33
Глава 3. Искусство киммерийцев, социальная организации и этническая принадлежность.
Степные
курганы Черногоровский, Камышеваха,
Малая Цымбалка и некоторые другие,
предскифский возраст которых удалось
установить раньше всего, фактически не
содержали никаких изделий, которые
могли бы познакомить нас с
особенностями искусства той
исторической поры. Пробел этот ощущался
очень остро, так как оставалось
неизвестным, было ли это искусство
близким к скифскому или
Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольного близ г. Симферополя. В кургане, помимо других вещей, свойственных новочеркасской ступени, оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды.
Киммерийцы были, прежде всего, конными стрелками из лука, имевшими на вооружении также отличные железные мечи и каменные боевые молотки.
Главным оружием дальнего боя у киммерийцев были лук со стрелами. Луки изготовлялись из нестойких материалов, поэтому сохранялись в могилах редко. Известна лишь одна находка остатков киммерийского лука в курганном погребении у г. Зимогорья Луганской области. Лук состоял из двух продольных полос дерева, обмотанных тонкой растительной пленкой, по-видимому, берестой. Его длина 93 см. В луке из Зимогорья можно узнать форму скифского лука, хорошо известного по памятникам изобразительного искусства и описаниям древних авторов. Наконечники стрел были втульчатыми. Среди бронзовых наконечников встречаются ромбические, овальные и килевидные с остриями книзу, у некоторых имеется шип в виде маленького крючка. Костяные наконечники чаще бывают ромбовидными с выемчатым или прямым основанием, квадратными или круглыми в разрезе. Для ношения стрел использовались колчаны, застежки от которых имели форму ребристых палочек. Делались они из мягкого камня или кости.
Оружием ближнего боя в киммерийскую эпоху были мечи и кинжалы из бронзы и железа или имевшие бронзовую рукоять и железный клинок. Большинство из них имело крестовидную рукоять с грибовидным или валиковидным навершием и перекрестье в виде опущенных вниз острых треугольников. Более совершенного оружия в то время не существовало, и поэтому оно широко распространилось на Северном Кавказе, в Центральной Европе и Волго-Камье.
Были знакомы киммерийцам и железные наконечники копий. На некоторых из них в основании пера имеется пара небольших отверстий. Вместе с металлическим оружием в некоторых погребениях предскифской поры были встречены каменные цилиндрические молотки. К числу предметов, обычных для воинских погребений киммерийцев, относятся также каменные оселки.
Для конской сбруи характерны бронзовые удила с однокольчатыми, стремечковидными и двукольчатыми петлями на концах. Им сопутствуют псалии различных модификаций, среди которых преобладают трехлопастные с лопастью на одном конце либо трехдырчатые изогнутые псалии с утолщением вокруг отверстий и шляпками на концах. Украшениями уздечек служили разнообразные бляхи с петлей на обороте, лунницы, шлемовидные подвески.
Довольно
часто в степных киммерийских
погребениях находят остатки
деревянных сосудов, украшенных или
скрепленных бронзовыми или золотыми
пластинками. Этим, отчасти, подтверждается
слабое развитие собственного керамического
производства у кочевников. Быть может,
поэтому ощущается зависимость
степных керамических форм и, прежде
всего, более трудоемкой в изготовлении
лощенной посуды от форм посуды высокоразвитых
областей оседлого населения, таких
как лесостепное Поднепровье, Молдова
и Предкавказье.
Набор богато орнаментированных уздечных украшений из кости из Зольного кургана близ г. Симферополя.
Для
киммерийского искусства более
всего типичны геометрические орнаменты
в виде одинарных и концентрических
кружков, розеток, разнородных спиралей,
меандров и ромбовидных фигур. Этому
искусству не были чужды и зооморфные
образы, известные пока по единичным
экземплярам.
Об общественном строе киммерийцев известно немного. Несомненно, они находились на стадии военной демократии. Известно, что у них были вожди, которых Геродот называет царями. Не один вождь, а много. Это либо совет старейшин, либо совет племенных вождей. Известно, что у них было народное собрание. Именно в народном собрании обсуждался вопрос о мерах, которые следует принять в связи с вторжением скифов. Геродот сообщает, что на этом собрании мнение народа не совпало с предложением вождей. Интересна одна деталь, если целиком верить рассказу, то получается, что мнение народа, т. е. решение большинства народного собрания, было не обязательно для вождей, а это можно рассматривать как свидетельство довольно далеко зашедшего обособления «царей» (племенной знати) от основной массы населения. Последующее вторжение киммерийцев в Закавказье и нанесение сокрушительных ударов армиям государств Переднего Востока является косвенным свидетельством хорошей военной организации.
