Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые норы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:01, реферат

Описание работы

Джон Фаулз – английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Все его произведения, особенно романы, чрезвычайно разнообразны не только по содержанию, но прежде всего, по своей форме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие эссе.……………………………………………………….5
1.1.Понятие эссе в литературе в целом.…………………………….....5
1.2.Место эссеистики в творчестве Джона Фаулза.…………………..9
Глава 2. Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые норы».……………………………………………………………………………...11
2.1.Сборник Джона Фаулза «Кротовые норы».……………………..11
2.2. Тема искусства в сборнике «Кротовые Норы».…………………15
Заключение.…………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Faulz_nory.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

О чем бы Фаулз ни писал в своих эссе, он пишет в итоге о себе самом, в сущности, всегда работает над своим образом как писателя, комментирует собственное художественное творчество. Получается, что через постоянную саморефлексию Фаулз в своих эссе движется к самопостижению.

Эссеистика Джона Фаулза (в частности «Кротовые норы») дает наиболее полное представление о самой личности Фаулза. При этом, взятая сама по себе, эссеистика дает уникальный по полноте доступ в творческую лабораторию самого автора.

Еще относительно недавно считалось, что «золотой век» английского эссе остался в прошлом и продуктивный период в истории жанра завершился в начале XIX века. Однако это далеко не так. И эссеистическое наследие Фаулза служит тому подтверждением.

 

 

2. Тема искусства  в эссеистике сборника Джона  Фаулза «Кротовые норы»

2.1. Сборник Джона Фаулза «Кротовые норы»

По своему композиционному строению сборник эссе «кротовые норы» направлен на то, чтобы показать все стороны, грани и аспекты различных интересов Фаулза, питавших его творчество. Книга состоит из 32 эссе, которые разбиты на пять тематических разделов (четыре раздела эссе и один раздел интервью). При этом, внутри каждого из разделов, очерки располагаются в хронологической последовательности.

Так же необходимо отметить тот факт, что перед включением в сборник часть оригинальных текстов была переработана самим Фаулзом. Автор сам отредактировал свои работы, тем самым получив возможность еще сильнее воздействовать на сознание простого читателя.

Первый раздел из сборника называется «Автобиографическое: писательство и я», куда вошли произведения с 1964 года по 1997. Автор не случайно так подбирает тексты. Это позволяет проследить всю эволюцию изменений в мировоззрениях и жанровых формах эссе, начиная с самого раннего периода творчества Фаулза и заканчивая завершающим этапом.

Первую жанровую разновидность эссе Фаулза можно обозначить как эссе-манифесты. К яркому примеру подходят «Я пишу, следовательно, я существую» (1964) и «Клуб "Дж.Р. Фаулз"» (1995)

Оба эссе своим предметом имеют писательское «я» Джона Фаулза, из которого элиминированы любые реальные автобиографические сведения, которые могли бы установить взаимосвязь между Фаулзом-писателем и Фаулзом-человеком. Оба текста соответствуют параметрам личностного эссе и базируются на свойственной жанру логике аналитического конструирования личности. «При этом более позднее произведение «Клуб "Дж.Р. Фаулз"» является и более изощренным с литературной точки зрения, и экспериментальным с точки зрения жанра, поскольку строится на принципе не утверждения чего бы то ни было, а опровержения всего, что было сказано автором о себе самом прежде» [9, C.25].

Так же в этом разделе у Фаулза присутствуют эссе - дневниковая запись. Например, «Заметки о неоконченном романе» (1969) и «Что стоит за "Магом"» (1994).

Здесь впервые в качестве подтверждения правдивости всего того, что автор говорит о своем творческом процессе, выступают цитаты из «Дневников», которые Фаулз приводит в тексте эссе. Главной задачей этих эссе становится исследование психологических основ творчества писателя. При этом в текстах нет чего-либо подробного из жизни писателя.

При этом, можно так сказать, что эти эссе дополняют другие произведения очень целостно и органично, так как все рациональное очень эффектно окутывается особой тайной творческого процесса.

Так же есть у Фаулза и так называемые путевые эссе, которые представляют собой сложные синтезы личного с попутными заметками в пути. Однако, в этих произведениях взгляд писателя направлен не во вне, как это принято в путевых заметках, а во внутрь себя. По-прежнему в тексте преобладает сугубо субъективное начало, которое переплетается с концентрацией автора на своем внутреннем мире.

К путевым эссе можно отнести «Франция современного писателя» (1988) и «Греция» (1996).

Второй раздел книги называется «Культура и общество». Произведения, вошедшие в эту часть сборника, можно классифицировать, как политические эссе.

Сам автор был далек от политики, но его эссе, особенно «Быть англичанином, а не британцем» (1964) и «Фолклендские острова и предсказанная смерть» (1982), отличаются особой социальной остротой и необычайной злободневностью. При этом сам текс обогащен психологизмом и гуманистической направленностью.

