Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:04, лекция
введение в германскую филологию
глагол самостоятельно не существует. Соотношение согласных прослеживается по 1 перебою (3-му этапу) (ср. таблицу перебоя) Общеиндоевропейская форма, реконструируемая на основе соответствий — *dhe/dho.
Класс 1
наличием словообразовательного суффикса J^, добавляемого к основе. За суффиксом следует окончание присущее той или иной грамматической форме: -j является словообразовательным, - с его помощью образуются производные глаголы.
В этот класс входят главным образом глаголы, образованные от имен прилагательных, реже — существительных, а также каузативы. , выражающие побуждение (каузацию—от .лат. causa 'побуждение') к совершению определенного действия.
аналогичные типы основообразующих по-.дза-гелей с элементом J(i) существуют в и. е. языках;
Отыменные глаголы (по тем же четырем формам ^лагола готского языка):
а) от прилагательного
dau^/j/an 'умертвить' — dau^/i/da — dau^/i/dedum — daii{)/i/l3s (от dau^s 'мертвый').
б) от существительного:
namn/j/an 'называть' — namnida — namnidedum — namni^s (от namo 'имя')
nasjan 'спасать' — nasida — nasidedum — nasi^s (от naseins 'спасение');
в) каузативы: satjan 'сажать' — satida — satidedum — satins.
Как видим, основные формы глагола 1 класса единообразны независимо от происхождения глагола. Этот класс наиболее многочислен по сравнению с другими классами и получает дальнейшее развитие во всех германских языках.
Класс II
характерен основообразующий суффикс [о]. В него также входили производные глаголы, например Fisk/o/n 'рыбачить' (от Fisks 'рыба'), претерит: fisk/o/da, Fisk/o/dedum, причастие: Fisk/o/^s. Структура этого класса также абсолютно четкая. Грамматические окончания во всех классах слабых глаголов аналогичные. Этот тип на -on имеет параллели в и. е. языках, например, в греч. tima^mi 'чту'.
Класс
III
в готском для III класса характерен суффикс -ai: haban 'иметь' habaida habaidedum habai^s liban 'жить' libaida libaidedum libai^s
Класс IV
Существует
только в готском языке. Глаголы этого
класса ,giQT медиопассивное значение, выражая
переход в новое состояние, обозначая
начало дейет-ця Они производны от глаголов
и прилагательных и перекрещиваются с
глаголами 1 класса, ср. fulljan 'наполнять'
и fullnan 'дополняться': fullnan — fulinoda — fulinodedum.
Эти глаголы не имеют причастия в силу
своего пассивного значения.
Как можно
видеть на примере формообразования сильных
и слабых глаголов, все они представляют
собой, с одной стороны, специфически германское
грамматическое явление, с другой — они
так или иначе восходят к общеиндоевропейскому
типу. Показатели классов, весьма возможно,
восходят к признакам каких-то семантических
категорий, подклассов, смысл которых
утрачен в процессе развития
Своеобразное явление, промежуточное между сильными и слабыми глаголами, представляют собой претерито-"Р^зентные (или перфектнопрезентные) глаголы, выражающие ^Д^ьные значения или умственное (психическое) состояние ^овска. Особенность этих глаголов в том, что у них формы на-^^Щ^го времени (презенса) образованы по парадигме претерита сильных глаголов (с аблаутом), а претерит образуется по об-Р^Цу слабого спряжения (с дентальным суффиксом). Презенc этих глаголов построен по образцу и. е. перфекта, с аблаутоп, ступени [о] (герм. [а]) в ед.ч. и нулевой огласовкой во мн. ц Такое переосмысление перфекта в настоящее время, видимо связано с семантикой этих глаголов, которые выражают состоя ние субъекта, закрепленное предшествующим действием, иначе говоря, готовый результат действия. Почти все претерито-презентные глаголы сохранились в германских языках.Наибольшее количество таких глаголов наблюдалось в готском. Например:по 1 ряду аблаута (1 кл. сильных глаголов)/ л. ед. ч. наст. вр. wait 'я знаю' мн. ч. witum 'мы знаем' (Ср. аблаут соответствующих классов сильных глаголов.)/ л. ед. ч. прош. вр. wissa 'я знал' мн. ч. wissedum 'мы знаем' / л. ед. ч. наст. вр. aih 'я имею' мн. ч. aigum 'мы имеем' / л. ед. ч. прош. вр. aihta 'я имел'
но // ряду засвидетельствован лишь один глагол в форме daug 'я пригоден'
по III ряду kann 'я знаю', kunnum 'мы знаем', kun^a 'я знал', kun^s 'извест- "'
по IV ряду
skal 'я должен', skulum 'мы должны', sklilda 'я должа .'. skuldedum 'мы должны были', skulds 'должный'
по Уряду mag 'я могу', magum 'мы можем', mahta 'я мог'
Чередование в этом классе так же, как и в классе IV ладывается целиком в V ряд аблаута, где в претерите чер. /а—е/
по VI ряду
gamot 'я могу' (засвидетельствована форма прош. gamoste dun 'они могли').
