Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2010 в 19:21, Не определен
Реферат
На рубеже веков в России существовали три .наиболее крупных эсеровских организации.
1. “Союз социалистов-
. 2. “Партия социалистов-
3. “Рабочая партия
политического освобождения
Консолидировались эсеровские организации и . в России, Осенью 1901 г. после длительных переговоров они приняли решение о слиянии и создании единого Центрального Комитета — Северный союз и Южная партия. Затем к ним присоединились эмигрантские “Союз русских социалистов-революционеров”, “Аграрно-социалистическая лига” и некоторые другие организации.
В январе 1902 г. за
границей вышел третий номер “Революционной
России”, поместивший краткое извещение
за подписью “Партия социалистов-
Теоретики ПСР
поделили проект на две части: минимальную
и максимальную. Минимальная пасть
включала общедемократические
И Основное внимание
в деятельности партии было сосредоточено
на работе среди пролетариата, который
в начальный период существования
партии признавался главной
В целом следует подчеркнуть, что в преддверии первой российской революции партия эсеров, хотя и существовала. всего 3 года, успела сложиться в значительную силy, заняла довольно видное место в революционно-демократическом движении.
Наибольшим авторитетом
и признанием в среде российских
социал-демократов пользовалось т.н. ортодоксальное
направление, ведущее свою родословную
от группы "Освобождение труда" и
получившее в дальнейшее развитие в
Петербургском "Союзе борьбы за освобождение
рабочего класса" и в однородных с ним
организациях.
Русский марксизм
Социал-демократия зарождалась, развивалась и формировалась в партию не в вакууме, а в общем потоке вызревания предпосылок для складывания политических партий, испытывая на себе влияние как революционных традиций российского освободительного движения, так и .опыта международной социал-демократии. . - .
Появление социал-демократии, вначале как идейного течения, связано с распространением в России марксизма. Перенос учения К. Маркса с европейской почвы на российскую не мог быть автоматическим, он предполагал необходимость определенной корректировки западноевропейских схем исторического процесса. В этой связи необходимо остановиться на 1 взглядах самих создателей марксизма на освободительное движение в России, ибо различные направления российского освободительного движения пытались их осмыслить, следовали им или боролись с ними. К. Маркс и Ф. Энгельс пристально следили за развитием революционного процесса в России, особенно с момента назревания первой революционной ситуации (1859—1861 гг.). Ими неоднократно анализировалось социально-экономическое и политическое состояние страны: степень развития капиталистических отношений, действительный характер остатков общинной собственности, размах революционной борьбы против существующего строя.
В конце 50-х годов,
работая над “Капиталом”, Маркс
преодолел однозначность
Под тем же углом рассматривается К. Марксом и так заинтересовавшая его проблема русской сельской общины. Маркс знал, что вера в поземельную общину как базис переустройства общества па социалистических началах лежала в основе мировоззрения и политической программы народничества. С основоположником экономической теории народничества Н. Ф. Даниэльсоном К. Маркс и Ф. Энгельс состояли в активной переписке. Создатели марксизма не сбрасывали со счетов коллективистские начала сельской общины, подчеркивая, что предварительным условием для реализации ее возможностей должно быть свержение самодержавия, поддерживающих его классовых сил и пролетарская революция в странах развитого капитализма. Только в этом случае община может явиться предпосылкой возможности миновать капиталистический путь развития. Основываясь на анализе социально-экономической структуры, разборке конкретно-исторических данных об интересах и положении различных классов, Маркс отмечал, что в России неизбежна грандиознейшая социальная революция “в тех начальных формах, которые соответствовали уровню ее развития”.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали современное им освободительное движение в России как движение крестьянское, демократическое, антифеодальное, т. е. буржуазное по своему объективному содержанию. Его главное действующее лицо — крестьянство, но мыслители ясно видели, что оно само по себе неспособно на организованную революционную борьбу. Пролетариат же находился в начальной стадии формирования в класс, что давало Энгельсу основание утверждать в 1891 г., что пролетариат в России “еще слишком слаб для революции”. В то же время только победоносное восстание в городских центрах может придать местным крестьянским восстаниям недостающую спайку и окажет им поддержку. В таком случае крестьянство может выполнить роль движущей силы революции, придав ей общенародный, демократический характер.
