Роль личности в истории Древних Афин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выявлении феномена и качеств личности в Древних Афинах. Поставленная цель предполагает решение таких заданий:
- определить место человека в древнегреческом мире;
- описать структуру правления государством и возможности личности попасть в нее;
- показать, место личностей с творческим потенциалом в истории Афинского государства,
- выяснить, как выдающиеся личности помогли расцвету древнегреческой демократии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Должностные лица в Древних Афинах………………………….………....5
1.1. Антропоцентризм в истории Древней Греции…………………….5
1.2. Человек в политической системе
Афинского государства………………………………………………………….9
РАЗДЕЛ 2. Выдающиеся личности в общественных отношениях
Афинского государства и их влияние на становление демократии……………..13
2.1. Гражданское общество – основа Афинской демократии…….13
2.2. Выдающиеся личности афинской демократии……….………….19
Выводы………………………………………………………….…………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

      В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами  финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц.

      Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

      В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э, число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.)

      Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и  других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился  отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц [10; 64].

      В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных).

      Таким образом, по свидетельству   Аристотеля, практически все должности, “входящие в круг обычного управления”, в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также “казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов”, которых избирали “поднятием рук” [14; 112].

      Это говорит о том, что образованная, политически грамотная, целеустремленная, ориентирующаяся на интересы народа личность могла придти к власти в Афинском государстве.  Кроме того, человек должен был быть свободным гражданином и обязательно мужчиной, кроме того, для назначения на ту или иную должность существовал возрастной ценз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РАЗДЕЛ 2

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ  ДЕМОКРАТИИ 
 

      2.1. Гражданское общество  – основа Афинской  демократии 

      Первым  шагом к образованию Афинского  государства были реформы, приписываемые  легендарному герою Тезею. При нем произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен, населявших Аттику, в единый народ. Был создан центральный орган управления (совет), которому были переданы общие дела, находившиеся до этого в ведении советов старейшин отдельных племен. Местопребыванием единого совета стал город Афины, возникший в результате слияния нескольких общинных поселений и превратившийся в достаточно крупный центр ремесленного (в частности, гончарного) производства [12; 90].

      Тезею приписывается деление свободного населения, независимо от их рода и племени, на эвпатридов («благородных»), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Если две последние категории вместе с торговцами и беднотой составили производительную часть населения, которая постепенно отстранялась от активного участия в общественных делах, то эвпатридам, т.е. аристократической родоплеменной верхушке, принадлежала прерогатива толкования обычного, еще не зафиксированного в письменной форме права, заведования делами религиозного культа и занятия общественных должностей. Тем самым публичная власть стала отделяться от основной массы населения, возвышаться над ним и противопоставляться ему.

      В пору своего расцвета, относящегося к  правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона. Социальная структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых сограждан — земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги) и батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан [6; 152].

      Афинскими племенами вначале управляли  наследственные вожди (базилевсы), военачальники (полемархи) и архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции). Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течение 10 лет и, наконец, не более одного года, как и все другие должностные лица. Существовало собрание бывших архонтов — ареопаг, которое заседало на холме бога войны Арея, и народное собрание — экклесия, состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.

      К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так  далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях  в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон.

        В 594 г. до н. э. архонт Солон  (один из девяти входивших в  коллегию архонтов) был облечен  чрезвычайными полномочиями с целью разрешить затяжной конфликт между сословием знати (эвпатридов) и большинством народа, поднявшегося против порабощения за долги и против различных притеснений. К этому времени бедняки оказались в порабощении у олигархов вместе с детьми и женами. Назывались они пелагами (от слова «ближние») и шестидольниками (они платили владельцу пять шестых урожая). Землю большинство из них обрабатывало на условиях аренды. В обеспечение ссуды шли в кабалу и сами они, и дети. Высшие должности были выборными, но занимали их с учетом знатного происхождения и богатства [18; 325].

      На  основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством. Его целью было перераспределение роли и участия этих классов в учреждениях властного контроля и управления. В результате использования новых имущественных критериев различения классов был выделен класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т. е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), класс всадников (получающих 300 мер), зевгитов (200 мер) и фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения. И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах.

