Личность на фоне Российской истории: Николай II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2009 в 19:23, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Псковский Государственный Педагогический николай.docx

— 39.83 Кб (Скачать файл)

        Смертные приговоры при Николае II производились, как правило, за вооруженное нападение за власть,  имевшее трагический исход,  т.е.  за вооруженный бандитизм.  Всего по России  за  1905-1908  г.г.  по  суду (включая военно-полевые) было менее четырех тысяч смертных приговоров, преимущественно боевикам-террористам.  Для сравнения, бессудные убийства представителей старого государственного аппарата, священнослужителей,  граждан дворянского происхождения,  инакомыслящей  интеллигенции только за полгода ( с конца 1917 до середины 1918 г.) унесли жизни десятков тысяч человек.  Со второй

7

половины 1918 года счет казням  пошел на сотни тысяч, а впоследствии - на миллионы невинных людей.

        Алкоголизм и распутство Николая II такие же  бесстыдные  выдумки левых, как его коварство и жестокость. Все, кто знал царя лично, отмечают,  что он пиль вино редко и мало.  Кроме того, никто не видел его в состоянии  сильного алкогольного опьянения,  а значит,  утверждения об алкоголизме - ложь.  Через всю жизнь император пронес любовь  к  одной женщине,  которая стала матерью его пятерых детей. Это была Алиса Гессенская,  немецкая принцесса.  Увидев ее однажды, Николай II в течение 10 лет помнил о ней.  И хотя родители из политических соображений прочили ему в жены французскую принцессу Елену Орлеанскую,  он сумел отстоять свою любовь и весной 1894 г.  Добиться помолвки с любимой. Алиса Гессенская, принявшая в России имя Александры Федоровны, стала для императора возлюбленной и другом до трагического конца их дней.

       В 1911 г.  попавший в немилость С.Ю. Витте заметил, что "отличительные черты Николая II заключаются в том,  что он человек очень добрый и чрезвычайно воспитанный ... я в своей жизни не встречал человека более  воспитанного, нежели ныне царствующий император".  Тот же С.Ю.  Витте,  имевший много оснований для  недовольства  царем,  опровергает мнение, что по своим деловым способностям и интеллектуальному развитию Николай II не годился для предназначенной ему роли.  Витте  признавал, что  император  "несомненно очень быстрого ума и быстрых способностей; он вообще все быстро схватывает и быстро понимает". Конечно, не  надо идеализировать личность последнего императора.  У него, как и у всякого человека,  имелись и положительные и  отрицательные черты. Но главное обвинение,  которое ему пытаются вынести от имени истории - политическое безволие, в результате которого в России наступил развал российской государственности и крах самодержавной власти  -  не объективно. Однако  к  числу  выдающихся исторических личностей он не принадлежал, потому что в нем не было чего-то демонического, заводного.  Вот что о нем пишет У.  Черчилль: "Он не был ни великим полководцем,  ни великим монархом.

        Он был только  верным,  простым  человеком средних способностей, доброжелательного характера, опиравшемся в своей жизни на веру и Бога". Но время показало, что на вопросы, поставленные перед Николаем II в начале 20 века не смогли ответить и его соперники. Близился последний акт политической драмы. 23 февраля 1917 г. государь- император приехал из Царского Села в Могилев - в Ставку Верховного Главнокомандования.  Политическое положение становилось все более напряженным,  страна устала от войны, оппозиция росла изо дня на день, но Николай II продолжал надеяться на то,  что  несмотря  на  все это, чувства патриотизма возьмут верх. Но едва  он успел покинуть столицу,  как первые признаки волнения начали проявляться в рабочих кварталах столицы.  Заводы забастовали, и в следующие дни движение быстро разрослось.  Забастовало 200 тысяч человек.  Толпы  рабочих  требовали хлеба.  Правительство не сумело принять меры для успокоения брожения и лишь раздражало население нелепыми репрессивными полицейскими  мерами.  Прибегли к вмешательству военной силы,

8

но все  полки были на фронте, и в Петрограде оставались лишь обучавшиеся запасные части, сильно разложенные пропагандой, организованной левыми партиями в казармах, несмотря на надзор.  Произошли случаи неповиновения приказам,  и после  трех дней слабого сопротивления войска перешли на сторону революционеров.  В Ставке вначале не отдавали себе отчета о  значении  и масштабе событий, развертывающихся в Петрограде.   Войска открыли огонь по демонстрантам. Но было уже поздно. Часть окружения царя советует ему пойти на уступки,  дав согласие на образование Думой правительства, которое будет подвластно не царю,  а Думе. С ним лишь будут согласовывать кандидатуры министров.  Не дождавшись положительного ответа Дума приступила к образованию независимого от царской власти Правительства.  Так свершилась Февральская революция 1917 года.  28 февраля царь  направил  на Петроград из Могилева воинские части во главе с генералом Н.И.  Ивановым для наведения порядка в столице.  В ночной беседе с генералом Ивановым измученный, борющийся за судьбу России и свою семью, взволнованный озлобленными требованиям бунтующей Думы, царь высказал свои грустные и тяжелые соображения: "Я берег не самодержавную власть, а Россию.  Я не убежден,  что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу". Так объяснил государь свой упорный отказ Думе на создание независимого правительства.

