Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:06, контрольная работа
Целью моей работы является рассмотрение жизни Александра Невского. Выявление особенностей полководческой деятельности Александра Невского в отношении Запада (подробно рассмотрены Невская битва и Ледовое побоище) и политики в отношениях с монголо-татарами, т.к. этот вопрос – отношения Руси с Востоком и Западом во время правления Александра Невского – вызвал у меня большой интерес и не оставил равнодушным к его рассмотрению.
Введение
1 Жизнь молодого князя Александра Ярославовича
2 Деятельность Александра Невского
2.1 Невская битва
2.2 Ледовое побоище
2.3 Политика Александра Невского
Заключение
Список использованных источников
В 1240 году, в летнее время - в самую страду полевых работ - в Новгород пришла весть о нападении с севера. Зять шведского короля Фолькунг Биргер вошел на ладьях в Неву и высадился с большой ратью в устье Ижоры, угрожая Ладоге.
Неравная борьба началась. Враг был уже в новгородских пределах. Святой Александр Невский не имел времени ни послать к отцу за подкреплением, ни собрать людей из далеко разбросанных новгородских земель. По словам летописи, он "разгорелся сердцем" и выступил против шведского войска только со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением. Перед выступлением он пришел в Софийский храм, пал на колени перед алтарем и со слезами начал молиться, говоря: "Боже хвальный, Боже праведный, Боже великый и крепкый, Боже превечный, сътворивый небо и землю, и постави пределы языком и жити повелевый не приступав в чюжаа части", - и, услышав воспеваемый в это время псалом, сказал: "Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне". Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром.
Идя вверх по течению Волхова, Святой Александр привел свою рать под стены Ладоги, лежавшей на порогах Волхова, среди сосновых лесов, у берегов сумрачного Ладожского озера. Дойдя до Ладоги, Святой Александр присоединил ладожское ополчение к своей рати и через леса пошел к Неве на шведов. Шведское войско под предводительством Ярля Биргера на ста судах с пятитысячным десантом вошло в Неву и расположилось лагерем у реки Ирожа.
Сеча произошла 15 июля в день памяти Святого. Равноапостольного Великого Князя Владимира. Святой. Александр скрыто подошёл к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромили противника. Бой кончился к вечеру. Остатки шведской рати сели на ладьи и ночью ушли в море. По словам летописца, тела убитых шведов наполнили три ладьи и несколько больших ям, а новгородцы потеряли убитыми всего двадцать человек. Можно думать, что летописец неправильно передает соотношение убитых в сече, но, во всяком случае, его рассказ выражает сознание великого значения этой победы для Новгорода и всей Руси. Натиск шведов был отражен.
Слух о победе прошел по всей стране. Новгород, объятый перед тем страхом и тревогой за исход неравной борьбы, возликовал. При звоне колоколов Святой Александр вернулся в Новгород. Архиепископ новгородский Спиридон с духовенством и толпы новгородцев вышли ему навстречу. Въехав в город, Святой Александр проехал прямо к Святой. Софии, хваля и славя Святую Троицу за одержанную победу. Эта победа принесла Александру Ярославичу громкую славу и почетное прозвище «Невский».
2.2 Ледовое побоище
В том же году князь Александр Невский рассорившись с новгородцами покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили все население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, немцы взяли городок Тёсов и основали надалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствую смертельнцю опасность, сочли за благо просить Святого Александра вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско по главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, под из ударами пало Копорье, был возвращен Псков, гарнизон которого они почти полностью истребили. Главное же столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.
Узнав, что на него идет большая рать, Святой Александр отступил из орденских владений, перешел через Чудское озеро и поставил свои полки на русском его берегу, на Узмени у Вороньего камня. Наступил уже апрель, но все еще лежали снега, и озеро было покрыто крепким льдом. Готовился решительный бой. На новгородцев шел весь орден. Немцы шли "похваляясь", уверенные в своей победе. Из рассказа летописи видно, что вся новгородская рать сознавала глубокую серьезность боя. В этом рассказе в напряженном ожидании битвы есть ощущение лежащей за спиной русской земли, участь которой зависела от исхода сечи. Исполнившись ратного духа, новгородцы сказали Святому Александру: "О княже наш честный и драгий; ныне приспе время положити главы своя за тя". Но вершина этого сознания решительности боя заключается в молитвах Святого Александра, которые приводит летопись: Святой Александр вошел в церковь Святой Троицы и, воздев руки и помолившись, сказал: "Суди Боже, и разсуди прю мою от языка велеречива: помоги Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему, князю Ярославу, на окаяннаго Святополка".
На восходе солнца рать меченосцев в накинутых поверх доспехов белых плащах, с нашитыми на них красным крестом и мечом, двинулась по льду озера на новгородцев. Рыцари построились «свиьей» - глубокой колонной, начинающейся тупым клином. Подобное построение позволяло тяжеловооруженной рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И бысть сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
Эта битва решила исход войны, и орден был вынужден заключить мир, отказавшись от всех завоеванных новгородских и псковских территорий.
