Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 00:35, Не определен
Актуальность данной работы предопределена возрождением православной культуры в России. Ведь без знания основ христианства невозможно понять корни современной цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных эпох и народов, русскую культуру. В последнее десятилетие все мы наблюдаем всеобщее оживление религиозной жизни. А также в наше время можно заметить, что люди зачастую прибегают к изучению вопросов веры.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА
61
Социально - гуманитарных наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Доцент, кандидат культурологии, доцент. |
Н.В.Выжлецова | |||
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ |
Символизм православной иконы (на примере «Троицы» А.Рублёва) |
по дисциплине: Искусство и литература |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГР. | 8758 | А.В.Теняева | |||
подпись, дата | инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2009
Содержание:
Введение
Икона является
своего рода окном в духовный пир. Отсюда
ее особый язык, где каждый знак - символ,
обозначающий нечто большее, чем он сам.
При помощи знаковой системы икона передает
информацию так же, как письменный или
печатный текст передает информацию, используя
алфавит, который тоже не что иное, как
система условных знаков. Язык иконы постичь
не намного труднее, чем любой из существующих
языков, например, иностранный, но современному
человеку он кажется более сложным в силу
того, что на наше эстетическое восприятие
сильное влияние оказали реализм и кинематограф,
с их тотальной иллюзорностью. Искусство
иконы полностью противоположно этому
- икона аскетична, сурова и совершенно
антииллюзорна. Икона - это откровение
о новой твари, о новом небе и новой земле,
поэтому она всегда тяготела к принципиальной
инаковости, к изображению иноприродности
преображенного мира.
Актуальность данной работы предопределена возрождением православной культуры в России. Ведь без знания основ христианства невозможно понять корни современной цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных эпох и народов, русскую культуру. В последнее десятилетие все мы наблюдаем всеобщее оживление религиозной жизни. А также в наше время можно заметить, что люди зачастую прибегают к изучению вопросов веры.
Вопросам исследования данной темы посвящено немало работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер и не встречается каких-либо разногласий во мнениях. Всё очень четко и однозначно. Либо описание только каких-то отдельных цветов, либо только света, либо краткий анализ иконы.
В своей же работе я хочу наиболее полно и четко проанализировать все символы икон и более подробно рассмотреть икону Рублева «Троица».
Для достижения поставленной цели, требуется решение следующих задач:
Глава 1: Символизм православной иконы
Слово "символ" имеет древнегреческое происхождение и первоначально обозначало не только средство выражения, но и тайну бытия. Символ раскрывает предмет через образ и подобие, указывающее на нечто, превышающее самый образ; подразумевает большее, чем его очевидное и непосредственное значение, выходящее за его границы.
Символ нельзя понять до конца и рационально осмыслить, в однозначной логической форме. Символ можно только интерпретировать, и сама интерпретация останется символом, чуть более рационализированным.
Специфика христианского символа, как считает С.А. Аверинцев, в том, «что он есть знамение, требующее веры, и одновременно "знамя", требующее верности как ответ на призыв Бога.» [1] Богословие церковного искусства рассматривает символику иконы как проявление мистического реализма, поскольку символ не указывает на какую-то действительность, но есть сама эта действительность. Он не обозначает какие-то вещи, но сам есть эта явленная и обозначенная вещь. Символические изображения в раннехристианской живописи, барельефе и скульптуре, в предметах прикладного назначения послужили определенной ступенью в развитии художественного языка священных изображений. Само понятие символ, помимо своего основного значения определяется и как соединение, связь, как часть предмета или понятия, дополняющая его до целого. Поэтому можно сказать, что раннехристианские символические изображения - связующее звено церковного искусства первых веков со священными изображениями нашего времени; именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописании будет осознано как образ и первообраз. Как уже было сказано, с позиции христианской эстетики икона является указанием на самую высшую небесную красоту, которая не может быть адекватно передана через линии и краски, но присутствует и звучит в символах.
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Краски иконы имеют иное значение, чем краски картины - они символичны. В картине цвет принадлежит предмету или событию. Он является средством выражения душевного состояния или объемной видимости предмета. В картине цвет - атрибутика объекта. В иконе - символ. Когда-то, на рубеже столетий, открытие иконы произвело настоящую сенсацию именно благодаря удивительной яркости и праздничности ее красок. Иконы в России называли "черными досками", поскольку древние образы были покрыты потемневшей олифой, под которой глаз едва различал контуры и лики. И вдруг однажды из этой темноты хлынул поток цвета! В иконе красоте всегда предшествует смысл, вернее, целостность христианского мировосприятия делает эту красоту осмысленной, давая не только радость глазам, но и пищу уму и сердцу.
