Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2009 в 14:20, Не определен

Описание работы

Самодержавие в России. Иван Грозный

Файлы: 1 файл

Иван Грозный.docx

— 74.29 Кб (Скачать файл)

Выяснилось одно очень важное для России обстоятельство. Более 20 лет Нарва была под русской  властью. Торговля через этот порт осуществлялась весьма оживлённо. Сюда поступали товары из западных стран, русские торговцы сбывали отечественную продукцию. “Нарвский ход” наглядно показал, сколь необходим для России удобный  морской порт на Балтике, а пока в  Плюссе в 1583г. Россия отдала Нарву Швеции. Эту задачу пришлось решать впоследствии.

Ливонская война  завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Польшой) и Плюсского (со Швецией) перемирий. 

Присоединение Западной Сибири. 

Особое внимание Московское государство и его  торговые люди издавна уделяли природным  богатствам, сосредоточенным к востоку  от Урала – на огромных неосвоенных просторах Сибири. Там проживали малочисленные народности (ханты, манси, ненцы, сибирские татары, селькупы и др.), занимавшиеся охотой, рыболовством и скотоводством. После падения Казанского и Астраханского ханств и вхождения в состав России башкир и Большой Ногайской орды, в 1555г. о помощи и поддержке Москвы в борьбе против властителей Средней Азии попросил хан Едигер – правитель Сибирского ханства (ещё одного осколка Золотой Орды). Он соглашался в обмен за поддержку выплачивать русскому царю ясак (дань) мягкой рухлядью (пушниной). Однако в начале 1570-х годов отношения с Москвой нового сибирского хана Кучума резко обострились. Он взял верх над Едигером и первое время продолжал признавать себя подданным Москвы. Затем Кучум отказался платить ясак, стал совершать грабительские набеги на уральские земли России. На Урале тогда утвердились богатые купцы Строгановы, которым царь предоставил огромные земельные владения и разрешил содержать военные отряды для защиты от нападений. Строгановы позвали с Волги вольных казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем.

1 сентября 1581г. Ермак  отправился в сибирский поход.  Казаки взяли столицу Кучума  город Сибирь, привели в русское  подданство местное население  – хантов, манси и сибирских татар. Посольство от Ермака прибыло в Москву и вручило царю присягу сибирских народов на подданство. Казаки просили поддержки, их небольшие силы не могли удержать огромный край. Отправленный на помощь казакам отряд служилых людей оказался бесполезным. Голодная зима погубила всех стрельцов и многих казаков. Кучум продолжал сопротивление, хотя его силы были основательно подорваны предыдущими сражениями. Ермак погиб в начале 1585г., когда отряд Кучума внезапно напал на казаков, заночевавших на одном из островов реки Иртыш, а сам атаман утонул.

Тем не менеев 1580-90гг поток русской колонизации в Сибирь не ослабевал. Открылись возможности заселения и освоения просторов за Уральскими горами. Отряды русских людей основывают вдоль западносибирских рек города-крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тара (1594), Верхотурье (1598). Вслед за военными отрядами в Сибирь двинулись на поселение крестьяне, по преимуществу с Европейского Севера – Поморья.

К концу столетия хан Кучум окончательно терпит поражение  и вскоре погибает. Но ещё несколько  десятилетий его дети и внуки  продолжают борьбу с русскими переселенцами. Только в начале следующего XVII века народности Западной Сибири окончательно вошли в состав России. 
 
 
 
 
 
 

Личная  жизнь Ивана IV 

      16 февраля  1547г. юный царь женился. Из нескольких сот невест, собранных по обычаю ко двору на смотрины, Иван выбрал боярскую дочь Анастасию, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина (Романова). Судя по всему, это была во всех отношениях достойная девушка. Современники приписывали молодой царице все женские добродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность и благость, соединённые с основательным умом, не говоря уже о красоте. Начало семейной жизни царя ознаменовалось большими пожарами: на пасху выгорел Китай-город, через неделю – кварталы за Яузой. В июне сгорели Кремль и почти все городские посады, погибло почти 2 тысячи человек. По наущению соперников Глинских народ обвинил в поджогах княгиню Анну и её сыновей, разгромил их дворы, Юрий Глинский был убит, остальным удалось скрыться. Государь сделал щедрые вклады на восстановление города и уехал с женой в село Воробьёво, где “стоял” до окончания строительных работ. Супруги жили счастливо, Анастасия принесла мужу шесть дочерей и троих сыновей, но судьба не была к ним благосклонна. Первенец , дочь Анна (родилась в августе 1549г.), не прожила и года. Вторая дочь Мария прожила всего несколько месяцев. Сын Дмитрий родился в октябре 1552г. и уже в июне 1553г. утонул в результате несчастного случая во время поедки родителей на богомолье. Родившийся в следующем году Иван в 28-летнем возрасте пал жертвой необузданного гнева отца. Ещё четыре дочери умерли в младенчестве, и лишь сын Фёдор пережил отца и стал его преемником на русском престоле.