        Воинские части  генерала Иванова были задержаны революционными войсками на пути в Петроград.  Не зная о провале миссии  генерала Иванова, Николай II в ночь с 28 февраля на 1 марта тоже решает выехать из Ставки в Царское Село. Утром 2 марта генерал Рузский доложил Николаю II,  что миссия генерала Иванова не удалась. Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко через генерала Рузского заявил по телеграфу,  что сохранение династии  Романовых возможно при условии передачи трона наследнику Алексею при регенстве младшего брата Николая II - Михаила. Государь поручил  генералу Рузскому запросить по телеграфу мнение командующих фронтами.  На вопрос о желательности отречения Николая  II положительно ответили  все  за исключением командующего Черноморским флотом адмирала А.В. Колчака, который от посылки телеграммы отказался.

        Предательство руководства  армии было для Николая II тяжелым ударом.  Генерал Рузский сказал императору, что надо сдаваться на милость победителя,  т.к. высшее командование, стоящее во главе войска, против императора, и дальнейшая борьба будет бесполезна. Перед царем  встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии,  если главы ее в несколько дней перешли на сторону врагов императора. Государь эту ночь с 1 на 2 марта долго не спал.  Утром он передал генералу Рузскому телеграмму с уведомления председателя Думы  о  своем намерении отречения от престола в пользу сына Алексея. Сам он с семьей намеревался как частное лицо проживать в Крыму или Ярославской  губернии. Решение было  им  принято,  и вечером 2 марта,  когда приехали из Петрограда представитель Временного Правительства А.И.  Гучков - военный и морской министр и член исполкома Думы В.В.  Шульгин,  он передал им акт отречения. После подписания  Акта Николай II выехал обратно в Ставку,  чтобы попрощаться

9

с армией. 3 марта Николай узнаёт о том, что  его младший брат Михаил II отрёкся в пользу выборов.

        Так, через 300 лет и 4 года романовская династия прекратила свое существование. Наступает последний акт драмы. 8 марта 1917 г. бывший император после прощания с армией принимает решение выехать из Могилева и 9 марта прибывает в Царское Село. Еще до отъезда из Могилева представитель Думы в Ставке сообщил, что бывший император "должен считать себя как бы арестованным". С 9 марта по 14 августа 1917 г.  Николай Романов с  семьей  живет под арестом в Александровском дворце Царского Села.  В Петрограде усиливается революционное движение,  и Временное правительство,  опасаясь за  жизнь царственных арестантов,  решает перевести их вглубь России.  После долгих дебатов определяют городом их поселения Тобольск.  Туда и перевозят  семью Романовых.  Им разрешают взять из дворца необходимую мебель,  личные вещи,  а также предложить обслуживающему персоналу  по желанию  добровольно сопровождать их к месту нового размещения и дальнейшей службы. Накануне отъезда приехал глава Временного Правительства А.Ф.  Керенский и привез с собой брата бывшего императора - Михаила  Александровича.  Братья видятся  и  говорят  в  последний раз - больше они не встретятся (Михаил Александрович будет выслан в г.  Пермь,  где в ночь на 13 июня 1918 г. Он убит местными властями). 14 августа в 6 часов 10  минут состав  с членами императорской семьи и прислуги под вывеской "Японская миссия Красного Креста" отправился из Царского Села. Во втором составе ехала охрана из 337 солдат и 7  офицеров. Поезда  идут  на максимальной скорости,  узловые станции оцеплены войсками, публика удалена. 17 августа составы прибывают в Тюмень, и на трех судах арестованных перевозят в Тобольск. Семья Романовых размещается в специально отремонтированном к их приезду доме губернатора.  Семье разрешили ходить через улицу и бульвар на богослужение в  церковь  Благовещенья.  Режим охраны здесь был гораздо более легкий, чем в Царском Селе. Семья ведет спокойную, размеренную жизнь. В апреле  1918 г.  получено разрешение Президиума ВЦИК четвертого созыва о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. 22 апреля 1918 г. колонна в 150 человек с пулеметами выступила из Тобольска до Тюмени.  30 апреля поезд из Тюмени прибыл в Екатеринбург.  Для размещения Романовых временно реквизирован дом, принадлежащий горному инженеру Н.И. Ипатьеву. В начале  июля 1918 г.  уральский военный комиссар Исай Голощекин ("Филипп") выехал в Москву для решения вопроса о дальнейшей  судьбе царской  семьи.  Расстрел всей семьи был санкционирован СНК и ВЦИК.  В соответствии с этим решением Уралсовет на своем заседании 12 июля принял постановление о казни,  а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в  Петроград  -  Зиновьеву.  По окончании разговора с Екатеринбургом Зиновьев отправил в Москву телеграмму: "Москва, Кремль, Свердлову. Копия - Ленину. Из Екатеринбурга по прямому проводу передают следующее:  Сообщите в Москву, что условленного с Филиппом суда по военным обстоятельствам  ждать  не можем.  Если Ваше мнение противоположно, сейчас же, вне всякой очереди сообщите в Екатеринбург. Зиновьев".

