Роль личности Бисмарка в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена выдающемуся политическому деятелю XIX столетия, чей неоспоримый вклад в развитие истории Европы привел к появлению на карте мира нового независимого государства Германская империя.

Файлы: 1 файл

Бисмарк.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

     Данная  работа посвящена выдающемуся политическому  деятелю XIX столетия, чей неоспоримый вклад в развитие истории Европы привел к появлению на карте мира нового независимого государства Германская империя.

     Отто  Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк, человек, политика которого наречена политикой «железа и крови». Человек, с именем которого связано объединение Германии и создание буржуазно-юнкерской и милитаристской империи. Человек выдающихся талантов, гениальный дипломат, стратег и военачальник.

     Существуют самые различные и прямо противоположные друг другу интерпретации и оценки его побед и поражений, и личность его оценивается совсем по-разному: «Железный канцлер», «консерватор до мозга костей», «белый революционер», создавший новенькую Германию, виновник её бед в ХХ веке и поборник мира в Европе, предтеча Гитлера.

     Итак, цель данной работы – осветить историческую личность Отто фон Бисмарка и его  роль в истории, для этого необходимо обратиться к его биографии, начало которой – 1815 год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Биография

 

     Отто  фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в замке Шенхаузен в

       маркграфстве Бранденбургском, между  Стендалем и Ратеновом, в нескольких  километрах от правого берега  Эльбы. Он был четвертым по счету ребенком и вторым сыном ротмистра в отставке помещика Фердинанда фон Бисмарка и его жены Вильгельмины, урожденной Менкен.

Семья отца принадлежала к старинному дворянству, которое населяло Бранденбург еще «до Гогенцоллернов», причем входила в число трех наиболее самоуверенных семейств (Шуленбурги, Альвенслебены и Бисмарки), которых еще «солдатский король» Фридрих Вильгельм I в своем «Политическом завещании» назвал «скверными, непокорными людьми». Мать происходила из среды буржуазной интеллигенции, ее отец был видным советником кабинета при королях Фридрихе Вильгельме II и Фридрихе Вильгельме III.

     Детство Отто фон Бисмарк провел в родовом  поместье Книпхоф под Наугардом, в Померании.

     Школьное  образование, включавшее  частную  школу Пламана (1822-1827 гг.), гимназию Фридриха Вильгельма и гимназию Цум Грауэн Клостер в Берлине, Отто завершил в возрасте 17 лет в 1832 году, сдав экзамен на аттестат зрелости. Непосредственно вслед за этим он номинально приступил к изучению права в Геттингенском университете, однако три семестра провел скорее не на лекциях, а на "мероприятиях" союза избранных Corps Hannovera "Ганноверские тела", участвуя в самых фантастических проделках и посещая пивные. Некоторой притягательностью для нерадивого студента обладали лишь лекции Геерена, профессора истории и государственного права.

     В 1835 году, в возрасте двадцати лет он выдержал первый государственный экзамен на звание юриста и стал референтом окружного управления в Ахене. Но эта служба длилась недолго, и Бисмарк вынес из этого опыта стойкое отвращение к бюрократическим занятиям. Скоро Бисмарк оставил должность и отправился в имение, где стал управлять отцовским поместьем и на этом поприще достигнул значимых успехов. Об этом периоде жизни Бисмарк пишет так:

       «Я рассчитывал жить и умереть в деревне, преуспев на поприще сельского хозяйства и, может быть, отличившись на войне, если б она разразилась».

     Главные черты его грядущего вида –  и, прежде всего «презрение к человечьим иллюзиям, большая воля, неразборчивость  в средствах для заслуги поставленной цели и, в конце концов, физическая выносливость» – сложились уже тогда.

     Но  деревенская жизнь начинала томить Бисмарка. Настоящий переворот произошел  под влиянием исторических событий. Первые три с небольшим десятка  лет его жизни были, по существу, только прологом к тому моменту, когда

     «на смену сельскому владельцу должен был прийти политик, а на замену личному лицу – личность историческая».

     Этот  момент наступил в конце 40-х годов. Бисмарка сделала политиком революция 1848г. Если до этого рубежа его можно было считать человеком с неопределившейся жизненной позицией, работающим быстрее под влиянием наследственных традиций и настроений, чем осмысленными убеждениями, то в революционные месяцы родился новый Бисмарк. Этот Бисмарк не просто придерживался определенных взглядов – «он доводил их до логического конца и высказывал их с таковым бесстрашием и откровенностью, которые шокировали его единомышленников, но зато предвещали появление деятеля большого масштаба, вольного от парализующих волю колебаний и нерешительности».

