Болгарский кризис 1885-1887 годов и его влияние на отношения с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Сан-Стефанский мирный договор подписанный 19 февраля 1878 года, изменил всю политическую картину Балкан в пользу интересов России. Вот его основные условия:
Сербия, Румыния и Черногория, ранее вассальные по отношению к Турции, получали независимость.
Болгария, ранее бесправная провинция, обретала статус княжества, хотя и вассального по форме к Турции («платящего дань»), но фактически самостоятельного, со своим правительством и войском.
Турция обязалась выплатить России контрибуцию в 1410 млн. рублей, а в счет 2/3 этой суммы уступила на Кавказе Карс, Ардаган, Баязет и Батум да еще Южную Бессарабию, отторгнутую у России после Крымской войны.

Содержание работы

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Отношение России и Болгарии после русско-турецкой войны 1877-1878 годов_______________________________________________________6
Глава 2. Болгарский кризис 1885-1887 годов и его влияние на отношения с Россией_________________________________________________________17
Заключение ______________________________________________________22
Список использованных источников___________

Файлы: 1 файл

курсовая азата 1 курс.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Либералы пользовались поддержкой временной русской администрации. Это естественно — Петербург отказался от заранее обреченных на провал попыток поставить во главе молодого государства своего человека, однако болгарский народ, благодарный освободителям, вполне мог через сильный парламент упрочить позиции России на Балканах. Нельзя исключать, что Александр II пытался с помощью Болгарии доказать российским консерваторам, что абсолютизм — не единственная и не лучшая форма правления, приемлемая для славян. Сами же болгарские либералы были сторонниками независимого внешнеполитического курса с приоритетом на тесное сотрудничество с Россией.

Оппонировала либералам консервативная партия, партия крупной буржуазии и высшегодуховенства, оказавшаяся в меньшинстве. Многие её члены принадлежали к богатымкупеческим династиям, получали образование в иностранных школах, жили и учились за границей. Они отстаивали двухпалатный парламент, выборы в нижнюю палату которогобыли бы двухступенчатыми. Предлагалось ввести и избирательные цензы, в том числеи образовательный. Консерваторы стремились обеспечить сильную власть князяи ограничить полномочия парламента, централизовать управление страной.

Лидер консерваторов, Константин Стоилов, окончил английский пансион в Стамбулеи юридический факультет Гейдельбергского университета. В Германии он, несмотря на молодость, стал доктором права, после чего работал в Париже и Праге.

В Болгарию Стоилов вернулся лишь после её освобождения и практически сразу занял место в Пловдивском губернском суде, вскоре стал председателем Софийского губернского суда. Впоследствии он сделал удачную придворную карьеру. Каки Каравелов, Стоилов отличался редкостными деловыми качествами, был известен как «политик-аристократ».

Европейские великие державы активно поддерживали консерваторов, рассчитывая на поддержку князя-европейца и на космополитичность буржуазии.

Следует заметить, что обе партии признавали необходимость гражданских и личныхправ и свобод.

Был принят предложенный либералами проект Конституции, разработанныйв канцелярии князя Дондукова-Корсакова с участием как болгарских, так и русскихспециалистов. Это событие произошло 16 апреля 1879 г. Первая Конституция Болгариипо месту работы Учредительного собрания была названа Тырновской.

Основополагающий акт болгарского государства соответствовал Берлинскому договору. Страна провозглашалась частью Османской империи, самостоятельной во внутреннихделах, но не имеющей права на внешнюю политику. Главой государства являлся князь, обязательно православный. Монарх обладал широкими полномочиями: формировал правительство и назначал его председателя, мог распускать парламент — Народное собрание, обладал правом вето на его решения, провозглашался верховным главнокомандующим вооруженными силами Болгарии (их иметь разрешалось)и возглавлял судебную власть. В некотором противоречии с тезисом об автономности(а не самостоятельности) Болгарии Конституция объявляла князя лицом, представляющим страну в отношениях с иностранными государствами. Монарх был неприкосновенен как в течение своего правления, так и после отречения от престола, если такое случалось.

Основным органом государственной власти Тырновская конституция провозглашала однопалатный парламент — Народное собрание. Он избирался напрямую гражданами, достигшими 21 года; депутатами могли стать граждане мужского пола, достигшие 30-летнего возраста.

Различались Обыкновенные народные собрания (ОНС) и Великие народные собрания (ВНС).

Первые избирались только мужчинами, один их член представлял 10 000 жителей (не только избирателей). ОНС принимали большинство решений, связанных с жизньюгосударства: вводили и отменяли налоги, утверждали бюджет, ведали вопросами войныи мира, уголовным и гражданским правом, определяли административно-территориальное деление страны и т.д.

Великие народные собрания принимали решения по особо важным вопросам: изменение Конституции, выборы регентов и нового князя при отсутствии наследника, изменение границ Болгарии. Они избирались гражданами обоих полов, по 2 депутата от 10 000 человек.

