Анализ кризиса 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 11:44, Не определен

Описание работы

Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в конце 90–х годов, а также субъективный фактор, вызвавший с одной стороны усиление кризиса, а с другой - быстрое преодоление последствий кризиса

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  За  последние 15-20 лет в экономике  России произошло много чрезвычайных событий. Некоторые наиболее важные из них не смогли предвидеть ни российские, ни зарубежные наблюдатели.

  Первой  неожиданностью стал отказ в конце 80-ых - начале 90-ых гг. от старой систем централизованного планирования. Смертельный  удар по системе централизованного  планирования был нанесен в 1992г, когда произошла либерализация цен и тысячи предприятий освободились от контроля Госплана.

  Вторым  таким событием оказались масштабы и продолжительность падения  производства в результате краха  старой системы, оказавшиеся более  значительными, чем можно было ожидать. Объем ВВП в 1996 году , на кануне первого подъема экономики, не достиг и половины показателей 1990г

  Третьим в ряду неожиданных событий стал финансовый кризис, разразившийся в  августе 1998 г. И повлекший за собой  невыполнение обязательств по обслуживанию государственного долга и девальвацию рубля, что повергло систему в состояние шока. Кроме того, дефолт застал врасплох как российских, так и иностранных инвесторов, которые еще год назад считали, что все худшее позади.

  И наконец четвертой неожиданностью оказалось то, что процесс восстановления экономики после кризиса 1998г развивался столь впечатляющими темпами.

  Все эти  и многие другие экстраординарные  события в экономики заслуживают  детального анализа и оценки.  

   Данная  работа представляет собой анализ кризиса августа 1998, его причин и последствий. Мною проанализированы социально-политические и экономические события, имевшие место в России в период 1993-1999гг., усугубившие кризисное состояние экономики.

   Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в конце 90–х годов, а также субъективный фактор, вызвавший с одной стороны усиление кризиса, а с другой - быстрое преодоление последствий кризиса.

     При написании курсовой работы перед автором были поставлены следующие задачи:

   - рассмотрение общеэкономических  тенденции, а также выявление  основных факторов, явившимися причинами  углубления кризиса

   - восстановление хронологии кризиса

   - рассмотрение денежной и налоговой  политики 1998г. 

   -рассмотрение последствий кризиса, как  отрицательных, так и положительных.

1. ДОРОГА К КРИЗИСУ

 

      Истоки  финансового кризиса 1998г восходят к середине 90-х годов, когда был  предпринят  ряд мер для достижения макроэкономической стабильности, при  том что в стране не имелось достаточно сильного правительства, способного сделать эти меры эффективными. В 1994 г  Россия достаточно далеко продвинулась в формировании институциональных и правовых основ рыночной экономики. Крушение старой системы и  медленное приспособление к  новой обернулись огромными социальными издержками, снижением жизненных стандартов, ростом неравенства в распределении национального дохода и собственности. Одним из приоритетов – как в политическом, так и в экономическом отношении- было снижение стабильно высокого уровня инфляции, которая в 1994 году все еще превышала 300%[15]. Символическая сценка тех лет – пенсионеры пытающиеся продать хлеб (который им выдавали вместо пенсии), чтобы купить другие предметы первой необходимости. Задержки платежей между фирмами были обычным делом, представления о необходимости возврата долгов еще не утвердились, и взыскать задолженность законным путем было нелегко. Укрощение инфляции считалось необходимым как для нормализации, так и для облегчения положения бедных слоев населения.

   Источник  инфляции справедливо видели в отсутствии налоговой системы – громадный  дефицит государственного бюджета  финансировался кредитами Центрального банка России.  Именно этим объясняется  предпринятая в 1995 году решительная  попытка снизить уровень инфляции путем сокращения бюджетного дефицита наполовину (в процентном отношении к ВВП) и принятие законодательного запрета выдавать правительству рубли для финансового покрытия дефицита. Стремясь подтвердить свою решимость и дальше сохранять контроль над ростом денежной массы, правительство дало обещание поддерживать курс рубля к американскому доллару в рамках заранее объявленного коридора с тем, чтобы темпы его обесценения были значительно ниже темпов инфляции. Тем самым рост денежной массы предполагалось  ограничить рамками,  совместимыми с поддержанием обменного курса в указанном коридоре. Решив использовать обменный курс в качестве «номинального якоря» при проведении денежной политики, Россия последовала примеру ряда других стран, которые после серии неудачных попыток сократить темпы инфляции согласились поступиться независимостью своей валюты в целях восстановления доверия к правительственным обещаниям. Ужесточение денежной политики, поддержанное валютным якорем, в краткосрочном плане имело результатом впечатляющее сокращение инфляции и значительный рост доверия к рублю. В силу логически закономерной позитивной связи между дисциплиной денежного обращения, ростом доверия и постоянным увеличением спроса на национальную валюту, инфляция снизилась до уровня менее чем 50% в 1996г. И до уровня менее чем 15% к моменту начала азиатского кризиса.

Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд. рублей, ежемесячные расходы 25 млрд. рублей и ещё 30 млрд. рублей ежемесячно должно было направляться на погашение внутреннего долга, не считая процентов по кредитам и внешним займам[2]. Даже если бы все доходы направлялись на погашение внутреннего долга, этих средств всё равно бы не хватило.

   Ключевым  препятствием, вставшим стеной перед  попыткой вытащить страну из финансовой ямы, была специфическая российская политическая ситуация. И имя ей - прокомумнистическая Дума, бойкотировавшая любые инициативы Бориса Ельцина. 23 марта 1998 года правительство Виктора Черномырдина было отправлено в отставку, был назначен исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Кириенко. Дума утвердила кандидатуру лишь спустя месяц - 24 апреля 1998 года. Именно тогда, когда каждый день был на вес золота, и началась работа над антикризисной программой. Правительство должно было в короткий период времени сбалансировать ежемесячный бюджет с доходами к 1 ноября 25 млрд. рублей при расходах на уровне 23 млрд. рублей. Для того, чтобы понять весь масштаб бедствия на начало августа 1998 года, придется погрузиться в краткий экономический анализ второй половины 90-х годов. В 1998 году резко упали цены на нефть, газ, сырьё, всё, что составляло основу платежного баланса. Средняя цена нефти летом 98 года колебалась на уровне 12 долларов за баррель. В стране сформировался отрицательный платежный баланс: от экспорта поступало выручки меньше, чем тратилось на импорт. К концу 90-х в стране была построена долговая экономика. Год за годом бюджет страны был из разряда фантастики, расходы превышали доходы. Зарубежные аналитики впрямую называли экономику России "виртуальной".За 1996 выборный год внутренний долг вырос в 3 раза: с 52,2 млрд. рублей в ценах размещения на 1 января 1996 года до 237 млрд. рублей на 1 января 2007 года. В 1997 внутренний долг вырос ещё на 152 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 384,9 млрд. рублей. За 8 месяцев 1998 года внутренний долг увеличился по номинальной стоимости на 1,4% или на 5,4 млрд. рублей и на 1 сентября 1998 года составил 390,3 млрд. рублей [6].Таким образом, объем внутреннего долга в 1998 году практически не увеличился, но обслуживать накопленный долг было всё сложнее.

2. КРИЗИС 1998 года

 

   Вопрос  о том, был ли неизбежны (и желательны) дефолт и крах политики привязки валютного курса или же, при проведении прежней политики с должной последовательностью, Россия могла их избежать. Главный вопрос заключается в том, являлся ли быстро растущий государственный долг неконтролируемым. Способность осуществлять контроль зависела от ожидаемых налоговых поступлений, от темпов роста экономики и от прогнозируемого изменения процентных ставок. Поэтому пока рынки верили, что положение с налогами улучшается и экономика преодолевает спад производства, имевший место с начала переходного периода, даже значительные финансовые нехватки в тот или иной конкретный период не имели критического характера, и с краткосрочным Российским долгом можно было без особых усилий справиться.

   В конечном счете, отказ от привязки валютного курса стал неожиданностью. Обменный курс быстро падал – с 6,2 руб. 1 августа до 20,8 руб. За доллар США 9 сентября, а инфляция к началу сентября взметнулась до 38%[1].В начале 1998гг. Россия пережила несколько моментов сильного нажима на этот курс, прибегнув к ужесточению денежной политики с сопутствующим резким увеличением процентных ставок и некоторой потерей резервов. Мыльный пузырь фондового рынка лопнул уже во второй половине 1997г. Ситуация на внешних рынках была неблагоприятной, поскольку общий уровень товарных цен оставался невысоким из-за отсутствия оживления экономики в Азии. Наметившийся в третьем квартале 1997 года, впервые сначала переходного периода, экономический рост сменился отрицательными показателями, но не в большей мере чем этого можно было ожидать , принимая во внимание глобальные тенденции. В июне 1998 года после интенсивных дискуссий, было достигнуто соглашение с МВФ и другими кредиторами о новом международном пакете финансовой помощи, что позволило существенно снизить давление на процентных ставки и валютный курс. Выплаты по ГКО(государственные краткосрочные обязательства- краткосрочные казначейские векселя, которые были главным инструментом финансирования налогового дефицита) упали за 10-15 июля с почти 200% до 54%. Административный совет МВФ официально утвердил свое участие в новом пакете финансовой помощи России 20 июля 1998г. Новые кредиты МВФ, вкупе с дополнительными обязательствами МВФ, Всемирного банка и Японии, предоставлялись на основе соглашения о том, что Россия получает финансирование в размере 21,5 млрд долл. В оставшиеся месяцы 1998 и в течение 1999г. – разумеется при условии выполнения намеченных программ[6].

