Русская история в полотнах В. Сурикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения данной работы является история государства Российского, воссозданная на полотнах Василия Сурикова. И она совсем не походила на историю античной древности, которой тогда увлекались художники-академисты. Их картины принадлежали к классическому искусству и напоминали театральные постановки на классические темы. Сила выразительности произведений Сурикова заключалась в другом: его картины не оставляли у зрителя ни тени сомнения в том, что автор был действительным свидетелем событий далекого прошлого. Патриотическое, правдивое творчество Сурикова. Верящего в духовные силы своего народа, стало новым этапом в мировой истории живописи. В этом заключается актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 588.31 Кб (Скачать файл)

Государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»

 

Кафедра____________________________

Полное название

 

Курсовая  работа

На  тему:

«Русская история в полотнах В. Сурикова»

                                         

студента (ки) ____3____ курса

отделения заочного обучения

__________________ факультета

(специальность   «____________»)

                                                        № зачётной книжки

                                                    Домашний адрес

                                                                    _______________________

С указанием  индекса

                                                                                  Научный руководитель:

Ф.И.О._____________________

Город

год

 

Введение

 

Историческая живопись во второй половине XIX века была не очень  популярна. Это было время передвижных  выставок, эпоха русского реализма Репина, Перова, Крамского…

«Суриков... Создатель грандиозных  картин-эпопей, шекспировских по накалу страстей и мощи характеров героев. Его монументальные полотна необъятны, как мир! В них мы слышим говор тысячных толп, грохот сражений, в них гудит набат и раздаются стоны мятежных стрельцов. До нашего слуха доносятся вольные песни разинских ватаг и звон цепей опальной боярыни Морозовой. Мы любуемся богатырской красой русской природы, ширью могучих рек, напевной удалью былинных сказов. Глядя на полотна Сурикова, ощущаем истинного героя истории - Народ! Явственно, без единой утайки показывает нам мастер всю драматичность, порою трагедийность страниц русской национальной летописи. Всю меру страданий людских, страданий народа, который отвечал за все и за всех» [1] – так И.В.Долгополов начинает главу о великом мастере в своей книге «Новеллы о художниках».

Объектом изучения данной работы является история государства Российского, воссозданная на полотнах Василия Сурикова. И она совсем не походила на историю античной древности, которой тогда увлекались художники-академисты. Их картины принадлежали к классическому искусству и напоминали театральные постановки на классические темы. Сила выразительности произведений Сурикова заключалась в другом: его картины не оставляли у зрителя ни тени сомнения в том, что автор был действительным свидетелем событий далекого прошлого. Патриотическое, правдивое творчество Сурикова. Верящего в духовные силы своего народа, стало новым этапом в мировой истории живописи. В этом заключается актуальность данной темы.

Большой интерес для изучения полотен Сурикова представляет книга  Владимира Семеновича Кеменова «Историческая живопись 1870 – 1880 г. В.И.Суриков». Он стремился проследить, как формировался и созревал могучий талант Сурикова, и подробно рассмотрел первые три его гениальных произведения. Вот что он пишет: «Раскрытие истории России как истории трагических столкновений есть общая черта, характерная для произведений Сурикова 80-х годов; в это время мысль художника приводит его к образам, показывающим русский народ в его внутренних противоречиях».

С 1878 по 1888 год Суриков  написал три свои самые известные  картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков  в Березове» и «Боярыня Морозова». Они объединены идейным и смысловым  содержанием, историческим временем (XVII – начало XVIII века), образуя своеобразную трилогию. Суриков не добивался этого  сознательно, он почти никогда не работал по заказу. Художник говорил, что не знает, почему у него возникала  идея того или иного произведения. Просто «приходила мысль и увлекала». В своих картинах Суриков не выступал как судья истории. Он страстно, выразительно и ярко передавал то, что «сам видел».

Цель данной работы –  изучить раскрытие истории Росси в полотнах Сурикова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Первый шедевр «Утро стрелецкой казни»

 

Суриков формировался как  художник в семидесятых годах XIX века, в период демократического подъема; он создавал свои произведения в период реакции восьмидесятых и девяностых годов, в условиях тяжкого общественного  гнета, который рождал страстный  народный протест. Обостренное восприятие художником социальной действительности и происходившей в ней борьбы обусловило глубину, напряженность  и силу переживаний героев его  исторических народных драм.

