Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 04:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что до сих пор не утихают споры о проблемах генезиса, эстетической сущности натурализма, о воздействии творчества наиболее крупных участников натуралистического движения (Э. Золя, Э. и Ж. Де Гонкур, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, С. Крейна, П. Боборыкина) на литературный процесс. Возникновение натурализма в западноевропейских и русской литературах сопровождалось острой идейно-эстетической борьбой. Это было связано в конечном счете с решением вопросов развития литературы в последней трети XIX в. и определялось тем или иным отношением к наследию классического реализма. Несмотря на то, что время сгладило остроту полемики вокруг теории и практики натурализма, вывод о сколько-нибудь полной оценке этого явления был бы и сегодня преждевременным и ошибочным.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Натурализм в литературе…………………………………………..............5
Глава 2. Социально-исторические предпосылки возникновения натурализма...11
Глава 3. Философские основы натурализма………………………………………17
Глава 4. Жизнь и творчество Эмиля Золя…………………………………………19
Глава 5. Теория натуралистического романа Эмиля Золя……………………….25
Глава 6. Претворение теории натуралистического романа в эпическом цикле Эмиля Золя «Ругон-Маккары»……………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………............................39
Натуралисты ставили перед собой задачу — изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу. Назначение литературы, полагали они, заключается в исследовании и показе закономерностей, которым подчинена человеческая жизнь. Поскольку человек прежде всего биологический организм, в первую очередь надлежит исследовать именно биологические законы его существования. Такое предпочтение на практике реализовалось в ущерб социальной мотивировке характеров. Так, концентрация внимания на исследовании физиологических импульсов поведения Жермини Ласерте, героини одноимённого романа бр. Гонкур, ослабила социальные истоки трагедии «низших классов», изображенной писателями с большим сочувствием и психологическим мастерством; у Золя же роль, которую он отвел законам наследственности в «естественной и социальной истории» Ругон-Маккаров, оказывается по существу нейтрализованной воздействием общественных факторов. Вторжение реальной жизненной правды, не поддававшейся натуралистическому истолкованию, опрокидывало искусственные теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие лучших произведений литературы Натурализма.
Раскрывая психику человека в ее детерминированности условиями его существования, натуралисты много внимания уделяли изучению среды. Теория среды в эстетике Натурализм играет особенно важную роль. Чаще всего среда понималась натуралистами как среда бытовая. Так, у Золя («Чрево Парижа», «Западня») быт предметный, материальный, изображенный в мельчайших подробностях, с его запахами и красками, плотно обступает героев, формируя их отношение к жизни, их идеологию. Однако бытопись, столь свойственная Натурализму, не была сама по себе целью писателей: они видели в ней средство углубленного проникновения в психологию своих героев. Им казалось, что только изучая быт, конкретный и осязаемый, они остаются на твердой почве реальности, которую они неизбежно утратят, если обратятся непосредственно к большим социальным обобщениям. И все-таки изучение среды приводит крупнейших писателей-натуралистов к познанию важных обществ. закономерностей и пониманию классовой природы сознания. Золя, описывая бытовой уклад семьи шахтера Маэ («Жерминаль»), вскрыл природу противоречий, вызывающих классовую борьбу, и показал ее общественную необходимость и справедливость. В романе «Земля» он обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника, а в романе «Деньги» показал двойственную природу буржуазного дельца — его энергию, силу, деловитость и его расчетливый аморализм.
Свойственный Натурализму
детерминизм зачастую приводил писателей-натуралистов
к фатализму. Правда, у некоторых
натуралистов, например у Золя, фатализм
преодолевался верой в
Уподобляясь науке, литература, полагали натуралисты, заимствует у нее также и свой метод. Они стремились ввести в художественное творчество научные методы познания, сделать литературу «экспериментальной». Понимая всю условность литературного эксперимента, натуралисты ограничивали свою задачу наблюдением и рекомендовали его как основной метод художественного постижения действительности. Литературное произведение должно вызывать интерес научный и познавательный. Бесстрастное, объективное творчество ближе всего к научному акту познания, а потому писатель должен отказаться от морализирования и ограничиться беспристрастным изображением и анализом фактов. У больших писателей — Золя, бр. Гонкур, Мопассана — это не было проявлением общественного индифферентизма, стремления уйти от общественной и литературной борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин; наоборот, они полагали, что материал, которым они оперировали, сам по себе достаточно выразителен и поучителен. Однако у натуралистов, склонных к декадентскому умонастроению, принцип «беспристрастности» стал оправданием общественного равнодушия.
