Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые норы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:01, реферат

Описание работы

Джон Фаулз – английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Все его произведения, особенно романы, чрезвычайно разнообразны не только по содержанию, но прежде всего, по своей форме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие эссе.……………………………………………………….5
1.1.Понятие эссе в литературе в целом.…………………………….....5
1.2.Место эссеистики в творчестве Джона Фаулза.…………………..9
Глава 2. Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые норы».……………………………………………………………………………...11
2.1.Сборник Джона Фаулза «Кротовые норы».……………………..11
2.2. Тема искусства в сборнике «Кротовые Норы».…………………15
Заключение.…………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Faulz_nory.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие эссе.……………………………………………………….5

1.1.Понятие эссе в литературе в целом.…………………………….....5

1.2.Место эссеистики в творчестве Джона Фаулза.…………………..9

Глава 2. Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые                 норы».……………………………………………………………………………...11

2.1.Сборник Джона Фаулза «Кротовые норы».……………………..11

2.2. Тема искусства в  сборнике «Кротовые Норы».…………………15

Заключение.…………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………......24

Приложение 1.………………………………………………………………27

Приложение 2.………………………………………………………………29

 

 

 

Введение

           Джон Фаулз – английский писатель, романист и эссеист. Один из  выдающихся представителей  постмодернизма  в литературе. Все его произведения, особенно романы, чрезвычайно разнообразны не только по содержанию, но прежде всего, по своей форме. Так же  Фаулз считается автором коротких рассказов, поэтом. В 1950 году  заканчивает  Оксфорд,  где изучал французский язык и литературу. Первый же опубликованный роман Фаулза «Коллекционер»(1963), принёс ему успех и избавил от необходимости зарабатывать на жизнь учительским трудом. До конца 1960-х годов вышли в свет ещё два романа – «Волхв»(1965) и «Женщина французского лейтенанта»(1969), а также два издания книги «Аристос»(1964),(1969), подзаголовок которой – «Автопортрет в идеях» – даёт представление и о содержании этой работы, и о ее значении для понимания раннего этапа творчества Фаулза. Затем в свет вышли романы:«Башня из черного дерева»(1974), «Даниэл Мартин»(1977), «Мантисса»(1982), «Червь»(1986). Эти романы так же принесли ему большую известность.

           Небывалую популярность Джону Фаулзу приносит роман «Женщина французского лейтенанта», который в 1981 году был экранизирован под названием «Любовница французского лейтенанта» [17, C.204].

Предметом же нашего изучение станет сборник эссе под названием «Кротовые норы»(1998), который «представляет собою собрание беглых авторских набросок и глубоко личного писания» [22, C.9].

Эссе – это отдельная форма повествования в литературе, которая стоит немного особняком от всех остальных форм повествования. Так эссе включает в себя и дневниковые записи, и авторские рассуждения, и повествование в форме рассказа. Получается, что это своего рода признание писателя, своеобразное открытие своей души для читателя.

Исследованиями в области эссе занимались В.И. Березкина, А.Л. Дмитровский, М.Н. Эпштейн, а так же Г. Гуд, К. Обаддиа, Т. Шевалье и некоторые другие.

Наследие Джона Фаулза в документально-художественных жанрах, прежде всего в эссеистике, по объему в несколько раз превосходит его романное наследие, однако пока не получило должного критического и теоретического осмысления. Многочисленные исследователи творчества Фаулза обращаются к эссеистике в основном для уточнения своих наблюдений при анализе романов Фаулза. Критические работы, которые затрагивают единственный сборник эссе писателя, «Кротовые норы» или отдельные его эссе (В. Хорольский, Дж. Обри, Дж. Релф, К. Тарбокс, Л. Вит, Т. Уилсон), не дают целостного представления об этой сфере творческой деятельности английского писателя.

Таким образом, можно говорить об актуальности этой работы, так как данная сторона творчества Фаулза еще не достаточно хорошо изучена в современном литературоведении. А сам жанр эссе является не характерным для творчества писателя.

Целью данной работы будет проследить, как раскрывается тема искусства в сборнике эссе Джона Фаулза «Кротовые норы».

Основными задачами станут:

- проследить, какое место занимает  эссеистика в творчестве Джона  Фаулза;

- ознакомится со сборником эссе «Кротовые норы»;

- посмотреть какое понятия слова «искусства» (см. приложение 1) вкладывает Фаулз в своих эссе из сборника «Кротовые норы».