     Уже в период революции 1848 г. у Бисмарка в полной мере обнаружились те черты, которые в следующем оказались  столь характерными для его деятельности: уверенность в собственных силах, ненависть к демократическим движениям, презрение к «парламентской болтовне», умение достаточно точно оценить силы противника. Уже в ту пору основным аргументом для него была сила: в ней он видел «альфу и омегу всякого политического и дипломатического успеха». Несколько позже он заявлял: «Германский вопрос не может быть разрешен в парламентах, а лишь дипломатией и на поле битвы».

    Бисмарк умер, когда капитализм уже вступил в последнюю, империалистическую стадию развития, стадию загнивания, когда буржуазия из страха перед поднимающимся рабочим классом окончательно перешла в лагерь реакции и стала поддерживать те самые силы, против которых некогда боролась. Бисмарк умер в июле 1898 г., почти на самом рубеже нового века. Он умер тогда, когда разразилась война между молодой империалистической державой —США и старой колониальной державой — Испанией, эта война являлась предзнаменованием того — только впоследствии осмысленного — факта, что закончился один период новейшей истории — период завершения территориального раздела мира —и начался новый период —период передела мира путем империалистических войн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление политической карьеры

 

     В мае 1851 г. Бисмарк получил назначение на пост поначалу советника, а потом  посланника Пруссии при Союзном  сейме во Франкфурте-на-Майне. Он оказался подходящим кандидатом на этот пост и находился на нем до 1959г. В течение восьми лет пребывания во Франкфурте (1851-1859 гг.) в качестве посланника Пруссии при Союзном сейме, он имел возможность самым кропотливым образом изучить «все ходы и выходы вплоть до мельчайших лазеек», все сложные дипломатические хитросплетения, возникающие из противоречивых интересов отдельных германских стран. Он мог обучаться у собственных конкурентов в Союзном сейме: австрийская дипломатия, прошедшая школу Меттерниха, имела большой опыт хитроумных интриг. Кратковременное пребывание Бисмарка в Вене, в данной, по словам прусского короля, «высшей школе дипломатического искусства», также имело в этом смысле большое значение.

       В 1859-1862 - Бисмарк посол Пруссии  в России, в 1862 - посол Пруссии во Франции.

     20 сентября 1862 года Бисмарк уже  был в Берлине. Здесь его  ждало ответственейшее назначение: он стал министром-президентом,  главой прусского правительства.  В жизни его начался новый  этап. Одновременно началась новая  эпоха в истории Пруссии и всей Германии.

     Следует упомянуть, что король и кронпринц  еще накануне были единодушно против Бисмарка как главы правительства. Но ситуация менялась с каждым днем. Касательно программы действий, она  у Бисмарка сложилась уже давно. Кроме того, вероятно он был тогда единственным человеком в окружении короля, знавшим, чего он хочет и что будет делать.

     Между королем и Бисмарком состоялось два разговора - 22 и 23 сентября. В  ходе разговора король поставил перед  Бисмарком два вопроса. Первый гласил: согласен ли Бисмарк в случае его назначения министром выступать за реорганизацию армии? «Да», - ответил Бисмарк. На второй вопрос - готов ли он пойти на это даже вопреки решению большинства палаты депутатов - последовал тот же ответ. «В таком случае, - сказал король, - мой долг попытаться вместе с вами продолжать борьбу, не отрекаясь от престола.

     Ничего  не скажешь, Бисмарк - великолепный дипломат. В короле все восставало против назначения Бисмарка. И если бы они не договорились, король, быть может, испытал бы облегчение. Но Бисмарк бил без промаха. Он вдохнул в короля надежду, что не всё потеряно, ловко сыграл на старопрусских традициях и чувствах, и конечно ни словом не обмолвился о своих внешнеполитических замыслах, с которыми король еще не был готов согласиться.

     23 сентября палата депутатов приняла  окончательное решение исключить  из проекта бюджета все ассигнования  на реорганизацию армии. Бисмарк  ринулся в бой. Выступив на  заседании бюджетной комиссии 30 сентября, он оспорил право палаты  депутатов утверждать бюджет. Именно здесь, в бюджетной комиссии, произнес он свои знаменитые слова: 

     «…не  речами и постановлениями большинства  решаются великие вопросы времени…, а железом и кровью».

