Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 21:41, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать сущность внешней политики Индии. Объектом исследования являются документы, монографии, периодические издания о внутренней политике Индии. Предмет исследования – особенности внешней политики Индии в историческом аспекте и на современном этапе.
Вместе с тем Индия отличается
от типичных федераций мира по способу
образования и по положению штатов и федерации.
В отличие от федеративного союза американского
типа, образованного на основе добровольного
соглашения, заключенного между рядом
суверенных и независимых государств
для управления некоторыми делами в общих
интересах, Индия создавалась путем превращения
унитарного государства, каковым являлась
Британская Индия, в федеративное. Вхождение
в нее провинций Британской Индии было
обязательным, а княжеств — добровольным.
Концепция индийской конституции предусматривает
сильный центр и пользующиеся реальной,
но не безграничной автономией штаты.
Притом, что полномочия центра и штатов
четко разграничены в конституции, контроль
над управлением и законодательной деятельностью
в штатах осуществляет центр или Союз.
Уклон в сторону централизма,
считает известный специалист в области
конституционного права Д. Д. Басу, явился
благом для Индии, так как он помогает
сохранять целостность страны в условиях
выступлений сил коммунализма и лингвистического
шовинизма, в условиях их борьбы за власть,
приводящей к беспорядкам, несмотря на
средства контроля, которыми располагает
центр[4]. Весьма важным принципом индийской
федерации является положение конституции,
в соответствии с которым штаты не обладают
правом отделения от Индии. Этот тезис
стал одним из основополагающих принципов
индийской конституции и индийского федерализма.
16-я поправка, принятая в 1963 г., внесла еще
большую ясность в это положение, подчеркнув,
что любые действия и выступления, направленные
на отделение от Союза не пользуются защитой
со стороны конституции. А это означает,
что в случае возникновения угрозы целостности
страны, центральные власти располагают
целым набором средств для борьбы с ней.
В Индии по конституции существует целый
«институт чрезвычайного положения»,
как принято в кругах юристов называть
часть XVIII конституции, которая включает
в себя статьи 352-360. При изучении практики
применения чрезвычайных мер в Индийской
федерации исследователь чаще всего сталкивается
с институтом президентского правления,
вводимым в одном или нескольких штатах,
либо даже на отдельной территории того
или иного штата. В этом случае вся полнота
власти передается губернатору штата,
назначаемому президентом и действующему
от его имени; может быть приостановлена
деятельность законодательных органов
власти и правительства штата. Все эти
меры, а также порядок и сроки введения
президентского правления подробно оговариваются
в статьях 356-357 конституции. Позднее были
приняты дополнения или поправки, которые
в случае необходимости предусматривали
возможность введения войск центрального
подчинения на территорию субъекта федерации
и ведения военных действий. Хотя случаи
применения столь жестких мер редки, тем
не менее, они являются своего рода гарантией
от реализации центробежных тенденций.
Закрепив конституционным образом государственные границы и выработав механизмы, гарантирующие целостность территории Индийского Союза, авторы конституции предоставили широкие полномочия парламенту по приему в Союз и образованию новых штатов, изменению территорий и границ или названий уже существующих штатов.
Действительно, политическая карта Индии за пять десятилетий претерпела значительные изменения. В первоначальном тексте конституции речь шла о 27 штатах. Изменения начались сразу после принятия конституции и происходят и сейчас. В 2000 году, когда у власти находилась коалиция партий во главе с БДП (Бхаратия Джаната Парти), было были образованы три новых штата: Чхаттисгарх на территории штата Уттар Прадеш в Центральной Индии, Уттаркханд на территории штата Мадхъя Прадеш в предгорьях Гималаев и Джаркханд на юге штата Бихар.
На сегодняшний день Индийский Союз состоит из 29 штатов:
1. Андхра Прадеш; 2. Аруначал Прадеш; 3. Ассам; 4. Бихар; 5. Дели; 6. Гоа; 7. Гуджарат; 8. Хариана; 9. Химачал Прадеш; 10, Джамму и Кашмир; 11. Карнатака; 12. Керала; 13. Мадхъя Прадеш; 14. Махараштра; 15. Манипур; 16. Мегхалайя; 17. Мизорам; 18. Нагаленд; 19. Орисса; 20. Панджаб; 21. Раджастхан; 22. Сикким; 23. Тамилнаду; 24. Трипура; 25. Уттар Прадеш; 26. Западная Бенгалия; 27. Чхаттисгарх; 28. Уттаркханд; 29. Джаркханд.
6 союзных территорий:
1. Андаманские и Никобарские острова; 2. Дадра и Нагар Хавели; 3. Чандигарх; 4. Даман и Диу; 5. Лакшадвип; 6. Пондишери.