Так эссе данного раздела построены около проблемы национальной идентичности Англичан и Британцев, которая особо остро встала перед людьми после распада Британской империи.

При этом, как отмечает Н.Ю.Жлуктенко в своей книге «Проблемы гуманизма в прозе Джона Фаулза. Литература Англии. XX век», «тема национального самоопределения является сквозной в творчестве Фаулза. Да и сам писатель находится в неком пограничном состоянии своей собственной идентификации между исконной английскостью и «иной» национальной относительностью: французской, греческой, американской» [11, C.136].

Третий раздел сборника «Кротовые норы» называется «Литература и литературная критика». В этот раздел вошли произведения, написанные Фаулзом в период с 1970 года по 1992 год. По форме эссе напоминают литературно-критические зарисовки, которые выступают как «истинно писательские, субъективные, и на научность не претендующие» [22, C.21]. Но это только по форме, так как настоящим объектом исследования становится сам Фаулз, а главной темой – глубокое самопознание.

Так же по жанровой принадлежности эссе, вошедшие в раздел «Литература и литературная критика» можно классифицировать как эссе-предисловие, заказное эссе для критического сборника, эссе-психологический портрет писателя, эссе-рецензии. При этом нужно отметить тот факт, что автор прекрасно владеет всеми этими разновидностями эссе, но иногда у читателя создается впечатление, что Фаулзу как бы скучно следовать классическим нормам. И тогда получается своеобразная жанровая игра с разнообразными концепциями исторической точности, объективности и последовательности в их неповторимой авторской интерпретации.

В эссе, которые включены в третий раздел сборника «Кротовые норы», Фаулз занимается тщательным анализом конкретных технических проблем, возникающих при работе над книгой, глубоким исследованием особенностей психологии творческой личности, — «но прочие писатели и их произведения становятся для автора, прежде всего, зеркалом, в котором отражаются и его собственные проблемы творческого терзания…»[9, C.86].

В четвертый раздел сборника «Кротовые норы» вошли эссе с 1970 по 1995 года. Раздел получил название «Природа и природа природы». В него вошли в основном поздние эссе писателя, где автор «ограничивается соображениями о месте экологической проблематики в своей эссеистике» [21, C.154].

Несмотря на всю непохожесть, на первый взгляд, форм повествования в этом разделе, проблематика эссе остается одна и та же – экономические проблемы в западном обществе, которые социально и экологически обусловлены. Фаулз, формально противопоставляет англичан и американцев по их историческим, экономическим, социальным, культурным и экологическим критериям, в действительности показывает читателю свою оппозиционность взглядов по отношению к обоим народам, как людям, не желающим охранять и сохранять живую природу.

Пятый раздел книги – «Интервью» не является разновидностью эссеистики, и включает в себя интервью писателя канадской преподавательнице английского языка Дианн Випон под названием «Дьявольская инквизиция: Джон Фаулз и Дианн Випон».

Фаулз никогда не ограничивал себя одним жанром, он пробовал свои силы в новелле, поэзии, драматургии. Но именно в эссе, в силу его жанровой природы, писатель смог прямее, чем где бы то ни было, поговорить с читателями о том, что больше всего занимало его воображение на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

 

 

2.2. Тема искусства  в сборнике «Кротовые Норы»

Тема искусства в сборнике Джона Фаулза «Кротовы норы» является одной из сквозных тем. Какое бы эссе мы не взяли, какой бы раздел книги не открыли – всегда встретишь, так или иначе, отсылки к теме искусства. Даже в тех эссе, которые на первый взгляд далеки от прекрасного.

Например, для того, чтобы показать разность межу понятиями «англичанин» и «британцев» автору приходится, так или иначе, обращаться к теме искусства.

Да и в размышлениях о природе природы писателю тоже приходится обращаться к теме прекрасного для того чтобы сохранить природу в первозданном, нетронутом виде – это не просто особое умение людей, это самое настоящее искусство.

Так уже в первом разделе сборника «Кротовые норы» читатель встречается с образным осмыслением действительности, которая проходит через призму авторского понимания, через душу писателя и его сознание. Через понятие искусства, как способ познания отражающихся интересов автора, его картины восприятия мира, а так же духовной культуры писателя читатель, открыв сборник эссе «Кротовые норы» приходит к результату деятельности искусства в масштабах всего общества – к художественному произведению.

В эссе, объединенных первым разделом «Автобиографическое: писательство и я», Фаулз рассказывает о своих романах, как жанре литературы. Можно сказать, что данные очерки, своего рода критика самого автора, которая очень органично дополняет и точно характеризует, описанные в ней произведения. Обратившись к эссе, данной группы, читатель поймет все то, что может быть осталось не досказанным или не понятым при прочтении романов Джона Фаулза.

При этом автор рассказывает и о том, как он пришел к писательству, и про то, что муки творчества терзают и его: «Вдохновение, общение с музой – это как телепатия… Не зная, что хуже – обладать словом и не иметь идей или наоборот. Думаю, все-таки первое хуже, а второе – как раз мой случай» [22, C.34-35].