     Эти слова во многом предопределили политику Бисмарка в последующие годы. «Политика железа и крови», «железный канцлер» – все эти утвердившиеся в политической и исторической литературе и навсегда соединившиеся с образом Бисмарка понятия ведут свое начало от собственных слов только что назначенного министра.

     24 сентября 1862г. было опубликовано сообщение о назначении Бисмарка государственным министром и исполняющим обязанности министра-президента Пруссии. Прошло две недели, и 8 октября Бисмарк был официально назначен министром-президентом и министром иностранных дел.

     Что же касается личного положения Бисмарка к концу 1963г., оно не было прочным и непоколебимым. Он подвергался нападкам со всех сторон, был крайне непопулярен. И левые, и правые с нетерпением ожидали, когда же он наконец лишится поддержки короля. Эта в тот момент еще не очень надежная поддержка казалась единственной его опорой. Но в политической жизни германских государств, в парламентских дебатах и дипломатических актах Пруссии конца 1863 – начала 1864 года большое место стали занимать судьбы Шлезвига и Гольштейна. Приближались события, которые позволили Бисмарку вплотную заняться решением германского вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Историческая  роль Бисмарка

 

     Бисмарк родился на заре капиталистического развития Пруссии. Вдохновитель и организатор борьбы против рабочего и социалистического движения, Бисмарк умер всего лишь за семь лет до того времени, когда на Востоке Европы вспыхнула в 1905 г. революционная зарница —предвестница

победы  Великой Октябрьской социалистической революции. Бисмарк, таким образом, прошел очень большую жизнь, и даже простое повествование о всех событиях его времени представляло бы несомненный интерес. Но Бисмарк был не

только  свидетелем, но и активным участником многих крупнейших политических событий, в особенности второй половины XIX столетия. Его историческую роль кратко, но ярко и предельно точно обрисовал Ленин в следующих словах: «Бисмарк сделал по-своему, по-юнкерски, прогрессивное историческое дело». «Объединение Германии было необходимо... Когда не удалось объединение революционное, Бисмарк сделал это контр-революционно, по-юнкерски». Этого воссоединения Германии Бисмарк добился путем войн —сначала с Данией (1864 г.), потом с Австрией (1866 г.), наконец, с Францией (1870—871 гг.), — и в последние годы своей жизни он не без гордости отмечал, что на его совести лежат три войны и восемьдесят тысяч жизней, скрепивших своею кровью фундамент

воссоединенной  Германской империи. Уже в организации  и в проведении этих войн раскрылся его несомненный талант политика и дипломата.

     Его первое выступление в мае 1847 г. в Соединенном ландтаге, в котором он участвовал в качестве запасного депутата, привлекло к нему внимание. Молодой депутат, сидевший на крайне правых скамьях ландтага, открыто порвал с весьма умеренной дворянской оппозицией, которая в адресе королю пыталась напомнить о необходимости даровать некоторые, впрочем, весьма ограниченные, права. Именно тогда король Фридрих-Вильгельм IV заявил, что никакой силе в мире не удастся певратить естественные отношения между князем и народом в условные, конституционные, —и никогда я не допущу, чтобы между нашим создателем на небе и этой землею встал исписанный лист бумаги. Выступивший в прениях молодой Бисмарк в резких выражениях обрушился на оппозицию, в защиту прав короля. Уже в период революции 1848 г. у Бисмарка в полной мере обнаружились те черты, которые в последующем оказались столь характерными для его деятельности: уверенность в своих силах, презрение к парламентской болтовне, умение довольно точно оценить силы противников. В ответ на шумную обструкцию, устроенную оппозицией во время его первого выступления в Соединенном ландтаге, он спокойно бросил в лицо своим врагам уничтожающую реплику: В нечленораздельных звуках я не вижу аргументов. Несколько позднее, глядя на то, как легко трусливая либеральная буржуазия стала сдавать свои позиции перед наступающей реакцией, Бисмарк высказал сожаление, что правительство не смогло в полной мере проявить свою силу и, таким образом, еще более укрепить свое положение. Насколько иначе,—писал он в письме к жене,—сложилось бы политическое положение правительства, если бы дело дошло хотя бы до маленькой стычки, и Берлин был бы взят не на основе капитуляции, а с боя. Уже в ту пору главным аргументом для него была сила: в ней он видел альфу и омегу всякого политического и дипломатического успеха. Несколько позднее он заявлял: Германский вопрос не может быть разрешен

Информация о работе Роль личности Бисмарка в истории