Инвестиционный рынок Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2010 в 11:01, Не определен

Описание работы

Введение
1. Инвестиционная привлекательность Кыргызской Республики
2. Динамика инвестиций
3. Государство и инвесторы
Заключение

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный  рынок Кыргызстана. 

Введение :

  1. Инвестиционная привлекательность Кыргызской Республики.
  2. Динамика инвестиций.
  3. Государство и инвесторы.

Заключение: 

Введение:

На сегодняшний  день инвестиционной привлекательности  Кыргызской Республики угрожают несколько факторов. Во-первых, политическая нестабильность внутри государства, как субъекта международных отношений. Вот уже два десятка лет мы строим государство не с фундамента – экономики, а с политики – крыши. Отсюда и проблемы. Кому интересно вкладывать деньги в страну, где каждый пришедший к власти меняет правила игры, как того захочет его левая нога?

Вторая проблема – качество законов. У нас они, что признано давно, отстают от экономической  ситуации, которая меняется в мире едва ли не ежечасно. По идее, раз уж мы отказались от административно-планового  хозяйства (кстати, кто-нибудь объяснит внятно, зачем?), то законы в Кыргызстане  должны работать на защиту частной  собственности в рыночной экономике. И не имеет значения, что за собственность: пивной ларек или фабрика по выпуску  мужских трусов. Но наши нормативные  документы имеют массу юридических  неровностей. И ограничение прав собственников – далеко не самая  «убойная» из них. Юристы, кстати, сходятся во мнении: законы в Кыргызстане  не выполняются не потому, что граждане наши не хотят их исполнять, а потому, что их невозможно исполнить –  так они составлены, продуманы  и обеспечены.

В-третьих, так  называемое рейдерство. В Кыргызстане оно давно приобрело устойчивый характер. Причем пример подают сами властьимущие. Сначала был «зять всего кыргызского народа» Адиль Тойганбаев. Потом – «принц» Максим Бакиев. А теперь – временное правительство со своими проектами национализации. По сути, это ограбление. Но это слово очень уж некрасивое. Поэтому назвали это «возвращением незаконно приобретенных прежними властями в личную собственность объектов».

Четвертая проблема - зависимость судебной системы государства  от воров и взяточников. По итогам общественного опроса за 2008-2009 годы, взятки среди судей составляют до 85%.

Пятое - отсутствие контроля над эффективностью работы программ экономического развития и  целевого использования бюджетных  и инвестиционных средств. Ну и последнее - недостаточно выработаны психологические  и культурные нормы поведения  во взаимоотношениях «инвестор - государство». Последнее у нас имеет свойство вести себя так, будто все ему  должны. Зато оно не должно никому…

В общем, по всем этим причинам, инвестиционная привлекательность  Кыргызстана находится на нулевой  отметке. А тут еще смена власти и последующие за ней кровавые события явно не прибавили у инвесторов желания вкладывать сюда свои денежки. 

  1. Инвестиционная  привлекательность  Кыргызской Республики.

Общий анализ прямых иностранных инвестиций в сравнении I квартала 2009 года с аналогичным периодом 2008 года указывает прирост инвестиций на 15 процентов по всем видам экономической деятельности в Кыргызской Республике. Однако в настоящее время инвестиционный климат по итогам II квартала этого года имеет тенденцию к ухудшению. По предварительным прогнозам, фактор внутриполитической нестабильности в Кыргызстане в определенной мере будет влиять и на инвестиционную привлекательность в наилучшем случае в течение двух-трех лет, в наихудшем варианте – 5-7.

              Несмотря на то, что в 2009 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2008 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным.  Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития.  Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.

     В целом, несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы Кыргызстана  характеризуются неопределенными  перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая  недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского  хозяйства. Кроме того, страна не имеет  выхода к морю и во многом зависит  от экономических колебаний хозяйственных  комплексов соседних стран. Большой  проблемой является политическая нестабильность, которая провоцирует постоянные столкновения внутри элиты и перманентный процесс передела собственности. Все  это повышает политические и инвестиционные риски в стране, в первую очередь  для инвесторов из дальнего зарубежья. Что касается казахстанского бизнеса, то его наибольшая активность в Кыргызстане  была до 2007 года. Если в 2005 году объем  казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в  экономику республики, то в 2007-м он вырос до 46,6%. Объем вложений со стороны  инвесторов из Казахстана составил $151,4 млн. Эти средства были направлены преимущественно  в финансовую сферу и обрабатывающую промышленность. За последний год  резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую  промышленность. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.

     Конечно, финансовый и экономический кризис, заставил многие казахстанские компании пересмотреть свои планы. К тому же настораживают прецеденты, связанные  с конфликтами вокруг лакомых  кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны.  Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия.   

Инвестиционное  и торговое сотрудничество с Кыргызстаном   

Внутренние экономические  сложности у Казахстана привели  к некоторому охлаждению его инвестиционных и торговых отношений с самым  близким партнером по Центральной  Азии.

Казахстанские инвесторы выводят активы  

С 2005 по 2008 год казахстанские инвестиции в экономику Кыргызстана возросли более чем в 8 раз – с $16 млн. до $133 млн. в год (по данным Национального банка РК). На конец 2007-го общий объем инвестиций Казахстана в соседнюю республику (накопленный итог) составил $309 млн., на конец 2008 года – $474 млн. Относительно объемов казахстанской экономики эти цифры невелики, но для Кыргызстана наша республика в последние годы стала инвестором №1, занимая более 40% в общем объеме иностранных инвестиций в эту страну. Казахстанские инвесторы контролировали более 60% банковской системы Кыргызстана, владели активами в ключевых секторах промышленности и в энергетике. Все это дало основание говорить о высоких рисках экономической зависимости Кыргызстана от своего ближайшего соседа. Сегодня, когда в Казахстане избыток ликвидности сменился дефицитом, происходит реализация этих рисков.