Быстрое развитие капитализма в России заставило Ф. Энгельса в 90-х гг. пересмотреть вопрос о возможности миновать капиталистическую стадию развития. Он увидел обреченность общины в условиях развивающего капитализма, беспочвенность народнических надежд. В марте 1892 г. в письме Н. Ф. Даниэльсону Ф. Энгельс отмечал: “Боюсь, что нам придется рассматривать вашу общину как мечту о невозвратном прошлом и считаться в будущем с капиталистической Россией”'.
Новый момент внес Ф. Энгельс в 90-е гг. и во взгляды на освободительное движение в России. Это идея о решающей роли русских рабочих в свержении самодержавия. Социалистическое будущее страны он связывал с упрочением в ней капитализма, развитие которого создает материальные предпосылки социализма и формирует в лице пролетариата общественную силу, способную осуществить революционный переход к социализму.
I . Первый шаг
в направлении применения идей
марксизма к осмыслению
Особую роль в распространении марксизма в России играла интеллигенция, так как поворот к нему начался в условиях неразвитого рабочего движения. Решение задачи приложения марксизма к российской действительности при преобладании в марксистском направлении интеллигенции вызвало появление различных вариантов интерпретации марксизма. Можно говорить о его интерпретации “легальными марксистами”, “экономистами”, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, Ю. О. Мартовым, но, безусловно, особенно ярко данный процесс проявился в идеологическом оформлении основных течений внутри социал-демократии России: большевистского и меньшевистского. •
Критически осмысливая “крестьянский” социализм народ Г. В. Плеханов доказал наличие в России в лице пролетариата силы, способной с помощью политической борьбы - свергнуть самодержавие. Уже в первой своей широко известной работе “Социализм и политическая борьба” он писал:
“...Единственною нефантастической целью русских социалистов может быть теперь только завоевание свободных политических учреждений, с одной стороны, и выработка элементов для образования будущей рабочей социалистической партии России — с другой”. Русские социалисты, по мнению Г. В. Плеханова, должны в .этой" борьбе выставить требование демократической конституции, которая вместе с правами человека обеспечила бы рабочим права гражданина, а путем введения всеобщего избирательного права дала бы им возможность активного участия в политической жизни страны. “Не пугая никого далеким “красным призраком”, — писал Г. В. Плеханов, — такая политическая программа вызывала бы к пашей революционной партии сочувствие всех, не принадлежащих к систематическим противникам демократии... агитация в пользу названной программы была бы делом всего русского общества, в котором она усиливала бы сознательное стремление к политическому освобождению”.
Ближайшей политической задачей Г. В. Плеханов считал свержение абсолютизма. Полемизируя с народниками, он пришел к выводу, что в России нет основы для социализма, ибо объективные общественные условия социализма не созрели еще для социалистической организации. В соответствии с этим формулировались и задачи партии рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли.
Русский марксизм опирался на общую концепцию общественного развития, согласно которой возникновение, рост и победа пролетарского движения, а следовательно, и социализм находятся в непосредственной связи с развитием капитализма. Именно в работах Г. В. Плеханова и других деятелей группы “Освобождение труда” было неопровержимо доказано капиталистическое развитие России. Однако Г. В. Плеханов не видел своеобразия российской капиталистической эволюции, для него она была в целом -тождественна западной. Отсюда следовали и взгляды на характер российского освободительного движения,, как сходного во всех существенных чертах с западным, вывод об удаленности во времени демократической революции от социалистической, представления о типе пролетарской партии, тождественном партиям западноевропейской социал-демократии.7
Информация о работе История развития идеологов социал-демократии