Первой значительной работой, в которой раскрылось яркое дарование  Сурикова как исторического живописца, была картина «Утро стрелецкой казни» (1878 – 1881). В этом произведении Суриков обратился к переломной эпохе русской истории — эпохе Петра I. Стрельцы (старое допетровское войско, которое Петр I заменил регулярной армией), ущемленные в своих интересах, неоднократно восставали.

В январе 1682 года правительство  Феодора Алексеевича решило ввести в стрелецком войскеструктуру, взятую у полков иноземного строя. Так что волнения в стрелецкой среде имели свои внутренние причины и возникли вне всякой связи с династической борьбой двух дворцовых групп. В феврале стрельцы подали царю челобитную на своего полковника Богдана Пыжова; челобитников били кнутом и сослали. В апреле подана челобитная на полковника Семена Грибоедова; челобитника хотели  сечь кнутом, но стрельцы отбили своего выборного и собрали товарищей из других полков. Царь Федор умер на четвертый день после чилобитной на Грибоедова.

15 мая 1682 года Стрельцы  под звуки набата ворвались в Кремль, что бы найти и убить изменников. Два дня хозяйничали они во дворце, требуя выдать им Нарышкина. Наконец, 17 мая Стрельцы добились его выдачи. После чего они его убили. «Так, шаг за шагом стрельцы осуществляли желание Софьи и привели ее к власти» [3].

В последующие дни Стрельцы подают несколько челобитных. Все  что они потребовали было выполнено. Для официального и документального подтверждения того, что, они – не бунтовщики, а охранители царя и престола, Стрельцы подают еще одну челобитную 6 июня. Так закончился первый этап стрелецкого бунта.

Второй этап характеризовался связью стрельцов с раскольниками  и попыток раскольников при помощи силы стрелецкого войска добиться восстановления старой веры.

В 1698 году последний стрелецкий бунт, реакционный по своим целям (им пыталась воспользоваться старшая  сестра Петра царевна Софья, чтобы  завладеть престолом), был жестоко  подавлен. Расправа Петра со стрельцами отличалась исключительной жестокостью. Массовые казни начались в сентябре 1698 года, чередуясь с четырьмя розысками, продолжались в течении 1698 -1699 годов и захватили начало 1700 года. За это время было проведено одиннадцать массовых казней. Число казненных стрельцов превышало 1200 человек. Так закончилась кровавая расправа Петра со стрельцами.

К образу Петра I Суриков  обратился не впервые. В его картине  «Вид памятника Петру I на Сенатской  площади» (1870) Петр предстает перед  нами в виде романтически трактованного  «медного всадника» Фальконе. В «Утре  стрелецкой казни» дано более сложное  истолкование роли и деятельности Петра Первого. Твердо, сурово наблюдает Петр страшный ход событий. Но хотя образ царя намечен более бегло, чем образы стрельцов, он предстает перед зрителем не как злодей, а как свершитель тяжелого исторического долга. В его властном, непреклонном лице есть что-то трагическое. Нет черт злорадства и жестокости и в группе правой стороны. Сочувственно, грустно следит за развертывающимися драматическими сценами иностранец, а ведь, в представлении стрельцов, беды шли от иноземного засилья. Застыл в скорбном ожидании и старый боярин. Дать в исторической картине такое множество персонажей, довести до зрителя сложную гамму их переживаний, выделить главные, поразительные по исторической значимости типы под силу только могучему и созревшему дарованию.

Суриков в полной мере проявил  свой дар мастера композиции. Он сумел создать впечатление, будто  на его полотне сосредоточилась  громадная народная толпа, полная жизни  и движения. Между тем здесь  всего несколько десятков действующих  лиц; Суриков, однако, как блестящий  режиссер, заполнил ими огромную Красную  площадь. В частности, он достиг этого  композиционным приемом сближения  планов, сократив расстояние между  Лобным местом, храмом Василия Блаженного и кремлевскими стенами.