Гарантировалось также широкое местное самоуправление.

Как уже было сказано, и либералы, и консерваторы признавали необходимость гражданских и личных прав и свобод. Благодаря этому факту Тырновская конституция стала, пожалуй, самой демократической в тогдашнем мире. Были в ней, правда, ограничения свободы слова: на Синод Болгарской православной Церкви возлагался контроль за изданием религиозной литературы.

Столицей Болгарии стала резиденция русского императорского комиссара — София.

Основным недостатком Тырновской конституции являлся декларативный характер многих её положений. Например, провозглашалась ответственность министровне только перед князем, но и перед Народным собранием, однако реальных механизмов для осуществления контроля у парламента не было. Не гарантировались несменяемостьи неприкосновенность судей.[16]

Однако со временем именно Конституция стала знаменем болгарских демократовв борьбе с авторитаризмом.

14 апреля 1879 г. в Стамбуле  был подписан Органический устав  Восточной Румелии.

Этот документ подтверждал положения Берлинского мирного договора: Восточная Румелия признавалась автономной областью в составе Османской империи. В отличие от Болгарского княжества там действовали турецкие законы и могли размещаться турецкие войска.

Интересы центральной власти в Восточной Румелии представлял генерал-губернатор, назначаемый на 5 лет султаном с согласия великих держав, что давало России определенную возможность влиять на происходящие в этой части Балкан события. Власть генерал-губернатора ограничивалась однопалатным парламентом — Областным собранием, состоявшим из выборных депутатов, назначаемых депутатов и депутатовпо должности. Распорядительные функции исполнял Постоянный комитет Областного собрания, он также рассматривал указы султана, и они имели силу на территории Восточной Румелии только при согласии большинства членов комитета.

Исполнительной властью обладала Директория, состоявшая из 7 человек — генерал-губернатора, игравшего также роль премьер-министра, и 6 членов: директоров внутренней политики, правосудия, финансов, торговли, народного просвещения,а также начальника милиции (народного ополчения) и жандармерии, которому также подчинялась и областная полиция.

В административном отношении Восточная Румелия была разделена на 6 департаментови 28 кантонов. Департаменты возглавляли назначаемые главным управляющим префекты, за их деятельностью следили главные советы — представительные органыс членами по выбору, по назначению и по должности. Во главе кантонов стояли выборные мэры, в городах действовали также городские советы.

Судебная власть находилась под контролем центральной администрации; судьи назначались и могли быть смещены.

Столицей Восточной Румелии стал Пловдив, официальными языками признавались турецкий, болгарский и греческий. При этом по настоянию представителей Россиив международной комиссии (главным образом, князя Церетели) органы местного самоуправления обязывались использовать язык большинства подчиненного им населения. Таким образом, рабочим языком почти повсеместно стал болгарский.

Основные посты в администрации области заняли лояльные Турции болгары и греки.

Первым (и, как потом оказалось, единственным) генерал-губернатором Восточной Румелии стал болгарин Александр Богороди, много лет занимавший высокие постыв турецкой администрации Болгарии. В своем первом публичном выступлении он пообещал по мере своих сил проводить проболгарскую политику.

Органический устав Восточной Румелии был компромиссом между великими державами, попыткой примирить Болгарию и Турцию. Однако давление в паровом котле Балканского полуострова было столь высоким, что пытаться удержать на нем крышку было бессмысленно и даже опасно.

26 июня 1879 г. Первое Великое  народное собрание избрало князем  Болгарии 22-летнего немецкого подпоручика, племянника российской императрицы и сына высокопоставленного австрийского генерала, принца Гессенского Александра Баттенберга.

Этот человек участвовал в освободительной войне, по настоянию Александра II учил болгарский и русский языки. Ещё в своем фронтовом дневнике принц писал, что с помощью России вполне может занять болгарский престол.

5 июня был сформирован  первый болгарский Кабинет министров  во главе с консерватором Тодором Бурмовым. Изначально предлагалось коалиционное правительство из либералов и консерваторов, но эта попытка провалилась.

Следующие два года сопровождались правительственной чехардой, политической и экономической нестабильностью, непрекращающейся борьбой за власть между либералами и консерваторами. 27 апреля 1881 г. вышел манифест князя Александра, вводивший в стране чрезвычайный «режим полномочий» сроком на 7 лет, фактически — монархическую диктатуру.

Правительство Петко Каравелова было отправлено в отставку, русскому генералу Казимиру Эрнроту было поручено сформировать новый кабинет министров. Полномочия Народного собрания были ограничены утверждением бюджета (иностранные банки не предоставляли кредитов странам, у которых не было утвержденного парламентом бюджета). Вводилась цензура; свобода собраний и союзов была ограничена.

