Колористические проблемы в творчестве А. Матисса (на примере «Танца»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ колористических особенностей в творчестве Анри Матисса. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить западноевропейское изобразительное искусство начала ХХ века.
2. Рассмотреть начальный этап в творчестве Анри Матисса и его становление как художника.
3. Изучить особенности зарождения нового художественного направления в западноевропейском изобразительном искусстве начала ХХ века – фовизма, основоположником которого стал А. Матисс.
4. Исследовать стиль и образы в творчестве Анри Матисса.
5. Раскрыть особенности колорита в творчестве А. Матисса на примере картины « Танец».

Содержание работы

Введение
1. Модернизм в изобразительном искусстве начала XX века
2. Биография и творческий путь Анри Матисса
2.1 Детство и годы учения А. Матисса
2.2 Становление художника
2.3 Фовизм в творчестве А. Матисса
2.4 Зрелое творчество
2.5 Творчество Матисса между двумя войнами
2.6 Позднее творчество художника
3. Образы и стиль в творчестве А. Матисса
4. Колористические проблемы в творчестве А. Матисса (на примере «Танца»)
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик Колористические проблемы в творчестве А. Матисса.docx

— 70.86 Кб (Скачать файл)

В 1907 Матисс много путешествует по Италии - посещает Венецию, Падую, Флоренцию, Сиену. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».

 Одним из первых распознал и оценил Матисса русский коллекционер С.И. Щукин. В 1908 году он заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно – «Купание, или Медитация» – осталось лишь в набросках. Произведения «Танец» и «Музыка» – вскоре приобрели мировую известность. В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии – огонь, землю, воздух.

Выставленные в парижском  Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал  эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно  Матисс посетил Москву, дал несколько  интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.

В зимние месяцы с 1911 по 1913 год  художник посещает Танжер (Марокко). Под  впечатлением поездки Матисс создает  марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912), приобретенный И.А. Морозовым.

 Впоследствии, подводя  итог своему марокканскому путешествию,  Матисс сказал: «Путешествия в  Марокко помогли мне осуществить  необходимый переход и позволили  вновь обрести более тесную  связь с природой, чего нельзя  было бы достигнуть с помощью  живой, но все же несколько  ограниченной теории, какой стал  фовизм».

Совершив поездки на север  Африки, в Алжир и Марокко, художник окончательно утвердился в мысли, что  его творческие поиски основаны не на голых теоретических измышлениях, а на природных законах: яркий  полуденный свет, «стирающий все детали и выявляющий основное», открывал чистые тона и чёткие контуры. Всю эту  красочную декоративность, включая  цветистые орнаменты арабских тканей и ковров, художник перенёс на свои полотна.

О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. То же можно  сказать и о графике. Его рисунки  пером просты и изысканны. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало».

 

2.5 Творчество Матисса между двумя войнами

 

 После Первой мировой  войны Матисс преимущественно  живет в Ницце. В творчестве художника происходит новый поворот. Он все больше отдает предпочтение рисунку, где можно творить легко и быстро. Произведения этого периода отмечаются приглушенностью тонов, мягкостью письма. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях, и появляется цикл «Одалиски»; интересуется мастерами рококо. 

В 1920 Матисс исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).; В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

2.6 Позднее творчество художника

 

Работа – самое главное  в жизни мастера, мысли о ней  не покидают его. В письме к известному писателю Л. Арагону художник пишет: «…В моем возрасте никогда не знаешь, не будет ли работа, которую делаешь, последней в жизни – и надо было сделать ее как можно лучше; уже нельзя отложить осуществление своей мысли на следующий раз…»

 В сороковые годы  художник много трудился над  портретами, которые всегда считал  своим призванием. В процессе  создания эскизов Матисс начал  использовать технику вырезок  из цветной бумаги («декупаж»), в которой исполнена серия «Джаз» (1944–1947).

В конце жизни Матиссу  посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе, над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист.