Методы исследования – сравнительно – исторический, описательный.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие эссе

1.1. Понятие эссе в литературе в целом

Эссе – это разновидность очерка (см. приложение 2), в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже 17 века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистский стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. «В литературоведении встречаются философские эссе и литературно-критические. Автор последнего не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчеркивая субъективность своего отношения» [14, C.228-229].

Эссе (в переводе с французского essai – «опыт») – часть признания, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. «Это жанр, который отмечается своей особой внежанровостью» [24, C.503]. «Эссе легко может перейти в дневниковые записи или исповедь писателя, если оно обретает необыкновенную откровенность, чистосердечность и интимность излияния. А если автор увлечется логикой рассуждения, процессами порождения мысли или диалектическими переходами, то эссе с легкостью превращается в статью или трактат. Но при этом, если творец впадает в повествовательную манеру, изображая события, развивающиеся по законам жанра – и невольно перед читателем повстает уже не эссе, а новелла, рассказ или повесть» [24, C.504].

По мнению В.Е. Хализева «эссе только тогда остается собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров, гонимое духом странствий. Стоит остановиться – и блуждающая сущность эссе рассыпается в прах» [20, C.48.

При этом как указывает Н.Мельникова в своей статье «Я не понимаю, из чего сотворен мир…» «эссе – это некая субстанция в литературе, которая держится энергией взаимных помех, трением и сопротивлением не подходящих друг другу частей» [15, C.210].

Так в самой глубине эссе, какому бы автору оно не принадлежало, звучит некая потусторонняя жанровая интонация. Она неровная и сбивчивая, так как эссеист каждый миг не знает, что ему делать дальше. Он постоянно сомневается и ищет – и поэтому может позволить себе все, что угодно. Так в содержании постоянно видны некие ноты самоодергивания и самоподстегивания к раскрытию определенной темы высказывания на фоне неуверенности и бесцеремонности, которые подобны печали изгнанника и дерзости бродяги.

Так Л.В.Тимофеев говорит о том, что «эссе родилось из сочетания плохой, бессистемной философии, плохой, отрывочной беллетристики, плохого, неоткровенного дневника – и при этом вдруг оказалось, что именно в своей нерадивости этот жанр необычайно гибок и особенно хорош. Получается, что лишенный тяжелого наследственного обрамления, эссе, как всякий безродный или плебей, лучше других приспосабливается к бесконечно меняющимся условиям жизни, к разнообразию пишущих личностей, чем  жанры, ведущие свое родство от самой глубокой древности» [19, C. 210].

Выходит, эссеизм – смесь разнообразных недостатков и незаконченностей, внезапно дающих обозреть ту область целого, которая решительно ускользает от жанров более определенных, имеющих свой идеал совершенства, например, поэма, роман, трагедия и так далее, и потому отрезающих все, что не вмещающих в его рамки.

Таким образом, в эссе соединяется бытийная достоверность, идущая от дневника, мыслительная обобщенность, идущая от философии, образная конкретность и пластичность, идущая от литературы.

При этом некоторые ученые сходятся к мысли о том, что эссе возникло в литературе как жанр не на пустом месте, а просто пополнило собой ту область знания и выражения, которая раньше принадлежала мифу. И получается, что исторические корни данного жанра как рода литературы настолько глубоко уходят вглубь, что возникнув заново в XX веке, эссе кажется безродным, отсеченным от традиции родом современной литературы.

«На самом же деле эссе устремляется к тому единству жизни, мысли и образа, которое известно изначально, в синкретической форме, укоренялось в мифе. И лишь потом, на много позднее, эта цельность мифа разделилась на три больших, вновь и вновь ветвящихся древа: житейское, образное и понятийное» [24, C.504].

Или же можно назвать эти ветвления по-другому: описательно-документальное, по факту совпадающее и житейским, художественно-фантазийное, которое отождествляется с образным и философско-мыслительное, отображающееся в понятийном древе мифа. Получается, что тоненькая веточка эссеистики, пробившись сквозь эти три огромных разветвления мифа, вдруг, окрепнув, дальше вытягивается и разрастается, оказавшись преемницей главного ствола.

Именно эссе стало средоточием той жизнемыслеобразной цельности, которая давно уже раздробилась в прочих, дальше и дальше расходящихся отраслях знания.

В конце XIX – начале XX века опыты целостного духовного созидания все чаще выливаются именно в эссеистическую форму. «Так, например,у Ф. Ницше и М.Хайдеггера эссеистической  становится  философия,  у Т. И. Манна, Р. Музиля – литература, у Г.И.Марселя , В.Розанова– дневник» [24, C. 504].