Как для Союза в целом, так и для штатов конституция установила парламентскую форму правления британского типа, с которой страна была знакома на протяжении длительного времени. Во главе исполнительной власти в центре и штатах стоят президент и губернатор соответственно, которые в обычное время действуют по совету кабинетов министров, главы которых — премьер-министр в центре и главный министр в штате — и являются исполнительной властью. При этом президент избирается один раз в пять лет путем непрямых выборов — выборными членами парламента и законодательных органов штатов. Губернатор назначается президентом. Премьер-министром и главным министром становятся лидеры победивших на выборах партии или коалиции, пользующиеся поддержкой большинства членов нижней палаты парламента и законодательного собрания штата соответственно. В конституцию заложен принцип ответственности кабинетов министров перед парламентом и легислатурой штата. Широкие полномочия президента, предусмотренные конституцией, фактически осуществляются кабинетом министров.
Президент, как правило, лишь оформляет решения, принимаемые кабинетом во главе с премьер-министром. Эта практика постепенно превратилась в неписаный конституционный обычай. Однако вокруг фигуры президента и его реальной роли до сих пор существуют разночтения. Одни авторы считают, что по смыслу конституции совет премьер-министра обязателен для президента. В силу парламентской ответственности кабинета президент является лишь номинальным главой государства. Другие утверждают, что «по конституции президент пользуется гораздо более широкими полномочиями, чем номинальный глава государства в парламентской республике»[5].
Третьи полагают, что «роль президента в индийской республике не имеет прямых аналогов в других странах»[6]. Президент объявляет чрезвычайное положение в соответствии со статьей 352 конституции в случае угрозы войны или внутренних беспорядков. Президент может распустить нижнюю палату парламента на период чрезвычайного положения, и тогда вся полнота прав переходит к исполнительной власти. Весьма значительны права президента как главы исполнительной власти и в отношении штатов. В этой связи достаточно точную характеристику индийской конституции дал сам д-р Б. Р. Амбедкар, назвав ее унитарной в чрезвычайных обстоятельствах — таких как война и прочих чрезвычайных условиях, и федеративной в обычное время.
Законодательная
власть в Союзе принадлежит
Законодательная власть в штатах осуществляется легислатурой (законодательным органом) штата. В большинстве штатов существует двухпалатная легислатура. Нижняя палата штата – законодательное собрание – избирается прямым голосованием, как и нижняя палата парламента на основе всеобщего избирательного права. Срок полномочий законодательного собрания установлен в 5 лет. Верхняя палата штата – законодательный совет – так же, как и верхняя палата парламента, избирается косвенным путем сроком на 6 лет, при этом каждые 2 года обновляется одна треть депутатов. Характерной чертой индийской федерации является четкое размежевание полномочий Союза и полномочий штатов. В особую группу выделены совместные полномочия Союза и штатов. Все эти вопросы оговорены в Приложении седьмом конституции.
Компетенция Союза включает обширный перечень из 97 пунктов. Сюда относятся в первую очередь оборона, вооруженные силы, производство вооружений и оборонная промышленность, атомная энергия. В компетенцию Союза входят отношения с иностранными государствами, заключение международных договоров и соглашений, дипломатические, консульские и торговые представительства, объявление войны и заключение мира, вопросы гражданства, разведка и контрразведка. Союз ведает железными дорогами, шоссейными дорогами общесоюзного значения, речным и морским судоходством, портами общесоюзного значения, воздушными сообщениями и аэродромами, почтой, телеграфом. В области финансов к компетенции Союза относится денежное обращение, чеканка монет, государственный долг, иностранные займы, резервные банки Индии, целый ряд налогов, таможенные пошлины. Последний пункт перечня оговаривает, что все полномочия, не включенные в список полномочий штатов или совместных полномочий Союза и штатов, так называемые остаточные полномочия, составляют исключительную компетенцию Союза. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции штатов, состоит из 66 пунктов. Он включает обеспечение общественного порядка, полицию (включая и сельскую, и железнодорожную), отправление правосудия, местное самоуправление, здравоохранение, образование всех ступеней, за исключением объявленных парламентом учреждений национального значения, пути сообщения с той же оговоркой. Важное место среди вопросов, относящихся к компетенции штатов, занимает сельское хозяйство, аграрные отношения, а следовательно, и законодательство об аграрных реформах. Однако законы, предусматривающие отчуждение частных земель, подлежали утверждению президента.
Перечень вопросов, отнесенных к совместной
компетенции Союза и штатов, состоит из
47 пунктов. Он включает уголовное право
(за некоторыми исключениями), уголовный
процесс, поддержание общественного порядка,
законодательство о браке, семье и опеке,
значительную часть вопросов гражданского
права, экономическое и социальное планирование,
законодательство о профсоюзах, конфликты
в промышленности и трудовые конфликты,
трудовое законодательство и т.д. «Анализ
полномочий Союза и штатов приводит к
выводу, что хотя штатам предоставлены
довольно широкие права, решающие позиции
в области законодательства и управления
сохранены за Союзом»[7].