Взяв сюжетом своей  картины казнь стрельцов, Суриков  не показал, однако, самой казни. «…в самой картине отсутствуют кровавые сцены: художник хотел передать торжественность последних минут, а не саму казнь. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над толпой осужденных стрельцов и их семьями,  напоминает зрителю о том как много крови пролилось в то трагическое утро» [4]. Поразить зрителя кровавыми ужасами не входило в его намерения. Его задача была намного значительнее — страницу давней истории России он стремился прочесть, как трагическое повествование о народных судьбах в момент крутого исторического перелома. «Своей картиной Суриков показал, что то, что всегда безоговорочно принималось за идеал царствования и управления Россией, далеко не является идеальным, что пора отбросить в искусстве юбилейный глянец и правдиво воспроизвести жизнь, пора взглянуть на Петра и петровские реформы глазами народа, пора задумать о положении народа в Петровскую эпоху и о том,, какой ценой достигнуты были прогрессивные преобразования, пора посмотреть, к каким результатам они привели народ в последующее время» [3].

 

 

 

Глава II. «Меншиков в Березове»

 

К 1883 году относится следующая  значительная картина Сурикова - «Меншиков  в Березове». Темой исторической картины послужило падение в XVIII веке последнего яркого представителя Петровской эпохи. При жизни Петра I Александр Данилович Меншиков занимал место самого близкого к царю человека. Он проявил военный талант и большие государственные способности, но в то же время был безмерно алчен и честолюбив. После смерти императора Меншиков и его группа, опираясь на дворянскую гвардию, провозгласили императрицей жену Петра Великого - Екатерину. Меншиков и его группа фактически взяли власть в свои руки. Под председательством императрицы был создан Верховный тайный совет. «Стремясь упрочить свое положение, Меншиков решил объявить наследником императорского престола юного великого князя Петра Алексеевича и добился соответствующего завещания Екатерины I, содержащего условие. Что будущий император обязан жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре» [3]. 6 мая 1727 года Екатерина умерла. На следующий день Петр II был провозглашен императором. В тот же день Меншиков получил звание Адмирала, 12 мая – звание Генералиссимуса, а вместе с ним и полную власть над русским войском. 25 мая происходит обручение Марии с Петром II. Казалось бы, Меншиков достиг вершины могущества. Но в то же время все больше созревала неприязнь Петра. И случайная болезнь Меншикова дала Петру II свободу от строгой опеки. Быстро распространилась весть об опале Меншикова. 8 сентября Салтыков объявил ему об аресте. Вначале Меншиков был сослан в город Раненбург, куда прибыл 3 ноября1727 года с пышным поездом, окруженный толпой слуг. Вслед высланному продолжали наносить тяжелые удары. Все его имущество было конфисковано и отписано на имя Петр II.  8 апреля 1728 года был подписан указ о ссылке князя Меншикова с женой, сыном и дочерьми в Березов. Езда без шубы, скверная пища и отсутствие медицинской помощи по пути в ссылку привели к смерти жены Меншикова. В августе 1728  вместе с детьми он прибыл в Березов, городок на краю дикого и далекого Севера. Сначала они жили в остроге, а позже Меншиков построил маленький дом. Умер Меншиков  12 ноября 1729 года в 56 лет на руках своих детей. Вскоре за отцом умерла и Мария Меншикова.

В картине «Меншиков в  Березове» Суриков не показал  какого-либо события. «Перед нами как будто бы жанровая картина, воспроизводящая момент из быта одной семьи, а на самом деле в этом моменте раскрыты изменения, связанные с существенными переменами в жизни государства. Сидящие в комнате неподвижны, но в этой скованности чувствуется огромная внутренняя напряженность. Картина по видимости передает сугубо личные переживания несчастного отца и детей, а на самом деле «Меншиков в Березове» - подлинно монументальное произведение, где через личные судьбы четырех человек раскрыта историческая трагедия» - писал В.С.Кеменов, почувствовавший  в этой картине «тяжелую историческую поступь петровской эпохи».

Информация о работе Русская история в полотнах В. Сурикова