Конвалидация недействительных сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2010 в 18:57, Не определен

Описание работы

Гражданское право является развивающейся отраслью права. Принятие нового Гражданского кодекса в 1994 году обусловило появление новых понятий и процессов до этого неизвестных нашему законодательству, что соответственно и обусловило ряд проблем связанных с данными явлениями. Уже неоднократно вносились изменения в действующий гражданский кодекс, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании данной отрасли.
Гражданское право выступает основой для формирования современной российской рыночной экономики. И одним из главных элементов сопутствующих развитию экономики выступает гражданско-правовой институт сделок.
Актуальность темы заключается в том, что процесс конвалидации недействительных сделок практически не исследовался в отечественной цивилистике. Такое правовое явление как исцеление ничтожных и оспоримых сделок должно быть проработано как законодателем, так и учеными, поскольку данный процесс является неотъемлемой частью учения о сделках, и в последующим получит признание в европейских законодательствах. Конвалидация обуславливает стабильность всех гражданско-правовых отношений, связанных с институтом сделок.

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение  

     Гражданское право является развивающейся отраслью права. Принятие нового Гражданского кодекса в 1994 году обусловило появление новых понятий и процессов до этого неизвестных нашему законодательству, что соответственно и обусловило ряд проблем связанных с данными явлениями. Уже неоднократно вносились изменения в действующий гражданский кодекс, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании данной отрасли.

     Гражданское право выступает основой для формирования современной российской рыночной экономики. И одним из главных элементов сопутствующих развитию экономики выступает гражданско-правовой институт сделок.

     Актуальность темы заключается в том, что процесс конвалидации недействительных сделок практически не исследовался в отечественной цивилистике. Такое правовое явление как исцеление ничтожных и оспоримых сделок должно быть проработано как законодателем, так и учеными, поскольку данный процесс является неотъемлемой частью учения о сделках, и в последующим получит признание в европейских законодательствах.  Конвалидация обуславливает стабильность всех гражданско-правовых отношений, связанных с институтом сделок.

     В Гражданском кодексе Российской Федерации отношения, связанные со сделками, регулируются главой 9, которая, в свою очередь, состоит из двух параграфов. Второй, из которых регулирует вопросы недействительности сделок.

     Целью данной работы выступает правовой анализ теоретических и практических проблем  конвалидации недействительных сделок.

     Для успешного достижения данной цели автору требуется решить ряд задач:

     формулирование  понятия конвалидации ничтожной  сделки;

     исследование  теоретических подходов к институту  конвалидации;

     определение условий, при наличии которых возможно применение института конвалидации;

     определение правовых последствий при применении конвалидации;

     освещение практических проблем при реализации механизма конвалидации.

     Объектом  исследования является рассмотрение правовой категории конвалидации недействительных сделок, анализ механизма ее осуществления.

     Под предметом исследования в данной работе понимается нормы гражданского права, судебная практика, теоретические работы отечественных правоведов, посвященные конвалидации недействительных сделок.

     Эмпирической базой исследования являются материалы судебной практики.

     Под нормативной правовой базой работы следует понимать действующие нормативные  правовые акты Российской Федерации, под  теоретической – научные труды  отечественных правоведов Тузова Д. О., Санфилиппо Ч.,  Гутникова О. В., Новицкого И.Б.

     Начиная исследование конвалидации недействительных сделок, важно определиться с определением этого правового института. Норма ГК закрепляющая процесс конвалидации не дает определения, но с помощью логического толкования можно сказать о то что конвалидация или исцеление недействительных сделок - это способ возвращения в сферу права не сформировавшихся должным образом, но заслуживающих защиты фактических отношений. Нужно также отметить, что процесс конвалидации напрямую связан с проблемой разграничения ничтожных и оспоримых сделок как видов порочности недействительных сделок, сквозь призму данного вопроса в работе рассмотрены основные спорные моменты в механизме конвалидации.