Вместо 21 округа (по закону 1880 г.) были созданы 5 областей, во главе которых стояли чрезвычайные уполномоченные. Судопроизводство было передано в руки военных судов. За политические преступления карали специальные областные суды, подчинявшиеся непосредственно чрезвычайным уполномоченным. По особому указу князя они могли выносить только два приговора — тюремное заключение сроком на один месяц и смертная казнь в 24 часа после утверждения судебного решения военным прокурором.

Такая политика князя Баттенберга определялась как внутригосударственными, так и внешнеполитическими причинами.

Во-первых, на Балканах шла борьба между Россией и европейскими державами, опасавшимися за судьбу болгарских консерваторов и потому недовольными чрезмерным демократизмом Тырновской конституции. Исключение составила Англия, предпочитавшая не ссориться с Россией и рассчитывавшая на тайную дипломатию.

Во-вторых, в самой Болгарии шла поляризация капиталов, и средняя буржуазия стала больше сочувствовать консерваторам, а не либералам, что приводило к постепенному ослаблению позиций «каравелистов».

В-третьих, совсем незадолго до переворота был убит император Александр II, и Петербургу было не до Болгарии.

1 июля 1881 г. Второе Великое  народное собрание, созванное в  придунайском городе Свиштове, утвердило «режим полномочий». Вскоре была образована специальная комиссия для разработки новой, консервативно-монархической конституции.

Переворот был поддержан консерваторами. Александр III тоже первоначально сочувствовал Баттенбергу, но потом понял, чем «режим полномочий» грозит интересам России на Балканах, и приказал русским специалистам покинуть Болгарию. Однако царь не решился произвести силами болгарских либералов обратный переворот; во многом именно эта нерешительность — или непоследовательность — привела к краху русской политики в Болгарии.[15]

Первоначально меры Александра III казались эффективными. Леонид Соболев в 1882 г. стал премьер-министром Болгарии, а в середине 1883 г. была восстановлена Тырновская конституция. Но уже 5 декабря 1883 г. Народное собрание поддержало княжеские законопроекты об изменении Конституции: о введении цензуры, об ограничении избирательного права, о создании двухпалатного парламента с назначаемой верхней палатой, о двухступенчатых выборах в нижнюю палату.

Через три года нужно было провести ещё одно Великое народное собрание, которое должно было бы придать принятым 5 декабря решениям силу закона.

«Режим полномочий» привёл к расколу либеральной партии. Часть её во главе с Драганом Цанковым после восстановления Тырновской конституции пошла на сотрудничество с князем. Вскоре Цанков сформировал коалиционный кабинет министров, куда вошли и консерваторы, но через некоторое время соратники Константина Стоилова были смещены со своих постов и заменены сторонниками Цанкова. Так умеренные либералы («цанковисты») стали правящей партией.

Непримиримые либералы (Петко Каравелов и Петко Славейков) отказались от всякого диалога с властью — до тех пор, пока Болгария вновь не станет полноценным демократическим государством, потому что восстановление Тырновской конституции во многом оказалось декларативным.[16]

Экономические соображения заставили князя пойти на переговоры с «каравелистами», и уже в начале 1884 г. министерские портфели перешли в их руки. Вскоре кабинет непримиримых добился отмены законов 5 декабря 1883 г.

При этом руководство консервативной партии разочаровалось в «режиме полномочий», потому что эта система не обеспечивала спокойного эволюционного развития страны, на которое рассчитывали консерваторы.

«Режим полномочий» и последующая чехарда правительств подорвали авторитет Баттенберга. Повсеместно обсуждались варианты его смещения; болгарские и иностранные политики искали новые кандидатуры на софийский престол.

В этих условиях у князя были, казалось бы, только два выхода: добровольный отказ от власти либо крупный и неожиданный популистский шаг. Но нашелся третий: воссоединение Восточной Румелии с Болгарией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Болгарский кризис 1885-1887 годов и его влияние на отношения с Россией

В мае 1885 г. в Пловдиве начал работу тщательно законспирированный Болгарский тайный центральный революционный комитет (БТЦРК), созданный и функционировавший с помощью болгарской разведки и с ведома Александра Баттенберга. Комитет, конечно, не был первой организацией, боровшейся за присоединение Восточной Румелии к Болгарии, но по численности и организованности превосходил другие подобные органы.

Первые волнения произошли 2 сентября в городе Панагюриште. Там 2000 местных жителей взяли штурмом здание кантонной полиции и освободили троих гимназистов-старшеклассников, арестованных накануне за антиправительственную пропаганду.

5 сентября 1885 г. БТЦРК отдал  распоряжение о начале восстания. В тот же день под ружьем  стояли 3 000 ополченцев. Главным пунктом  сбора стал город Пазарджик.

Информация о работе Болгарский кризис 1885-1887 годов и его влияние на отношения с Россией