Таким образом, постепенно уже не периферийные, но центральные для культуры явления приобретают оттенок эссеистической живости, беглости, непринужденности, недосказанности. «Именно отсюда растет тяга к мифологической ценности, которая в эссе дана не как осуществленность, а как возможность и влечение» [23, C.390].

Почти все новейшие образы-мифологемы: «Сизиф» у А.Камю, «Доктор Фауст» и «Волшебная гора» у Т.Манна , «Полет» и «Цитадель» у А. Сент-Экзюпери – порождены эссеистической манерой письма: отчасти размышляющей, отчасти живописующей, отчасти исповедующейся и проповедующей, то есть стремящейся извести мысль из бытия и провести в бытие.

Впоследствии в русло эссеизма вливаются полноводнейшие течения литературы и философии, отчасти даже науки XX века.

Так основные понятия и дальнейшее развитие теории жанра эссе и его статуса в современную эпоху происходит в 70 – 80-е годы XX века в трудах отечественных (В.И. Березкина, М. Эпштейн, Н.И. Бушманова, Е.П. Зыкова) и зарубежных (Г. Гуд, К. Де Обаддиа, Т. Шевалье) ученых.

Исследователи спорят о жанровых разновидностях эссе, о его границах с научным трактатом и художественно-образным повествованием, но сходятся в том, что в центре эссе всегда стоит личность автора. Внутрижанровая типология эссе строится в соответствии с классическими разновидностями: личностное эссе, путевое, литературно-критическое, политическое функционируют в настоящее время как совокупность множества разнообразных форм.

Так единодушно жанровыми признаками эссе признаются: малый объем, произвольность темы, незавершенность, гибридность, изменчивость, сиюминутность, непредсказуемость, спонтанность. Все эти свойства удивительно созвучны постмодернистской эстетике, что и предопределило особую востребованность жанра эссе в постмодернизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Место эссеистики в творчестве Джона Фаулза

Вообще в литературном творчестве Фаулза можно выделить три основных периода. В 1960-е годы Джон Фаулз создает эссе-манифесты, которые используются в основном для создания публичного образа «великого писателя» о себе самом. Например, «Мои воспоминания о Кафке» (1970), написанное в духе эссе-манифестов, Фаулз использует имя Кафки как пример узнаваемости индивидуального стиля (почти только это и помнит о нем Фаулз, так что название эссе – его очередная шутка). Эссе подводит итог многолетним размышлениям автора о проблеме стиля, о проблеме обретения писателем уникального, узнаваемого «голоса». Фаулз дает своеобразное теоретическое обоснование своей игре различными стилями и литературными конвенциями, впервые реализованной в романе «Женщина французского лейтенанта» (1969). В 1970-е – 1985 годах появляются литературно-критические эссе о других писателях. В эссе «Харди и старая ведьма» (1977) Фаулз дает свой вариант теории о природе творческого импульса, основанной на фрейдистской концепции Эдипова комплекса. По мнению писателя, утрата младенческого единения с матерью порождает у людей артистического склада постоянное, сродни наваждению, стремление отыскать ее в других женщинах, либо недоступных, либо даже воображаемых. Отсюда состояние одержимости, сопутствующее творческому процессу. Отсюда же постоянное чувство невозвратимой утраты, характерное, по мнению Фаулза, для многих крупных романистов, и в немалой степени для Томаса Харди. Эти очерки погружают читателя в сущность творческого процесса. После 1985 года у писателя жанр эссе становится не просто главным, а единственным в творческом пути автора. При этом эссе уже вбирает в себя все писательские интересы, которые Фаулз не смог реализовать в жанре романа.

При этом многие ученые сходятся во мнении о том, что по своей форме сборник «Кротовые норы», как и всю эссеистику в целом, можно описать метафорой мозаики: обнаружение сквозных тем и символов, повторяющихся персонажей и эпизодов. При этом все возможное разнообразие тем объединяется единым – личностью автора.

Нужно отметить тот факт, что в жанровом разнообразии всех эссе у Фаулза доминирует личностное. Автобиографическое эссе у него является исключительно писательской, профессиональной автобиографией, зато личностное начало окрашивает прочие жанровые разновидности эссе: путевое, литературно-критическое, политическое и «экологическое» эссе.

Форма эссе в творчестве Фаулза со временем эволюционирует от строгой выстроенности, собранности в сторону все большей свободы, расслабленности. После ухода из романистики в эссе возрастает доля литературно-игрового начала.

Информация о работе Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые норы»