 

1. Теоретико-методологические основы конвалидации недействительных сделок

1.1. Понятие конвалидации  недействительных  сделок

 

     Понятие и процесс конвалидации был реципирован  отечественным гражданским правом из классической теории римского права.  Правовая природа данного процесса закреплена в ст. 180 ГК РФ, которая говорит о том, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной ее части.

       В законе данный процесс указан, достаточно, размыто. В теории же само понятие и содержание конвалидации расширяется. Чезаре Санфилиппо связывал понятие исцеление с одной из функций недействительной сделки, с ее обратимостью. Так обратимость сделки может быть впоследствии исправлена так, что на будущее она сделается неопровержимой. Это явление носит обобщенное название конвалидация или исцеление.

     Процесс конвалидации напрямую зависит от разграничения  недействительных сделок на оспоримые  и ничтожные. Сделка оспорима, если существенные требования  к ней хотя и выполнены, но страдают дефектом, который делает ее подверженной аннулированию. Сделка появилась на свет живой, однако поражена тяжелым органическим пороком, она имеет силу, но заинтересованная сторона способна оспорить ее состоятельность посредством судебного иска и добиться ее отмены. Но до тех пор, пока оспоримая сделка не была отменена, закон рассматривает ее как имеющую силу и потому влекущую за собой все вытекающие последствия. Оспоримая сделка может быть подвержена исцелению и может быть впоследствии подкреплена или поправлена.

     Ничтожная же сделка не вызывает никаких последствий, поскольку не имеет юридической  силы с момента ее заключения, и  по классической теории римского права  такие сделки не подлежат оздоровлению.

     Гражданский кодекс РФ впервые в истории отечественного законодательства закрепил классическую модель соотношения оснований ничтожности и оспоримости, впрочем, уже задолго принятую в отечественной цивилистике. Согласно ст. 166 сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). 180 статья ГК говорит только об исцелении оспоримых сделок, так как признает возможность конвалидации только в случаях недействительности части сделки.

     Используемая  российским законом терминология вполне обоснована как с научной, так  и с практической точки зрения и соответствует европейским  стандартам. Оспоримые и ничтожные  сделки представляют собой два вида форм порочности, и оба совершенно адекватно отражают объективное юридическое состояние сделки, указывая на то, к какому последствию приведут такие пороки, в том числе и к осуществлению процесса конвалидации. Механизм реализации исцеления недействительных сделок зависит от формы порочности.

     Конвалидация  в классической теории основывалась на идеи порочности. Эта идея как  бы уподобляла сделку живому организму, перенося на нее естественные качества последнего: действительная сделка считалась  здоровым организмом, ничтожная –  мертворожденным, а оспоримая рассматривалась как больной организм, которому суждено либо погибнуть (в случае эффективного оспаривания), либо выздороветь, исцелиться (при отпадении права оспаривания вследствие подтверждения сделки или истечения срока давности).

     Основанием  для возникновения конвалидации служит либо соглашение сторон, либо решение  суда. Право на конвалидацию недействительной сделки есть охранительное субъективное право, которое может осуществляться в судебном порядке, и условиями его реализации будут являться: (а) предъявление заинтерёсованным лицом соответствующего требования в суд и (б) все иные обстоятельства, именуемые условиями реализации права на удовлетворение иска. Первое условие говорит о том, что процесс конвалидации зависит главным образом от поведения субъекта, который мог бы сослаться на обратимость сделки, но может и закрепить совершенную сделку либо в явной форме объявив, что признает ее действительность либо неявно своим поведением, показывая, что он соглашается с теми следствиями, которые она за собой влечет. В числе следующего условия следует назвать соблюдение срока исковой давности (или, в случае несоблюдения такового, — отсутствие заявления стороны в споре о применении исковой давности). В данном случае оздоровление отменимой сделки происходит само собой без вмешательства заинтересованного лица. Это связано с тем фактом, что к средствам, с помощью которых можно было оспорить сделку, следовало прибегнуть до истечения определенного времени. Так что, если субъект давал истечь времени установленному для оспаривания, не воспользовавшись такой возможностью, имело, место оздоровление сделки, происходящее в данному случае из погашающего действия (утрата права), которое производит течение времени на право оспаривания, как и на разные иные права.