После инвестиционного  бума в середине 2007 года инвесторы  резко сократили объемы вложений в экономику Кыргызстана, а в I квартале 2008 года начали выводить свои активы из этой страны.

Пока никто  из наших крупных инвесторов не сообщил  о продаже аффилированных компаний в Кыргызстане. Однако необходимо отметить, что, помимо притока капитала, существуют еще несколько факторов зависимости Кыргызской Республики от Казахстана:

1.    Объем киргизского экспорта в Казахстан только с 2000 года по 2007-й увеличился более чем в 3 раза – с $33 млн. до $116 млн. (по данным бишкекского Центра экономического анализа). В общем объеме экспорта КР доля нашей страны за это время возросла с 6% до 20%. Это произошло главным образом за счет поставок строительных материалов и потребительских товаров. Сейчас, когда многие стройки в Казахстане остановлены, а уровень потребительского спроса значительно снизился, часть киргизских предприятий потеряла свой основной рынок сбыта.

2.    По отдельным оценкам, киргизские трудовые мигранты в последнее время зарабатывали в России и Казахстане и переправляли на родину до $800 млн. ежегодно (эта сумма превышает общий объем иностранных инвестиций в КР). Многие гастарбайтеры сегодня вынуждены возвращаться домой, соответственно, повышается уровень безработицы и сокращается потребительский спрос в стране.

3.    Пока казахстанский капитал осваивался в Кыргызстане, киргизская буржуазия вкладывала деньги в Казахстан, в том числе в алматинскую недвижимость и другие спекулятивные инструменты, которые в итоге оказались замороженными. В целом в 2007 году инвестиции Кыргызстана в РК составили $67 млн. Впрочем, официальная киргизская статистика сообщает неплохие новости по итогам I полугодия 2008 года. По данным Нацстаткома КР, реальный рост экономики в стране без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения «Кумтор» (крупнейшего в стране производства, занимающего, по официальным данным, около 5% ВВП КР) составил 6,5 % (в I полугодии 2007 года – 11 %). Рост производства отмечен в сфере услуг (на 9,2%), промышленности (на 6%), строительстве (на 7,5%), сельском хозяйстве (на 2,9%). Производство промышленной продукции в реальном выражении возросло на 6% (в январе-июне 2007 года на 4,8%). Рост в основном был обеспечен за счет предприятий «Кумтора». Без учета «Кумтора» в промышленности наблюдался незначительный рост на 1,4% (в январе-июне 2008 года – на 15,7%).

По официальным  данным, в Кыргызстане за этот период даже снизилась безработица и  возросла реальная заработная плата, а  также незначительно возросли инвестиции в основной капитал. Единственная тревожная  нота в отчете киргизских статистиков  – это опережающий рост импорта  над экспортом. Внешнеторговый оборот за январь-май 2008 года составил почти $2 млрд. и вырос по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года на 42,4%, в том числе экспорт – $497,6 млн. (рост на 21,5%) и импорт – $1475,6 млн. (рост в 1,5 раза).

В связи с  опережающим ростом объемов импорта  над экспортом отрицательное  сальдо торгового баланса выросло  в 1,7 раза, достигнув без малого $1 млрд.

На смену  Казахстану идет Китай

Отрицательное сальдо торгового баланса Кыргызстана  за первые 5 месяцев текущего года достигло почти $1 млрд. Главными торговыми партнерами КР являются Россия, Китай и Казахстан (см. таблицу). Причем доля Китая во внешнеторговом обороте Кыргызстана быстро растет.

С кем  Кыргызстан торгует в первую очередь

(данные  за январь-май 2009 года)

  Доля в общем  внешне-торговом обороте КР (%) Двусторонний  торговый оборот ($ млн.) Доля оборота  к январю-маю 2007 г. (%) Экспорт ($ млн.) Доля экспорта к январю-маю 2007 г. Импорт ($ млн. Доля импорта  к январю-маю 2007 г.
Россия  33,3 657 150 111 33,3 546 150
Китай 11,7 231 190 19 126 212 200
Казахстан 11,7 230 138 70 104 160 160
 

 

Источник: BRCA по данным Нацстаткома Кыргызской Республики   

Казахстан всегда больше экспортировал в соседнюю республику, чем закупал у нее. Но в последние годы доля киргизского  импорта в товарообороте двух стран росла. Если в 2002 году она составляла 22,6%, то в 2007-м – 33,1%. Однако в I квартале 2008 года этот показатель заметно снизился, хотя объемы взаимной торговли продолжали расти. За январь-март 2008 года товарооборот между республиками составил $150 млн. (за весь прошлый год – $530 млн.), в  том числе экспорт из Казахстана – $119 млн. (79,3%), импорт в РК – $31 млн. (20,7%).

Главной статьей  двустороннего товарооборота являются минеральные продукты. Но если в  поставках из Казахстана под минеральными продуктами подразумеваются топливо, битумные смеси и т.д., то в случае с экспортом из Кыргызстана в  РК это электроэнергия (согласно статистическим данным Таможенного комитета РК). Эти  позиции занимают самую большую  долю в структуре взаимной торговли двух стран на протяжении уже трех лет. На втором месте по объемам экспорта-импорта  – продукты питания растительного  и животного происхождения. Причем Казахстан закупает у соседа преимущественно  мясо, а продает ему зерно и  прочую растениеводческую продукцию.

Информация о работе Инвестиционный рынок Кыргызстана