   Эти позитивные изменения были, однако вскоре прерваны, тем, что Дума в  начале августа отказалась поддержать ключевые налоговые меры лежавшие в основе программы совместных действий с ВМФ. Доверие к предстоящему налоговому урегулированию , о котором заявляло правительство рассеялось, и к середине августа выплаты по ГКО снова возросли почти до 300%, а резервы за 2 недели сократились на 3,5 млрд долл- до 13 млрд., что было эквивалентно чуть более чем двухмесячной стоимости импорта.

   Несмотря  на неоднократные опровержения со стороны  высших должностных лиц, включая  самого президента Ельцина, возможности  девальвации рубля, 17 августа 1998 года власти провозгласили серию чрезвычайных мер, являвшихся попыткой ослабить давление на резервы.

     Главными из них были[4]:

  1. Изменений коридора курса с 5,3 – 7,1 руб. За 1 долл. На 6,0-9,5 руб. За 1 долл. И установление этих марок на оставшиеся месяцы 1998г
  2. Дефолт, по государственному долгу, номинированному в рублях и имеющему срок погашения до конца 1999г., при выраженном правительством намерении реструктурировать эти обязательства в долгосрочные ценные бумаги.
  3. 90-дневная отсрочка в обслуживании внешних долговых обязательств частного сектора, включая платежи по форвардным валютным сделкам
  4. Объявление о предстоящем введение контроля на операции с капиталом.
 

   Рынок, как и следовало ожидать, сугубо негативно отреагировал на эти чрезвычайные меры. Неопределенность в отношении условий реструктуризации долга, провозглашенное намерение ввести контроль над инвестициями и отсутствие каких-либо новых инициатив для решения ключевой налоговой проблемы имели результатом резкий скачок спроса на доллары, поскольку нерезиденты стремились уйти с рынка, а резиденты искали прибежища.

   Хотя  МВФ не вполне поддерживал этот пакет, он признавал, что неудача попыток  восстановить доверие рынка в  конце июля – начале августа потребовала  принятия решительных мер с целью поставить заслон  утечке резервов, включая и изменения а режиме обменного курса. Исходя из этого, даже будучи против односторонней реструктуризации долга, МВФ не стал исключать продолжения выплат по действующей программе (следующая выплата планировалась на середину сентября) и призывал власти работать с кредиторами, чтобы найти совместное решение долговой проблемы. Однако в обращении МВФ к властям со всей ясностью указовалось на необходимость скорейшего принятия Думой должных мер для выправления ситуации с налогами.

   Вместо  объединения усилий правительства  и Думы для проведения столь нужных налоговых мер возникла еще большая  политическая неопределенность. Премьер-министр  Сергей Кириенко 23 августа 1998 года был  снят с поста. Президент Ельцин предложил, чтобы его место занял Виктор Черномырдин, который был премьер-министром с декабря 1992 по март 1998г., но он был дважды отвергнут Думой. Столкнувшись с перспективой, предложив кандидатуру Черномырдина в третий раз, заставить Думу либо принять ее, либо согласно конституции быть распущенной, что потребовало новых выборов, президент Ельцин назначил вместо него Е.Примакова, бывшего члена ЦК КПСС и бывшего министра иностранных дел. Примаков, получивший политическую поддержку, в том числе со стороны коммунистов и реформистской партии Яблоко, был утвержден Думой при первом же голосовании 11 сентября.

      В условиях политического вакуума  и несмотря на широкомасштабную интервенцию  ЦБР, рубль быстро упал до нижней границы  нового валютного курса, а 2 сентября этот коридор был оставлен, и валютный курс начал свободное плавание, с сентября курс снизился до 20,83 руб. за 1 долл. США, но к концу месяца стабилизировался на уровне 16,1 рубля за доллар[10]. Фондовый рынок, который уже в середине августа сократился до уровня 2/3 по сравнению с пиком, достигнутым в конце сентября 2007 года, потерял еще половину стоимости к концу сентября. Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем больше банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы.

Информация о работе Анализ кризиса 1998 года