Несомненно, что такие отряды не могло создавать отдельное племя, а только союз племен.
Знакомство
с конским убором и вооружением
киммерийцев убеждает в том, что
их отряды не зря считались грозной
силой в государствах древнего Востока,
не случайно в борьбе с ними пали
цари Фригии и Лидии, а ассирийцы
искали союза с киммерийцами. Превосходство
киммерийцев над лучшими
Важно, что недавнее открытие кургана Уашхиту в Закубанье подтверждает существование у киммерийцев колесниц. Под насыпью высотой 4,5м была обнаружена шатровая конструкция, находившаяся над большой могильной ямой размером 12 х 7м. В южной части ямы сохранились остатки колесницы и ее упряжи. Место собственно колесницы отмечено двумя ямками от колес со следами дерева внутри. На костяках четверки сопряженных вместе коней обнаружены уздечные принадлежности, среди которых удалось выделить предметы - индикаторы упряжек колесниц. Кроме колец с подвижными муфтами ими могут также служить большие браслетообразные кольца, пластины с двойными бляшками и цилиндрические пронизи. Реконструируемые остатки колесницы свидетельствуют, что использующийся здесь принцип запряжки близок ассирийскому, хорошо известному по каменным рельефам, украшавшим дворцы восточных царей. В двухколесную колесницу запрягали четверку лошадей при помощи одного дышла, скорее всего, одного ярма и внешних ремней постромков.
Находки
в курганах колесниц являются свидетельством
высокого социального статуса их
носителей. У индоевропейских народов
колесница выступает как
Симптоматично,
что колесницы получают широкое
распространение в том
После
урарто-киммерийской войны 714 г.до н.э.
на протяжении примерно 35 лет всякие
сведения о киммерийцах в
Однако, киммерийцы как этнос исчезли далеко не сразу. Часть их откочевала на запад и в лесостепные районы Украины, а другая - на протяжении еще довольно долгого времени продолжала противостоять скифам па малоазийском театре боевых действий. Это, однако, не исключало существования между скифами и киммерийцами кратковременных союзнических отношений, особенно во время их конфликта с Ассирией в 70-ые годы 7 в.до н.э., когда скифы впервые появились на исторической арене и нуждались в поддержке хорошо ориентировавшихся на древнем Востоке киммерийцев.
Об этнической принадлежности киммерийцев известно мало. На основании сохранившихся отдельных личных имен лингвисты делают вывод, что по языку, вероятнее всего, они были иранцами18.
От языка античных киммерийцев, обитавших около VIII век до н. э. в Приазовье и вытесняемых оттуда на запад и юг скифами, сохранилось несколько имен собственных, встречающихся преимущественно в ассирийских текстах. Имена относят к иранскому происхождению и считают близкими скифам.
Все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими19. По Леманну-Гаупту, язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языком. Георг Хольцер20выдвинул гипотезу существования отдельной индоевропейской ветви, которую он отождествил с киммерийцами. Он обратил внимание на ряд балтийских и славянских слов, в которых нарушаются регулярные соответствия с индоевропейскими языками.
По гипотезе Хольцера слова могли быть заимствованы в балтославянские языки из некоторого еще неизвестного иранского языка, который не сохранился в письменных памятниках и не имеет потомков.
По
предположению Хольцера, это мог
быть язык именно киммерийцев (kimbroi). Эта
гипотеза позволяет локализовать прародину
балтославянской общности в степях
Причерноморья — там на рубеже
I—II тыс. до н. э. могли происходить
ее контакты с киммерийцами. При
этом протобалтийские диалекты находились
дальше от киммерийцев, чем протославянские,
так как в праславянском
Заимствования из киммерийского не утверждается априори, но является тезисом, выносимым на обсуждение и для дальнейших исследований21.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
вывод, что сложение киммерийской культуры
было достаточно сложным процессом.
Оно осуществлялось в условиях коренной
перестройки хозяйства и быта,
этнического смешения и высокого
диапазона связей. Киммерийцы являлись
создателями первого крупного объединения
кочевых племен на юге Восточной
Европы. Как и многие кочевнические
объединения, они включали ряд группировок,
имевших свои особенности в материальной
культуре и, возможно, разное происхождение.
Заключение.
Киммерийцы продолжают оставаться “загадочным народом” для исследователей. Из всего вышесказанного можно сделать один вывод: надо провести еще очень большое количество исследований и раскопать не один десяток захоронений, чтобы ответить на все поставленные вопросы.
Информация о работе Изучение вопросов происхождения киммерийцев