Основная классификация языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Каждая наука стремится получить обоснованные классификации изучаемых фактов. Ведь если получена доказательная классификация, это значит, что науке удалось увидеть и понять существенные свойства и признаки изучаемых явлений: классификация опирается на обобщение, а обобщение, в свою очередь, опирается на выделение во многих отдельных и разных предметах или явлениях каких-то общих для них и существенных свойств или признаков. Наука о языке тоже ищет классификации, типологии языковых фактов

Содержание работы

Введение3
Глава 1.Основные направления классификации языка5
1.1 Изолирующие, или аморфные языки 9
1.2 Агглютинативные, или агглютинирующие языки 12
1.3 Флектирующие (флективные) языки 15
Выводы по главе 117
Глава 2.Основная классификация языков мира19
2.1 Типологическая классификация языков: языки аналитического и синтетического строя20
2.2 Генеалогическая классификация22
2.3 Сущность индоевропейских языков26
Выводы по главе 228
Заключение29
Список использованных источников31

Файлы: 1 файл

vernoe.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

Агглютинативные аффиксы характеризуются следующими чертами:

    1. однозначностью: каждый аффикс выражает, как правило, одну категорию;
    2. стандартностью: аффикс обычно не имеет вариантов;
    3. свободным присоединением к слову.

Важной чертой многих агглютинативных языков является гармония гласных – уподобление в словоформе гласных аффиксов гласной корня. Другая типологически важная черта агглютинативных языков – твердый порядок слов в словосочетаниях «определение – определяемое слово». Ведущей грамматической тенденцией языков исследуемого типа является агглютинация – способ автоматического присоединения служебных морфем к самостоятельной основе. Указанная тенденция проявляется в однозначности и стандартности аффиксов, четкой разграниченности морфем, фонематическом постоянстве корня.

Среди агглютинативных языков выделяются три группы:

    • языки, переходные от изоляции к агглютинации
    • собственно агглютинативные языки
    • языки, переходные от агглютинации к флексии.

К первой группе относятся три подтипа:

    1. присоединяющие языки, в которых развиты служебные частицы и личные показатели, непрочно присоединяемые к словам (древнеегипетский, коптский, тибетский)
    2. языки с классным согласованием (нигеро-конголезские языки)
    3. языки с меной тонов и повтором (суданские языки: шиллук, эве)

Во вторую группу входят:

    1. суффиксирующие языки (тюркские, монгольские, тунгусо-манчжурские, уральские, японский, корейский)
    2. инфиксирующие (филиппинские, семья сью)
    3. группофлектирующие (по Ф.Финку), эргативные – в современной терминологии (грузинский, абхазо-адыгские, нахско-дагестанские, хурритский, урартский, баскский)

В третью группу можно отнести трансфиксирующие языки (семитские).

 

 

ФЛЕКТИРУЮЩИЕ (ФЛЕКТИВНЫЕ) ЯЗЫКИ

 

Языки, образующие формы с помощью флексии основ. Различают языки: по терминологии Фортунатова собств. флективные, в которых флексия основ является в формах, образуемых в то же время с помощью аффиксов и, следовательно, является формальным признаком только вместе с аффиксом; сюда принадлежат индоевропейские языки в лице своих древнейших или архаичных  представителей; так, в русском зарабатывать  формальным признаком несовершенного вида является флексия основы вместе с суффиксом ыва-; 2. языки, по терминологии Фортунатова агглютинативно-флективные, в которых флексия основы образует формы независимо от аффиксов. При этом могут быть формы, образованные с помощью одной флексии основы без аффикса, как в арабск. qitl (q — особый вид звука к) «враг, убийца», qutl «смертный» (ср. qatala «он убил», qutila «он был убит», qatlun «убийство»), а в формах, образованных с помощью и флексии основы и аффиксов  (т. к. в формах, образованных с помощью аффиксов, необходимо присутствует и флексия основы), и флексия основы и аффиксы имеют свое особое формальное значение.

Флективный строй  — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.

Классическими примерами флективных языков являются латинский, немецкий, русский языки. Можно сказать, что все устойчивые индоевропейские языки являются флективными. Другая большая группа флективных языков — семитские языки. Широко употребляются флективные форманты всаамских языках.

В качестве примера можно привести слово «хороший», где окончание -ий указывает на именительный падеж, единственное число, мужской род. В различных словоформах окончание -ий заменяется другим.