Отвергая вымысел, натуралисты
стремились к точной документированности
литературного произведения и научной
обоснованности содержащихся в нем
фактов. Ставя перед собой задачи,
научные по своему характеру и
методологии, литература тем самым
утрачивает право выбора. Как врач
не отвергает больного на том основании,
что его болезнь неприятна, так
и писатель не имеет права отказаться
от изображения
Глава 2. Социально-исторические
предпосылки возникновения
Натуралистическое направление во французской литературе прошло в своем развитии несколько периодов. Подготовительным этапом явилась так называемая реалистическая битва 50-х годов, когда писатели Шанфлери и Дюранти в содружестве с художником Курбе, предприняв наступление на обветшавшие штампы романтизма, призывали привлечь на помощь художественному творчеству документы и наблюдения. Творчество братьев Гонкур 60-х годов было основано на скрупулезном сборе фактических материалов, точности деталей в произведениях, посвящаемых современности. Еще не было произнесено слово «натурализм», когда в романах Гонкуров появились «этюды невроза» и «документы среды», предвосхищавшие «эксперименты» Золя. Таким образом, натуралистическое направление в литературе фактически складывалось раньше появления основных теоретических работ автора «Терезы Ракен» и «Мадлены Фера». В дальнейшем творчество писателей, так или иначе причастных к натуралистическому движению, развивалось в сложном сопряжении подлинного реализма большого дыхания и суженного натуралистического видения мира. Ущербность натуралистической теории давала свои негативные плоды в произведениях, где происходила подмена характеров темпераментом, общественный фактор оттеснялся на второй план физиологией, а аналитическое обобщение — эмпирическим документом. Эти отрицательные черты в полной мере проявились в творчестве писателей «натуралистической школы», сложившейся во второй половине 70-х годов и подавшей свой голос сборником «Меданские вечера».
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой — рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой — пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к Н. Все это определило характер дальнейшего развития буржуазного стиля в лит-ре, носителем которого явилась гл. обр. техническая интеллигенция, нашедшая себе широкое применение в условиях господства промышленного капитала. Привлеченная к руководству предприятиями, иногда даже целыми отраслями хозяйства, она участвует в их прибылях (акционеры). Выходцы из мелкой буржуазии, эти представители новой интеллигенции из вчерашних врагов превращаются в деятельных союзников капитализма. Высший слой интеллигенции — ее аристократия — совместно с буржуазией стремится теоретически обосновать и научно защитить существующий общественный строй. Основные требования, предъявленные литературе этой интеллигенцией, были: научность, объективность, аполитичность во имя «общечеловеческой правды». К этим трем пунктам сводились требования натуралистов, шедшие вразрез с поэтикой реализма, сложившегося как буржуазный стиль в эпоху интенсивной борьбы промышленного капитала за свое господство с пережитками «старого порядка» и с его моральными и социальными нормами. Естественно, что к литературе предъявлялись требования политической остроты, принципиальности и даже тенденциозности. Лозунг правдивости и точности обозначал лишь стремление к большей убедительности идейного содержания произведений, а следовательно к большей их действенности.
Когда же буржуазия добилась
гегемонии, когда наступила эпоха
ее установившегося могущества и
вместе с тем заметно выросла
опасность со стороны революционного
пролетариата, идеология буржуазии
окрашивается в чисто охранительные
тона. Для обоснования незыблемости
и вечности существующих общественных
форм мобилизуются наука и философия,
«научно» оправдывается реформизм,
выдвигаемый в качестве оплота против
революционной теории и практики
пролетариата. Приспособленная к
интересам господствующего
Уже требование «научности»
имеет определенно