2.3 Политика Александра Невского
Этими двумя побоищами – на Неве и Чудском озере – борьба за господство в Прибалтике и на землях Северо-Западной Руси не ограничились. Святому Александру Невскому приходилось нередко отбиваться от набегов литовцев, а в 1239 году русские войска изгнали из Смоленска, обосновавшегося было там, литовского князя. В 1253 году ливонские рыцари напали на земли Пскова. В ответ русское войско перешло в реку Нарову, вторглось на территорию, подвластную крестоносцам, и «створиша волость их пусту». В 1256 году в наступление на Новгород пошли шведы и датчане. Им удалось укрепиться на восточном берегу реки Наровы, основать там крепость, но при приближении русских сил они отступили. Вскоре последовал ответный удар: полки Святого Александра совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и ударили по шведским владениям в Финляндии. Впоследствии Пап Александр IV писал об этом походе, что русские и карелы напали на шведов и убили «…многих из его (короля) верноподданных, обильно пролили кровь, много усадеб и земель предали огню», а финнов «привлекли на свою сторону». Хроника великой войны на северных рубежах Руси в середине XIII века напоминает раскаленную печь, в которую непрерывно подбрасывают сухие дрова, чтобы пламя не утихало.
Слава князя Святого Александра Невского сияла, как светлая звезда в небе русском. Это слава, носясь по всем княжествам, долетела до слуха Батыя, который дал повеление Александру Ярославичу явиться к царю, чтобы присягнуть ему в верности и узнать славу и величие татар. Святой Александр, любивший свое отечество гораздо более своей славы, не хотел, чтобы за него оно испытало опять нового бедствия. Последовав примеру отца, он поехал вместе с братом Андреем к Батыю, а от него к великому Хану. Через два года они возвратились, осыпанные милостями великого Хана, который поручил Святому Александру всю южную Россию и Киев, а Андрею, престол Владимирский. Но Андрей не долго оставался князем владимирским. Он, испугавшись нашествия татар, бежал в Швецию, и после нового разорения, Владимирское княжество было отдано Святому Александру Невскому. Он был осторожен и благоразумен в отношениях с татарами, не противился им, и уговаривал новгородцев платить им дань, чтобы избавить от разорения богатый и Великий Новгород.
Так двенадцать лет продолжалось княжение Святого Александра. Так оберегал он бедное отечество свое от новых несчастий, ему грозивших. В 1262 году Хан Беркий, наследник Батыя, собираясь идти на новое разорение чужих земель, стал требовать вспомогательного войска у Александра Невского. Святой Александр не мог перенести мысли, чтобы бедные подданные его проливали кровь свою за татар. И он поехал умолять Хана отменить такое жестокое повеление. Беркий, чувствую невольное почтение к Святому князю Александру, не мог отказать ему, но с досады продержал его в Орде всю зиму и лето. Осень, возвращаясь на родину, Святой Александр приехал уже больной в Нижний Новгород, а оттуда в Городец на Клязьме. Там он опасно заболел и скончался в ноябре 1263 года.
Невыразимая была горесть всех русских, когда они узнала о кончине своего князя – Святого Александра Невского. Митрополит, встречая гроб Святого Александра, воскликнул: «Закатилось солнце земли Русской!», и весь народ отчаянным голосом отвечал ему одним словом: «Погибаем!»
Видя
чудеса, происходившие при погребении
Александра Ярославича, духовенство и
вся Россия причислили его к лику Святых.
Тело его погребено было в монастыре Рождества
Богоматери, во Владимире. Оно находилось
там до времен Петра Первого, который перенес
его в северную столицу – как бы поручаю
ее особенному покровительству того, кто
некогда прославил это место подвигали
мужества и храбрости.
Заключение
Тогда в волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Берке принял ислам, который быстро распространился в его народ, тем легче, что и прежде в полчищах монголов большинство народов, им покоренных и за них воевавших, исповедывало ислам. В тоже время кочевая жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, который хан украшал всем великолепием, какое только возможно было при его могуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение басурманов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников.
Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно, человеком близким к князю. Великий князь Александр Ярославович, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь, видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: "Прошел я много стран и народов, но нигде не видал такого ни в царях царя, ни в князьях князя"; такой же отзыв сделал об нем и хан.
Возвращаясь
от Хана Берке, по Волге больным, Александр
остановился в Нижнем Новгороде,
через силу продолжал путь дальше,
но приехав в Городец
Тело его было встречено народом близ Боголюбова и похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы. (в XVIII веке государь Петр I вздумал перенести сии останки бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем самым утвердить ее знаменитое бытие). Говорят, что митрополит Кирилл, услышав во Владимире о смерти Александра, громко сказал: «Зашло солнце земли русской». Говорят, что тогда случилось чудо, достойное памяти. Когда святое тело Александра было положено в гроб, эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита[18] . Духовенство больше всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости. Все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноземной и поневоле признаваемой.
Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа. Летописец имел право представить великого князя па фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его акы лице Есифа, иже поставил его Егупетьский цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю... Також и сий князь Олександр бе побежая, а не победим». Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской зависимости, но своими действиями наметил трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могуществе государство.
Список использованных источников