Особенностью флективных языков является присутствие неправильных форм (в агглютинативных языках этого не может быть, поскольку каждый формант может иметь только одно значение).

Предполагается, что флективный строй развился из агглютинативного, однако на данный момент отсутствуют доказательства, подтверждающие эту гипотезу. В то же время флективные языки имеют склонность утрачивать флексии по мере развития — некоторые быстрее, некоторые медленнее.

Например, словенский, литовский, армянский языки в основном сохранили флективную систему протоиндоевропейского языка, тогда как английский язык и африканский являются почти аналитическими языками.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

В данной главе мною была проведена работа по описанию и исследованию основных направлений классификации языка. Таким образом, типология общественной жизни может и должна быть объяснена, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках. В этой связи в рамках лингвистической относительности концепции оформляется гипотетическая модель развития мировой культуры, в основу которой могла бы быть положена не индоевропейская языковая матрица и соответствующий ей европейский рационально-логический дедуктивизм и линейная концепция необратимого времени, а радикально иной языковой материал. Предполагается, что это привело бы к формированию мировой культуры принципиально иного типа. Согласно морфологической классификации по грамматическому строю языки делятся на односложные, агглютинирующие и флектирующие. При этом первые, очевидно, являются более примитивной формой развития языка, поскольку ещё не приобрели способности к изменению непосредственно своих корней. К односложным языкам относят китайский. Можно было бы здесь привести в качестве примера такой. Одноклеточные организмы – это, естественно, организмы. Но многоклеточные организмы, в структуре которых имеется множество примерно одинаковых, но разнофункциональных клеток, с точки зрения науки, являются организмами более высокого эволюционного уровня. Это и понятно, многоклеточные организмы научились научать свои составные отдельно взятые клетки профилироваться в соответствии с занимаемым ими местом в этом многоклеточном организме.

Поэтому мы вправе провести определённую аналогию, когда односложный организм (язык), способный только к построению из самих организмов некоторых языковых цепочек, менее эволюционно развит, нежели агглютинирующий язык, в части своей способный к изменению состава своего тела (слова).

И далее, рассматривая третью группу – флектирующие языки, структура корней слов которых изменяется уже по известным законам, мы эти языки вполне обоснованно определяем как ещё более развитые в эволюционном смысле. Среди флектирующих языков различают синтетические и аналитические языки. В первых грамматические отношения выражаются путем изменения формы слов, а во вторых – прибегают для этой цели к местоименным формам и вспомогательным глаголам. К синтетическим языкам относят немецкий и русский, а к аналитическим – английский и французский.

Необходимо заметить, что строгих границ между разными грамматическими типами языков нет. Многие языки (например, языки народов островов Океании) занимают промежуточное положение между корневыми (аморфными) и агглютинативными, совмещают признаки тех и других и могут быть охарактеризованы, как аморфноагглютинативные [Немченко, 2008: 604].

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ МИРА

 

В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана, во-первых, с различием диалектов и языков, во-вторых, с определением ареала и сферой использования, в-третьих, с оценкой «жизненности» языка.

Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:

1)   Ареальная (географическая)

2)   Функциональная

3)   Типологическая (морфологическая)

4)   Генеалогическая

Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.

Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)

Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

 

 

 

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ: ЯЗЫКИ АНАЛИТИЧЕСКОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ

 
Второе направление отрабатывает типологическая (морфологическая) классификация языков, основанная на данных морфологии независимо от генетической или пространственной близости, опираясь исключительно на свойства языковой структуры. Типологическая классификация языков стремится охватить материал всех языков мира, отразить их сходства и различия и при этом выявить возможные языковые типы и специфику каждого языка или группы типологически сходных языков, при этом опирается на данные не только морфологии, но и фонологии, синтаксиса, семантики.

Основанием для включения языка в типологическую классификацию языков является тип языка, то есть характеристика основополагающих свойств его структуры. Однако тип не реализуется в языке абсолютно; реально в каждом языке представлено несколько типов, то есть каждый язык политипологичен. Поэтому уместно говорить, в какой степени в структуре данного языка наличествует тот или иной тип; на этом основании предпринимаются попытки дать количественную интерпретацию типологической характеристики языка.