Блеск золота - символ божественной славы, и это не аллегоризм, а адекватное выражение. Потому что золото излучает свет, но в то же время его светоносность сочетается с непроницаемостью. Эти свойства золота соотносятся с тем духовным бытием, которое оно предназначено выражать, или со значением того, что оно призвано символически передавать, то есть свойства Божества. «Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.» [2]
С золотом,
испытанном в горниле, Писание сравнивает
мучеников, пострадавших за Христа. "О
сем радуйтесь, поскорбев теперь немного,
если нужно, от различных искушений, дабы
испытанная вера ваша оказалась драгоценнее
гибнущего, хотя и огнем испытываемого
золота, к похвале и чести и славе в
явление Иисуса Христа" [3] . Таким образом, золото
оказывается символом пасхального торжества
души, символом преображения человека
в огне страданий, испытаний. Вместе с
тем золото может символизировать чистоту
девства и царственность.
Рис. 1 Икона Владимирской
Божией Матери
Белый цвет (он же - свет) - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и непорочности. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога, зло и смерть. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Рис. 3
Сошествие во ад
Зеленый цвет - природный, живой, цвет травы и листьев, цветения, юности. Зеленым цветом пишут землю, он присутствует там, где начинается жизнь - в сценах Рождества. Также зеленый - цвет преподобных. Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это так же цвет Святого Духа, цвет надежды.
Красный и синий цвет составляют антиномическое единство. Как правило, они выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют. Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого) цвета и синий гиматий. Через эти цвета выражена тайна Боговоплощения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет; синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, как соединены в Нем две природы, божественная и человеческая, ибо "Он есть совершенный Бог и совершенный Человек". Цвета одежд Богоматери те же - красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, поверх которого красный (вишневый) плат. Небесное и земное в ней соединены иначе. Если Христос - Предвечный Бог, ставший человеком, то она - земная женщина, родившая Бога. Богочеловечество Христа как бы зеркально отражено в Богоматери.
Рис. 4 Икона Господа
Иисуса Христа
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
В иконе живут рядом два мира - горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». «Дольний» (от слова «дол», «долина») - то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом.
Ещё один
немаловажный аспект, относящийся к цвету
в иконе – это сгущенный и разреженный
цвет. Разреженный цвет указывает на невесомость,
воздушность, а иногда на духовность. Сгущенный
цвет на прочность, крепость, иногда на
энергетический центр. Сгущенный цвет,
лишенный полутонов, также символ интенсивного
переживания. Контрастные цвета подчеркивают
структурную четкость, заполненность
форм, указывают на ее композиционную
завершенность. Полутона предполагают
незавершенное движение, переход одного
состояния в другое и объемность.
Итак, из
всего этого можно сделать вывод о том,
что в каждой иконе решение цвета бывает
разным и определить его точный смысл
можно только исходя из сюжета самой иконы.
Также, символика цвета подчеркивается
другими изобразительными средствами.
Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует
тот или иной цвет, надо ориентироваться
не только на общепринятую тенденцию,
но и на смысловой и композиционный контекст
каждой конкретной иконы.
Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно.
Как в святоотеческих писаниях, так и в житиях святых мы часто встречаем свидетельства о свете, которым сияют лики святых в момент их высшего прославления, подобно тому, как сияло лицо Моисея, когда он сошел с Синайской горы, так что он должен был покрывать его, потому что народ не мог выносить этого сияния. Это явление света икона передает венчиком или нимбом, который и является совершенно точным наглядным указанием на определенное явление духовного мира. Свет, которым сияют лики святых и который окружает их голову, как главную часть тела, естественно имеет сферическую форму. Так как свет этот, очевидно, прямо изобразить невозможно, то единственным способом живописно передать его и является изображение круга, как бы разреза этого сферического света. Дело не в том, чтобы водрузить венец над головой святого, как иногда в римо-католических изображениях, где этот свет является своего рода световой короной, то есть прилагаемым извне, а в том, чтобы указать на сияние его лика. Нимб - это символическое выражение определенной реальности. Он необходимый атрибут иконы, необходимый, но недостаточный, ибо им пользовались для выражения не только христианской святости. Язычники так же изображали с нимбом своих богов и императоров, очевидно, чтобы подчеркнуть, по своему верованию, божественное происхождение последних. Итак, не одним только нимбом отличается икона от других изображений; он - только иконографический атрибут, внешнее выражение святости.
Информация о работе Символизм православной иконы (на примере «Троицы» А.Рублёва)