В 1951 г. Капелла чёток была освящена. Стоящее на холме здание сияет белизной, а его бело-голубая крыша похожа на небо с облаками. Венчает капеллу ажурный металлический крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Благодаря цветным витражам всё внутреннее пространство храма словно пронизано цветами неба.

Капелла была построена для  маленькой общины доминиканских  монахинь, однако с момента открытия она стала местом паломничества  туристов со всего мира. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.

 Несмотря на тяжелую  болезнь, почти все его произведения  последних лет светлы, оптимистичны  и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелой бессонницы, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска.

После смерти художника Л. Арагон писал о Матиссе: «Этого человека больше нет, но он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей, свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Образы и стиль в творчестве Анри Матисса

 

 Матисс работал в  разных жанрах и видах искусства  и использовал разнообразные  техники. В пластике, как и в  графике, он предпочитал работать  сериями (например, четыре варианта  рельефа «Стоящая спиной к  зрителю», 1930-40, Центр современного  искусства им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев  и пасторалей, музыки и музыкальных  инструментов, красивых ваз, сочных  плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров  и пестрых тканей, бронзовых статуэток  и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль  его отличается гибкостью линий,  то прерывистых, то округлых, передающих  разнообразные силуэты и очертания  («Темы и вариации», 1941, уголь,  перо), четко ритмизирующих его  строго продуманные, большей частью  уравновешенные композиции. Лаконизм  рафинированных художественных  средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные  созвучия, то равновесие локальных  больших пятен и масс цвета,  служат главной цели художника  — передать наслаждение от  чувственной красоты внешних  форм.

Техника живописи у Матисса  своеобразна и замечательна. Непрестанная работа над рисунком позволила Матиссу стать виртуозом кисти. Контуры на его картинах уверенно начерчены одним взмахом. Картины его часто похожи (особенно в репродукции) на рисунки кистью. Эффект их часто держится на мастерском, смелом штрихе.

Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в  “Девушке с тюльпанами”), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан  гладкой, однообразной фактурой. Если поверхность иных матиссовских картин может показаться сухой и однообразной, то это свидетельствует не о пренебрежении к материалу живописи, немыслимому у большого художника, но о своеобразной боязни насилия над материалом. Для Матисса, как декоративиста, особенно важна слитность картины с ее основой, холстом, белизна и строение которого учитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, о специфических особенностях и возможностях масляной живописи.

Особое значение имеет  прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в “Марокканце”, “Игре в мяч” и других вещах; цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более  тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления  света), или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и  др.). Матисс ограничивается матовой, жидкой живописью и не уделяет особого  внимания вопросам фактуры. Это несомненный  пробел в его творчестве, особенно если сопоставить его долголетнюю  упорную работу над цветовыми  контрастами, своего рода научную работу по исследованию психофизической реакции  на тот или иной контраст цвета. Матисса  не удовлетворяет система дополнительных тонов, открытая Делакруа, сведенная  в систему импрессионистами. Он ищет диссонансов, кричащих, резких созвучий.

В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х  годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк); произведения 20-х  годов, напротив, отличаются жизненной  непосредственностью мотивов, колористическим  многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски"). В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной  декоративности времени фовизма  с аналитически-чётким построением  композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк).

Творчеству Матисса в  целом присущ ряд общих черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённости  жизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону - мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель Матисса - увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911; "Натюрморт с раковиной", 1940; обе работы - в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Цельности и вместе с тем  живописного разнообразия Матисс достигает, прежде всего, осуществляя подлинную  и органическую связь между цветом и формой - линеарно-плоскостной. Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета, развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (“Обеденный стол”), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Не думая о деталях, Матисс схватывает самую ось движения, остроумно обобщает изгибы тела, дает цельность и закономерность членению форм. Рисунки Матисса, настолько остры, динамичны, упрощенны и лаконичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни с какими работами других прославленных рисовальщиков его времени [1, с.254].

Информация о работе Колористические проблемы в творчестве А. Матисса (на примере «Танца»)