10

        Ответная телеграмма в Екатеринбург из Москвы от СНК и ВЦИК,  т.е.  от  Ленина и  Свердлова  с утверждением этого решения была немедленно отправлена. Л. Троцкий  в дневнике от 9 апреля 1935 г.,  находясь во Франции, привел запись своего разговора со Свердловым.  Когда Троцкий узнал (он был в отъезде), что царская семья расстреляна, он спросил у Свердлова: "А кто решил?" "Мы здесь решили,  - ответил ему Свердлов. - Ильич считал, что нельзя оставлять им живого знамени, особенно в нынешних трудных условиях". Далее Троцкий пишет:  "Некоторые думают, что Уральский исполком,  отрезанный от Москвы, действовал самостоятельно. Это неверно. Постановление было вынесено в Москве." А можно ли было вывезти семью Романовых из Екатеринбурга для того, чтобы предать ее открытому суду, как об этом было объявлено ранее?  Очевидно,  да.

        Город  пал  спустя 8 дней после казни семьи - срок для эвакуации достаточный.. Итак, в  этот  роковой день 16 июля 1918 г.  Романовы и прислуга легли спать, как обычно, в 22 часа 30 мин. В 23 часа 30 мин. в особняк явилось  двое особо уполномоченных от Уралсовета.  Они вручили решение исполкома командиру отряда охраны  и предложили немедленно приступить к исполнению приговора. Разбуженным членам семьи и персоналу объявляют,  что  в  связи  с наступлением белых войск особняк может оказаться под обстрелом, и поэтому в целях безопасности нужно перейти в подвальное помещение. Семеро членов  семьи - Николай Александрович,  Александра Федоровна,  дочери Ольга,  Татьяна, Мария и Анастасия и сын Алексей, трое добровольно оставшихся  слуг  и врач спускаются со второго этажа дома и переходят в угловую полуподвальную комнату.  После того,  как все вошли и  закрыли дверь,  Юровский выступил вперед,  вынул из кармана лист бумаги и сказал: "Внимание! Оглашается решение Уралсовета..." И как только прозвучали  последние слова,  раздались выстрелы. В час ночи 17 июля все было кончено.  Через 8 дней после убийства Екатеринбург пал под натиском белых, и группа офицеров ворвалась в дом Ипатьева.  Дом был пуст, но его вид был зловещим.  Все  помещения были сильно замусорены,  а печи в комнатах забиты золой от сожженных вещей, никаких ювелирных вещей,  никакой одежды в доме, по комнатам и на помойке,  где жила охрана, валялось самое драгоценное для семьи - иконы. На помойке нашли георгиевскую ленточку, которую царь до последних дней  носил на  шинели. Только в одной комнате дома был наведен порядок. Все было вымыто, вычищено. Одна из стен - перегородка была усеяна следами от пуль. Стало ясно: здесь расстреливали.

        К тому времени уже раскопали сад у дома, обследовали пруд, разрыли братские могилы на кладбище,  но никаких следов  царской  семьи  не смогли найти. Они исчезли. Верховным правителем России - адмиралом А.В. Колчаком для расследования  дела царской  семьи был назначен следователь по особо важным делам – Николай Алексеевич Соколов.  Он повел следствие страстно и фанатично. Уже был расстрелян Колчак, вернулась Советская власть на Урал и в Сибирь,  а Соколов продолжал свою работу.  С материалами следствия он  проделал опасный путь через всю Сибирь на Дальний Восток,  затем в Америку. В эмиграции в Париже он продолжал брать показания у уцелевших свидетелей.  Он умер от разрыва сердца в 1924 г., продолжая свое высокопрофессиональное расследование. 

11

        Именно благодаря кропотливому расследованию Н.А.  Соколова стали известны страшные подробности расстрела и захоронения царской семьи. 17 июля, на следующий день после убийства царя, в Алапаевске были также жестоко умерщвлены другие члены Дома Романовых:  Великая княгиня Елизавета, Великий князь Сергей Михайлович,  три сына Великого  князя Константина, сын Великого князя Павла. В январе 1919 г. четыре Великих князя,  включая Павла, дядю царя и Николая Михайловича,  либерального историка, были казнены в Петропавловской крепости.

        Таким образом,  Ленин с необычайной  жестокостью  расправился  со всеми членами Дома Романовых,  оставшимися в России из патриотических побуждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

Заключение:

        Россия. Власть. Время. Магическая взаимосвязь этих категорий создала удивительную и неразгаданную панораму истории. Как ни странно, но Николая II обвиняли в том, что он не совершал, но совершали по отношению к нему . Ничто и никогда не повторяется буквально в истории, но связь времен несомненно существует, поэтому, осознав ошибки, допущенные раньше, мы сможем их больше не совершать, тем самым обеспечивая стране будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Список  литературы:

1)  Гребельский П.Х., Мирвис А.Б. "Дом Романовых", Редактор, 1992.

Информация о работе Личность на фоне Российской истории: Николай II