Инфинитивы этих глаголов (если они засвидетельствованы) образуются от нулевой ступени аблаута: witan, kunnan.
Хотя не все формы группы претерито-презентных глаголов тпетилмъ в готской Библии, их образования также представ-^ регулярную, хотя и своеобразную структуру, которая про-' р^ивается далее и в других германских языках, включая анг-^скМ. В готском языке всего насчитывалось 13 глаголов ' ддобного рода. Большинство из них имеют параллели в и. е.
языках.Поскольку дентальный суффикс претерита присоединялся во всех претеритопрезентных глаголах непосредственно к корню без присоединительного гласного, во всех глаголах происходит взаимная ассимиляция исхода корня и суффикса, как, например, wissa из *witda.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Каждый глагол обладает своими особенностями:
1. briggan «приносить». По структуре основы наст. времени относится к III классу сильных глаголов. Претерит образуется путем изменения огласовки и с дентальным суффиксом, причем дентальный суффикс представлен вариантом -ta: brahta «он принес» < *brar)xta, brShtedun «они при-1 несли».
2. gaggan «идти». По структуре основы наст. времени по форме причастия II этот глагол относится к классу ;1уплицирую1дих. В претерите один раз встречается слабая 'рма gaggida «шел»; обычно же употребляется другая згольная основа iddja, мн. ч. iddjedun «шли». Глагол по пу образования временных форм является, таким образом, пплетивным.
3. Глагол wisan «быть». Глагол супплетивный. От основы ?- образуются только личные формы наст. времени, все гальные формы образуются от основы 'ties', готск, wis-, :..м у сильных глаголов V класса: 1. visan, 2. was, 3. wesun. В наст. времени основа *es- представлена в полной и левой ступени аблаута. Тип спряжения атематический.
Индикатив Ед. ч. Да. ч. Мн. ч.
1-е л. im siju sijuin
2-е л is sijuja
3-е л. ist sind
О п т а т и в
1-е л. sijau sijaima
2-е л. sijais sijaij)
3-е л. sijai sijaina
Вместо императива употребляются формы оптатива.
4. Глагол wiljan «хотеть». Формы наст. времени образуются как оптатив претерита.
Ед. ч. Да. ч. Мн. ч.
1-е л. wiljau wileima
2-е л. vileis wileits wilei^
3-е л. wili vileina
Причастие I wiljands. Претерит
образуется как у слабых глаголов: ед.
ч. wilda
«хотел», засвидетельствованы еще 3-е л.
ед. ч. оптатива
vildedi «чтобы
я хотел» и 2-е л, мн. ч.
wildedeif) «чтобы
вы хотели».
В готском языке еще с достаточной четкостью обнаруживается трехчастная структура имени существительного, т. е. выде-лимы корень, основообразующий суффикс (или, иначе, показатель грамматического подкласса слова) и окончание, в котором заключаются форманты грамматических категорий рода, числа, падежа. Позднее, а именно к VIII в., когда зарегистрированы первые письменные памятники древних германских языков, ос-новообразующие показатели сливаются с флексией склонения. Процесс объединения показателя основы и грамматической флексии проходил уже и в древних и. е. языках, видимо, потому, что семантическая мотивированность такого элемента слова, как основообразующий показатель, была утрачена уже к началу появления и. е. письменных памятников. Можно предположить, что это были идентификаторы каких-либо классов предметов или характера действия. Поскольку основообразующие суффиксы лишены грамматической или семантической нагрузки, они легко редуцируются, что наблюдается уже в др. а. период. К тому же не всегда можно с достаточной определенностью установить границу между основообразующим и словообразовательным суффиксами.
Корень слова вместе с основообразующим суффиксом составляет то, что называется основой. Как и в глаголе, в существительном основы бывают тематическлии, имеющими гласный — тему — в качестве идентификатора класса, и атемати-ческими с согласным — показателем основы. Как было упомянуто, в глаголе атематическим спряжением называлось прежде всего спряжение с окончанием на -mi, а тематическим — имеющим [о, е] между корнем и окончанием или в окончании (греч. phero). В атематическом типе сонант [т] (или [п]) тяготеет к концу слова не только в глаголе (ср. нем. bin, англ. am, др. а-ебт), но и в существительном.
По существу, к тематическим основам, в классическом понимании этого термина, относится только один тип германского ценного склонения — с основой на -а- (и. е. -о-). Однако на тех же основаниях выделимы и другие типы склонения германского имени с основой на гласные о, /, и, поэтому чаще всего принято подразделять типы склонения существительного на гласные основы и согласные основы.
В германском существительном гласные основы представлены в так называемом сильном склонении, согласные — главным образом в слабом склонении (термины Я. Гримма) на -п. Кроме четкого противопоставления склонений на гласные основы и на -п существует еще ряд изолированных типов, представленных незначительным количеством существительных.