Фаулз высказывает свое мнение о том, что в его понятии британский роман, и что такое английский роман и чем они оба отличаются, по мнению автора, друг от друга. При этом есть в эссе и авторские размышления о том, что такое роман, и как следует понимать этот жанр с точки зрения литературоведения: «Роман – свободная форма. В отличие от пьесы или киносценария он не имеет ограничений, помимо языковых. Роман – что поэма: он может быть тем, чем хочет. В этом его падение и слава; и это объясняет, почему оба эти жанра так часто используются ради достижения свободы в иных областях – социальной и политической» [22, C.55].

Через искусство автор рассказывает про свое отношение к окружающей его действительности, к чопорности англичан, которая порой доходит до некоей крайности и абсурда. Так Фаулз осуждает всевозможные клубы джентльменов, которые по факту не приносят ни какой пользы обществу, а существуют лишь из-за некой сложившейся веками, глупой, по мнению автора, традиции: «…Мой отец, соблазнившись названием клуба, по глупости записал меня туда еще до моего рождения. А многие из моих собратьев по клубу никогда ни одного добрым словом друг с другом не обмолвились…» [22, C.126-127].

При этом Фаулз в своем эссе «Клуб "Дж.Р. Фаулз"» (1995) дает очень яркие и меткие характеристики людям, собратьям по общению и по письменному цеху авторов различных произведений, например, писателей, поэтов. «Один болван, вообразивший себя писателем. Еще один притворяется феминистом. Хотел бы я хоть разок увидеть его с пыльной тряпкой в руках или с утюгом. Еще парочка полагает, что они оба великие натуралисты и знают все про естественную историю: один из них вроде бы ученый, а другой вроде бы поэт. Можете себе представить!» [22, C.127]

Фаулз в своем эссе «Заметки о неоконченном романе» приводит примеры того, как взаимодействует в современном искусстве кинематография и литература. Автор указывает на то, что у многих обывателей складывается ошибочное мнение о том, писатели специально пишут свои произведения (в частности романы) только лишь для того, чтобы их впоследствии экранизировали.

Так же писатель указывает на то, что он не разделяет мнение большинства о том, что жанр романа в современном искусстве литературы приходит в забытие и «приобретает «культурный» статус лишь для меньшинства» [22, C.56].

Фаулз высказывает мнение о причинах замены классической традиции в литературе на модерн и постмодерн не только в жанре романа, а также причины упадка романа, написанного в жанре классической традиции.

«С чего это я вдруг взялся за роман? Дело в том, что в последние пятьдесят лет роман вытесняется из жизни, не важно, в силу каких причин. Обстоятельства навязывают нам вытеснение романа. Романисты не виноваты. В XVIII, как и в XIX веке роман совсем недалеко – лишь на один шаг – ушел от жизни. Однако с пришествием кино, телевидения и звукозаписи он отступил уже на два шага» [22, C.63].

Фаулз говорит о том, что киносценарий – это тоже своего рода искусство, но это не литература, и уж тем более не роман. Но киносценарий тесно взаимодействует с таким жанром литературы, как роман, так как многие формы человеческого опыта можно описать лишь по средствам, которые используются писателями только в романе.

Однако, для романа характерным остается то, что между читателем и писателем необходимо сотрудничество, которое отсутствует в киносценарии.

А в эссе «Предисловие к сборнику стихов» Фаулз продолжает развивать тему кризиса современного романа и приходит к мысли о том, что основной причиной является форма романа, которая «по сути своей некая игра, искусная уловка, позволяющая писателю играть в прятки с читателем» [22, C.64].

Так же Джон Фаулз рассказывает читателю его эссе о том, что он вкладывает в понятие мужчины и женщины в своих романах. Так получается, что женщину писатель отождествляет с реальностью, теплой действительностью, которая всегда доминирует над мужчинами – чем-то искусственным и холодным. Но именно мужчина является основным генератором идей.

Эти заметки являются чрезвычайно важными для читателя, так как дают дополнительные сведения о героях иных произведений Фаулза, что позволяет существенно расширить понимание не только сюжета, но и основных событий, описанных в романах писателя.

Фаулз – писатель, но он не причисляет себя к классу великих. Однако через призму собственного понимания рассказывает читателю о том, как происходит его приобщение к искусству владения пером. Для него не чужды муки творчества, переживания по поводу издания произведения, мысли о дальнейшей судьбе своих изданных вещей.

Так же автора беспокоит тот факт, что в современном мире стираются традиции национальностей, особенно на территории Европы, и не только. Это может стать серьезной проблемой при самоопределении нации в будущем.

В эссе из сборника «Кротовые норы» Фаулз формирует свое творческое кредо как гуманиста-экзистенциалиста, который искренне убежден в социальной и эстетической значимости литературы не только для отдельных направлений культуры, но и для общества в целом.

Информация о работе Тема искусства в эссеистике сборника Джона Фаулза «Кротовые норы»