После продолжительной  болезни в августе 1560г. скончалась горячо любимая жена Ивана Грозного Анастасия Романовна. Идя за гробом, царь плакал, рвал на себе волосы и потом  ещё неделю переживал горе в полном уединении. После этого образ жизни Грозного разительно изменился. Уже через восемь дней после смерти Анастасии царь объявил, что намерен жениться во второй раз, и начал сватать сестру польского короля. В Иване вдруг открылась любовь к пирам и веселью, сначала носившим вполне пристойный характер. Но постоянно новые любимцы всё более и более брали на них тон, веселье обратилось в буйство, выходки стали непристойными. Непременным условием было напиваться до бесчувствия, тем, кто пил мало, вино лили на голову. Самый разнузданный разврат вскоре стал обыкновенным делом.

Поскольку брат с  сестрой Сигизмунда не удался, Иван стал искать невесту в других местах. Вторую супругу Ивану Васильевичу подыскивали в Европе, но нашли в Кабарде. Местный князь Темир-Гука (Темрюк) согласился выдать свою дочь Кученей за русского царя. 15 июня 1561г. княжна-черкешенка прибыла в Москву. Девушка ему понравилась, её крестили, нарекли Марией Черкасской, и 21 августа 1561г. Иван женился на ней. По свидетельству современников, Мария, так же как и Анастасия, имела на царя большое влияние, но совсем в другом роде. От природы наделённая диким нравом и жестокой душой, она ещё более разжигала в сердце царя ненависть и подозрительность. Брат её Михаил, необузданный поступил в число новых любимцев Ивана. Мария родила царю сына, но он умер в младенческом возрасте. Очень скоро супруги охладели друг к другу настолько, что в Александровскую слободу в 1564г. Иван уехал без жены, а после его возвращения супруги несколько лет жили порознь. Узнав однажды о неблаговидном поведении одного из её любовников, царь велел посадить Марию под домашний арест, где она и скончалась 1 сентября 1569г. Иван Васильевич не счёл по этому поводу даже изобразить огорчение. К прежним своим соратникам и к старой родовой знати царь испытывал всё большее недоверие. Оно возрастало с каждым годом, превратилось в какую-то маниакальную болезнь и в конце концов вылилось в чреду диких и безумных поступков.

Очередные смотрины невест мало походили на чинную церемонию. За несколько месяцев в Александровскую  слободу свезли около 2 тысяч девиц  на выданье. Понравившихся царь брал на “блуд”, потом или отправлял  обратно к родителям, или выдавал  замуж за своих слуг. К лету 1571г. Иван Васильевич, по-видимому, утомился. Выбор царя пал на 19-летнюю Марфу, дочь новгородского купца, выходца из коломенских дворян Василия Собакина. 26 июня состоялось обручение, а вскоре невеста начала худеть и страдать припадками. Тем не менее царь “положился на бога”, и 28 октября сыграли свадьбу. 13 ноября Марфа умерла. Как оказалось, невеста была уже настолько больна, что, по официальному свидетельству высших церковных чинов, так и стала женой государя в полном смысле слова. Прошёл слух, что Марфу отравил брат покойной второй супруги царя князь Михаил. На всякий случай его посадили на кол, а нескольких заподозренных в соучастии бояр казнили. Как оказалось – напрасно. Вскоре под пыткой отец Марфы признался, что дочь была больна с детства. Последний сценарий выбора невесты так, видимо, понравился Ивану Васильевичу, что спустя некоторое время после похорон Марфы он вновь занялся подбором супруги с той лишь разницей, что теперь сам с опричниками разъезжал по поместьям. Невесту через несколько месяцев царь выбрал, трудность была в другом – православная церковь разрешала только три брака, а Иван намеревался жениться в 4-й раз. Иван Васильевич воспользовался тем обстоятельством, что после смерти митрополита церковь оставалась пока без своего верховного духовного пастыря, а царь, как-никак, считался наместником Бога на земле. В начале он приказал священнику обвенчать себя с 18-летней Анной-Марией Алексеевной Колтовской незнатного дворянского рода, а потом созвал собор епископов, которым ничего не оставалось, как 29 апреля 1572г. разрешить четвёртый, незаконный брак царя. Для очистки совести епископы наложили на Ивана Васильевича епитимью – 100 ежедневных поклонов в течение месяца. Для царя, который в иные дни клал и по тысяче поклонов при молитвах, это был сущий пустяк. Как супруг Иван был, скорее всего, безразличен Анне, если ненавистен. До замужества у неё был избранник сердца, которого опричники замучили до смерти. Своё влияние на царя она употребляла в основном им во вред, но в конце концов “верные псы” царя одержали верх: по его же указанию и под предлогом бесплодия Анну отвезли в Тихвинский монастырь и насильно постригли под именем Дарьи.