Конституция Индии, в отличие от многих
других федеративных конституций, признает
единое индийское гражданство: штаты не
имеют своего гражданства. Важнейшей проблемой
для любой федерации является сведение
к минимуму препятствий, мешающих людям
разных штатов чувствовать себя гражданами
одной страны. Главным средством достижения
этой цели являются гарантии каждому гражданину
свободы передвижения и выбора местожительства.
Такие гарантии предоставляет статья
19. Не менее важной является свобода коммерческих
операций и перемещение товаров из одной
части страны в другую. Свобода торговли
в Индии обеспечивается статьями 301-307
конституции.
Официальным языком Союза был объявлен
язык хинди со шрифтом деванагари . Окончательно
вопрос о государственном языке не решен
и сегодня, теперь их 18 (Приложение восьмое
Конституции). Гарантом соблюдения конституционных
законов выступает судебная власть Индии,
действующая независимо от законодательной
и исполнительной власти Союза и штатов.
Важно, что по всей Индии действует одно
судебное право, а конституционный надзор
осуществляется Верховным судом Союза
и Высшим судом штата. Главный судья Индии
и члены Верховного суда, а также главный
судья Высшего суда и его члены назначаются
приказами президента страны. Одни и те
же конституционные нормы и законы распространяются
на всех граждан и должностных лиц, независимо
от занимаемого ими положения. Именно
конституция во многом помогала сохранять
до сих пор целостность Индийского союза.
Во-первых, в ней самой заложены механизмы,
предотвращающие его распад, а во-вторых,
существует возможно изменения конституции
путем внесения поправок, отвечающих требованиям
жизни.
Глава 2. Региональная политика Индии: проблемы и решения
Формирование самостоятельной региональной политики Индии, как и многих развивающихся стран, происходило в тяжелых «постколониальных» условиях. До получения Индией независимости в 1947 г. большая часть страны почти 200 лет была колонией Великобритании (некоторые части северо-западной Индии – 100 лет). В колониальный период экономика страны была поставлена на службу интересам метрополии.
Политика колониальных правителей заключалась в извлечении максимума доходов в Индии, прежде всего в сельской местности, и в превращении ее в источник сырья и рынок сбыта для промышленных товаров, произведенных в Британии, однако в различных местах она проводилась по-разному. «Это привело к формированию в регионах Индии трех типов землепользования, имевших важные последствия для дальнейшего развития сельского хозяйства, а также к неодинаковым процессам разрушения ремесел в результате импорта дешевых промышленных товаров из-за рубежа»[8].
Введение системы заминдари в восточной Индии (Бенгалия) привело к возникновению паразитического класса сборщиков ренты, не заинтересованного в производительных инвестициях. Растущее бремя земельной ренты в сочетании с ростовщичеством привело к пауперизации крестьян и ремесленников. В областях, где были приняты системы райотвари (Бомбей и Мадрас) и махалвари (Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция), признавались большие права крестьян на землю, механизм изъятия ренты был менее жестким, а в некоторых районах Большого Пенджаба конфискация земли у крестьян-должников и передача ее кредиторам были ограничены. Поэтому разрушительное воздействие этих двух систем проявилось в значительно меньшей мере.
Главным фактором роста регионального неравенства в развитии сельского хозяйства стала британская политика инвестиций. С 1860 по 1947 г. государственные вложения в систему ирригации составили 3,19 млрд. рупий. Большая их часть (85,8%) направлялась в Пенджаб, Мадрас, Бомбей и в Объединенные провинции.
Разнообразие
систем землепользования и неравенство
в распределении
Процесс деиндустриализации Индии (упадка ремесел и кустарной промышленности), как и развитие сельского хозяйства, протекал в разных регионах неодинаковыми темпами. Гораздо быстрее он происходил на Востоке Индии, и европейский капитал, который там закрепился, фактически подчинил себе местных торговцев и финансистов. Местная промышленность столкнулась с сужением емкости внутреннего рынка и с жесткой конкуренцией импортных товаров. Иначе обстояло дело в провинциях Бомбей и Мадрас, где ремесленники и мелкие предприятия промышленности сопротивлялись разрушению. В результате спрос на местную промышленную продукцию не был подавлен. Что касается Пенджаба, то он характеризовался не только более высоким уровнем развития сельскохозяйственного производства, но и более выгодным (относительно спроса на продукцию) расположением. Разместившиеся здесь армейские базы и военные городки способствовали развитию многих мелких предприятий.