Типологическую классификацию языков нельзя считать окончательной главным образом из-за её неспособности отразить всю специфику отдельного языка с учётом его структуры. Но в ней содержится в неявной форме возможность её уточнения путём анализа др. сфер языка. Например, в изолирующих языках типа классического китайского, вьетнамского, гвинейских наблюдаются односложность слова, равного морфеме, наличие политонии и ряд др. взаимосвязанных характеристик.

Лингвистической относительности концепция – теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от специфики последнего. «Язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык», и в этом смысле «каждый язык есть своего рода мировоззрение» (Гумбольдт). Таким образом, типология общественной жизни может и должна быть объяснена, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках. В этой связи в рамках лингвистической относительности концепции оформляется гипотетическая модель развития мировой культуры, в основу которой могла бы быть положена не индоевропейская языковая матрица и соответствующий ей европейский рационально-логический дедуктивизм и линейная концепция необратимого времени, а радикально иной языковой материал. Предполагается, что это привело бы к формированию мировой культуры принципиально иного типа

К типичным синтетическим языкам относятся древние письменные индоевропейские языки: санскрит, древнегреческий, латинский, готский, старославянский; в настоящее время в значительной мере литовский, немецкий, русский (хотя и тот и другой с многими активными чертами аналитизма); к аналитическим: романские, английский, датский, новогреческий, новоперсидский, новоиндийские; из славянских – болгарский.

Такие языки, как тюркские, финские, несмотря на преобладающую роль в их грамматике аффиксации, имеют много аналитизма в строе благодаря агглютинирующему характеру своей аффиксации; такие же языки, как арабский, синтетичны, потому что грамматика в них выражается внутри слова, но они скорее аналитичны по агглютинирующей тенденции аффиксации. Конечно, и в этом отношении бывают отклонения и противоречия; так, в немецком артикль – явление аналитическое, но он склоняется по падежам, – это синтетизм; множественное число существительных в английском выражается, как правило, один раз, – явление аналитическое.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 
           Генетическая классификация основана на признаке родства – общего происхождения, установившаяся только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (19 в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. При этом родство некоторых языков признаётся доказанным, если обнаружено общее происхождение значительной части морфем этих языков, всех грамматических аффиксов и многих корней. В том числе в тех частях лексики, которые обычно отличаются особой устойчивостью: местоимения, названия некоторых частей тела, слова со значением «вода», «огонь», «солнце», «быть», «дать», «есть», «пить» и др. Общее же происхождение корней и аффиксов подтверждается наличием в них регулярных межъязыковых фонетических соответствий. Если создана сравнительно-историческая фонетика, позволяющая приближенно реконструировать корни языка-предка и проследить (по строгим правилам) их превращение в корни языков-потомков, то родство последних считается установленным.

В этом смысле бесспорно родство следующих семей языков в Старом Свете: индоевропейской, уральской (с финно-угорской и самодийской ветвями), тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской, дравидийской, картвельской, семито-хамитской (афразийской), в 60-е гг. 20 в. объединённым в ностратическую (борейскую) языковую семью. Удалось построить сравнительную фонетику этих языков, проследив регулярные фонетические соответствия более чем в 600 корнях и аффиксах. Среди языков Евразии вне группировок остаются китайско-тибетская семья языков, енисейская, андаманская семьи, изолированные языки: баскский, бурушаский, айнский и некоторые языки древности: шумерский, касситский, хаттский и др. Все многочисленные языковые группы Африки (кроме семито-хамитских) объединены в три гипотетические семьи: нигеро-кордофанскую, нило-сахарскую и койсанскую.

Генетическая классификация языков существует в виде единственной схемы. Являясь лингвистической, она не совпадает с антропологической и, в частности, не предполагает принадлежности народов, говорящих на родственных языках, к единой расе. Хотя образование языковых семей происходит постоянно, становление их относится, как правило, ещё к эпохе до появления классового общества. Современная генетическая классификация языков не даёт оснований для поддержки популярной в старой лингвистике концепции о моногенезе языков мира.

Сравнительно-исторический метод зарождается в конце XIX века когда в ходе изучения языков были установлены факторы сходства этих языков.

На основе установленного сходства возникает гипотеза о родстве этих языков и единстве их происхождения, так постепенно сравнительно-исторический метод стал основой формирования особой отрасли в языкознании.

Информация о работе Основная классификация языков мира