В ноябре 1573г. Иван Васильевич в пятый раз вступил в брак. Его избранницей стала юная княжна Мария Долгорукая. На этот раз царь обошёлся даже без разрешения высших духовных лиц, в результате чего Мария  считалась невенчанной, то есть незаконной женой. В своё время по настоянию  Ивана Грозного в сан священника был возведён один из его верных опричников по имени Никита. Вот  он-то без лишних формальностей и  обручил царя с новой супругой в Спасо-Преображенском соборе. С этой женой царь жестоко расправился. Слуги его очистили от льда часть царского пруда, Марию привязали к саням и вместе с конём заживо утопили в полынье. Иван Васильевич наблюдал за происходящим сидя в кресле рядом с прудом.

В середине 1574г. царю приглянулась 17-летняя дочь князя Григория Васильчикова. Сначала он предложил  князю просто прислать Анну во дворец, но Григорий, прекрасно зная, что  это означает, наотрез отказался. Василий Иванович  не стал ссориться  со своим любимцем и пообещал жениться на Анне. Неизвестно кем, но осенью этого  же года Иван с Анной были обвенчаны. Новый патриарх и епископы не признали этот брак, и с тех пор в семейные хлопоты царя не вмешивались. Через  три месяца совершенно здоровая Анна как-то незаметно для всех умерла. Официально было объявлено, что царица умерла от “грудной болезни”, но тело её ночью тайком вывезли и похоронили в Суздальском девичьем монастыре.

Приближённому к  царю стремянному Никите Мелентьеву повезло меньше, чем князю Васильчикову. Требование государя прислать ко дворцу свою молодую и красивую супругу  Никита не выполнил и поплатился за это жизнью. Похоронив мужа, Василиса сама явилась ко дворцу и в короткое время сумела очаровать царя. Они обвенчались, не взирая на благословление и разрешение со стороны церкви. Два года супруги прожили в полном согласии, пока Иван Грозный не уличил жену в измене. На следующий день в церкви Александровской слободы приученный царём к беспрекословному повиновению священник отпевал двух усопших, даже не зная их имён и не видя лиц.

Восьмую и последнюю свою жену Иван Грозный нашёл заочно, прослышав о красоте дочери опального боярина Фёдора Нагого. Она была уже просватана, но царь вернул семейство в Москву, всё тот же бывший опричник, а ныне священник Никита повенчал молодых, и осенью 1580г. сыграли свадьбу. Поначалу жизнь супругов протекала мирно, но скоро царя до такой степени стали раздражать частые слёзы Марии, что однажды он даже пообещал “отдать её псам”. Отношения их стали прохладными, тем не менее 2 октября 1582г. Мария родила сына Дмитрия. Это был последний ребёнок Ивана Васильевича в его семейной эпопее. Вскоре царь пожаловал Дмитрию в удел Угличское княжество, а в начале 1584г. в Углич отправились Мария с сыном и вся её многочисленная родня. Точная дата отъезда неизвестна, поэтому не исключено, что он состоялся уже после смерти Ивана IV, или в соответствии с его завещанием, или по инициативе его сына и преемника на престоле Фёдоа Ивановича из опасения интриг со стороны семейства Нагих.