      Далее он учредил Совет четырехсот (Булэ), включавший по сто человек от каждой филы, но из первых трех разрядов. Он был  учрежден в противовес аристократическому ареопагу. Охрана законов, надзор за государственным порядком и привлечением ответственных, включая кары и штрафы, по-прежнему сохранялись за Советом ареопага (он состоял из пожизненных членов, бывших архонтов) и девятью действующими архонтами. По разъяснению реформатора, новый совет и старый ареопаг — это два якоря государственного корабля, на которых он вдвое крепче будет держаться в бурю. Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс. запасных членов. Он чаще всего заседал сменными составами по жребию, коллегиями в 500 членов суда и 100 запасных [6; 155].

      После Солона Афинам пришлось пережить период смуты, а позже и тирании. Первым тираном стал «наиболее рьяный приверженец демократии» Писистрат, который из 33 лет своих домогательств на роль тирана сумел воспользоваться этой возможностью в течение 19 лет и умер от болезни. Его дважды изгоняли из города, и дважды он довольно легко возвращался к власти.

      После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510— 507 гг.), обещавший  народной массе политические права. Он начал свои реформы с того, что распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех. Он обосновывал это желанием предоставить больше возможностей согражданам для участия в делах государства. Затем он учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы). Он разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т. е. племенным происхождением). В то же самое время роды, фратрии — содружества родов и жречества — располагали прежней возможностью «жить по отеческим заветам» [16].

      Вслед за Ксенофонтом была проведена еще одна реконструкция в сторону большей демократизации строя государства.

      Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н. э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт «опоил демос неумеренной свободой». Имелось в виду ограничение и уменьшение политической власти ареопага в пользу народного собрания, Совета пятисот и гелиэи. Разногласия из сферы политической жизни давно были перенесены в сферу полемики любителей политической мудрости, далеко, однако, отстоявших от забот и тревог повседневной политики. «Для меня один муж стоит десяти тысяч, если он лучший», — заявил еще в V в. Гераклит. Ему возражал Демокрит, полагавший за истину, что «бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии». Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460—429), который ввел плату за посещение народных собраний и заседаний на- родного суда (гелиэи), что позволило привлечь к участию в делах государства малоимущие слои. Для решения даже самых важных вопросов на собраниях достаточно было присутствия примерно пятой части всех полноправных граждан, что составляло 6 тыс. афинян [15; 128].

      Принципом афинской демократии была жесткая подчиненность  должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись решениями народного собрания и могли быть либо расширены, либо еще более ограничены против традиции. Магистраты обязывались исполнять решения совета или собрания, имея только собственную сферу деятельности. В образовании магистратур обеспечивалось чуть ли не математически выдержанное равенство демов и фил; органы территориального самоуправления сохраняли свой контроль за их деятельностью. Наконец, все магистратуры были срочными – не более чем на один год, и переизбрания запрещались. Еще одной чертой афинской исполнительной власти была жесткая коллегиальность магистратов: почти каждый из должностных лиц любого уровня имел до 10 равноправных ему коллег.

      Кандидатов  в должностные лица выдвигали  на собраниях самоуправлений – в  демах или филах. Утверждение  в должности происходило на народном собрании, однако в большинстве случаев  роль экклезии была своеобразной: магистратов либо определяли жребием, либо избирали путем открытого голосования; демократические круги Афин предпочитали жребий. Отбор подходящих кандидатов в большей степени поэтому зависел от предвыборной проверки – докимасии, которую проводил булэ или по его поручению специальные коллегии. Кандидат в магистраты должен был быть «годным» с точки зрения отсутствия телесных недостатков, полноправного гражданства, быть приписанным к определенному дему, участвовать в культе Аполлона, чтить могилы предков. Будучи избранным, магистрат получал некоторые привилегии: право на почетное место в театре, на церемониях, на время магистратуры освобождался от частных к нему исков. Вместе с тем ему запрещалось покидать страну, делать завещания, дарения, он обязан был отчитываться перед органами народовластия.

      Магистратуры  в основном разделялись на 3 категории. Первую составляли архонты (которые  уже не имели персональных званий и прав); они исполняли поручения  булэ по поддержанию государственного порядка, имели право помилования, наказания, задержания граждан и неграждан Афин. Вторую составляли многочисленные и различные эпимелеты с самыми разными обязанностями, главным образом в качестве помощников других должностных лиц, а также финансовые чиновники. Третью, низшую группу составляли подчиненные – ипереты (писцы, регистраторы, судебные исполнители); особенностью афинской демократии было то, что этот разряд должностей поручался не столько гражданам, сколько рабам или освобожденным. Рабы-тохотаи выполняли и основные полицейские функции в полисе [7; 78].

Информация о работе Роль личности в истории Древних Афин