Между тем, в начале 1584г. у царя открылась болезнь  – какое-то внутреннее гниение. Здоровье его быстро разрушалось. Ещё не старый человек, он выглядел дряхлым стариком. Ноги отказывались служить, тело покрывалось язвами. Его носили в креслах. 17 марта он уселся играть в шахматы со своим последним любимцем князем Богданом Бельским, но, не успев начать игры, упал и умер.

Его наследником  и царём стал болезненный и  слабый Фёдор Иванович.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  Московского государства  при Иване IV

Становление Российского централизованного  государства оказало сильнейшее воздействие на духовно-нравственное и культурное развитие страны. Общность исторических судеб различных регионов Руси проявилась во всех сферах культуры. Со временем выходят из употребления наиболее архаичные положения прежней  судебной практики. Состоявшийся с  участием Ивана IV церковный Стоглавый собор утвердил обязательные для всех звеньев отправления религиозного культа. В появлении “Домостроя” главную роль сыграл член правительства Избранной рады духовник царя протопоп Сильвестр. Этот памятник религиозно-нравственного воспитания регулировал повседневный быт православных людей, охватывал вопросы соблюдения благочестия в вере, содержал указания по домашним хозяйственным и семейным делам, нормы поведения и общения. “Домострой” учитывал значение труда как источника благосостояния людей и необходимого компонента земного бытия человека,т.е. труд не считался только наказанием за первородный грех. Патриархальные устои семьи, дома как бы давали пример организации государственного устройства во главе с монархом-отцом.

Просвещение. Книгопечатание

Письменность, хотя и медленно, продолжала распространяться в Российском государстве. Стоглавый  собор предусматривал учреждение городских  училищ., прежде всего для подготовки духовенства. Мастерские по рукописным книгам работали при кафедрах церковных  иерархов и в монастырях. Стали  чаще встречаться собственноручные подписи людей их социальных верхов под публичными и частными актами.

Поворотным пунктом  в просвещении явилось введение книгопечатания, относящееся к 50-м  годам XVI века. В 1564г. в Москве была напечатана первая датированная книга “Апостол”. Через некоторое время появился и “Часослов”. Это издание служило учебным целям. Русским первопечатником признан дьякон одной из кремлёвских церквей Иван Фёдоров. Книги Фёдорова отличались высоким качеством и художественным оформлением. Книгопечатание позволило расширить возможности приобщения людей к грамоте и чтению. Печатный двор находился в центре Москвы, на Никольской улице. Помимо искомых памятников письменности в поле зрения первого русского царя находились многие рукописные и печатные книги. Он был весьма начитанным человеком и сам имел склонность к писательству. Примечательным произведением публицистического характера явились челобитные Ивану Грозному дворянина западнорусских земель Ивана Семёновича Пересветова, в которых их автор в иносказательной форме призывал царя возвысить роль “воинников”-дворян и резко выступал против “ленивых богатин”, окружавших государя. Иван Пересветов считал, что монарх должен стремиться к правде в своей державе, руководствоваться “философской мудростью”, ценить книги. Проблема отношений государства и церкви отразилась в сочинениях Фёдора Карпова и Максима Грека. Они проводили идею о том, что “священство” должно заботиться о просвещении верующих, а главная задача светской власти – обеспечить внешнюю безопасность государства и мирную жизнь. Протопоп дворцового собора в Москве, входивший в кружок образованных книжников, группировавшихся возле Митрополита Макария, разделяя взгляды Иосифа Волоцкого о сильной и воинствующей церкви, выступал против ересей, развивая в своих сочинениях антибоярские мотивы и обличая корыстолюбие и стяжательство вельмож. Немало споров в литературе того времени вызывала тема церковного землевладения. Находились как его сторонники, так и противники (“иосифляне” и “нестяжатели”). Устное народное творчество обогатилось новыми жанрами. К привычным былинным богатырям добавился покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, его на Руси почитали за младшего брата Ильи Муромца. Весьма противоречиво оценивался в фольклоре образ Ивана IV. Наряду с признанием его заслуг перед Русью звучало резкое осуждение злодеяний Грозного.

Информация о работе Иван Грозный