       Поскольку ст. 181 ГК не содержит каких-либо указаний относительно продолжительности давностного срока по требованиям о конвалидации недействительных сделок, то к этим требованиям подлежит применению общий, трехлетний, срок исковой давности (ст. 196 ГК).

 

1.2. Развитие  учение о конвалидации  недействительных  сделок в цивилистике

 

     Проблема  конвалидации недействительных сделок считается неразработанной должным  образом в отечественной цивилистике. Иностранные ученые рассматривают понятие конвалидации сквозь призму разграничения ничтожных и оспоримых сделок. Достаточно острый спор возник между приверженцами классической римской идеи об оспоримости и ничтожности и между учеными, не принимающими данную теорию.

       Критика данного римского классического учения предпринималась неоднократно как в Западных странах, так и в России. Учение критиковалось с точки зрения догмы, философии, логики права. В период XIX века немецкими учеными приводились разные основания для отрицания классической теории. Анализ современной критики показывает, что она остается такой же в основных своих идеях. Из этого вытекают два вывода, или же классическое учение не имеет достаточно оснований и его можно считать изжившим как историческую особенность римского правопорядка, или же критика основана на непонимании проблемы или существа вопроса.

     Противостоящей  классическому учению лежит «теория  оспаривания». Она отрицала сравнение  сделки с живым организмом и на этом основании отвергала порочность, как качество сделки.  Она рассматривалась  как санкция за нарушение закона, выражавшееся в предоставлении тем или иным лицам права оспаривания. Круг субъектов права оспаривания рассматривался в данной теории как единственное различие двух видов порочных сделок – абсолютно недействительных и относительно недействительных. Другой разницы между этими сделками не проводилось.

     Отечественная цивилистика в целом всегда придерживалась классической доктрины, четко разграничивая  понятия оспоримости и ничтожности. Однако в последнее время, в связи  с новой кодификацией гражданского права в странах бывшего СССР, у теории «права оспаривания» появились сторонники. Так, например, в комментарии к принятому в 1994 г. Гражданскому кодексу Республики Казахстан, который прямо не закрепляет деление порочных сделок на ничтожные и оспоримые, указывается, что «это деление имеет практическое значение лишь для определения того, кто вправе требовать признания сделки недействительной». Таким образом, различие между порочными сделками проводится исключительно по признаку управомоченных на иск субъектов, что является главной идеей теории права оспаривания.

     Критика понятий «ничтожность» и «оспоримость»  имеет историю. И.Б. Новицкий предложил  свою теорию, говоря о несопоставимости понятий «ничтожности» и «оспоримости». Если оспоримость указывает на необходимость совершения известного действия для устранения правового эффекта, то ничтожность указывает на результат (недействительность).  «Противопоставление ничтожным сделкам оспоримых сделок не покоиться на принципиальной основе: если оспаривание осуществляется, оно приводит к «ничтожности сделки, притом не с момента оспаривания, а по общему правилу, с момента совершения сделки, т.е. с обратной силой». Новицкий предлагал именовать ничтожные и оспоримые сделки как абсолютно недействительные и относительно недействительные. Эта терминология не является удачной в силу своей двусмысленности: с ее помощью можно обозначать различные правовые явления.

     Нельзя  согласиться, что оспоримость и  ничтожность несоизмеримы друг с  другом. Они представляют собой две формы порочности, которые в полной мере отражают правовую природу той или иной недействительной сделки, а так же указывают на те последствия, которые должны возникнуть: при ничтожности пороки полностью обессилят сделку; при оспоримости же – лишь породят право на ее оспаривание.

     Теория  римского права признавала возможность  исцеления некоторых пороков  в сделке (оспоримые или обратимые), но не сделки в целом (ничтожные). Правовая природа конвалидации оспоримых сделок содержит в себе просто отпадение у подтвердившего сделку лица права на ее дальнейшее оспаривание. Такой эффект не вступает в противоречие с идеей оспоримости, а потому не имеет исключительного характера: исцеление оспоримости, состоящее в устранении дефектов сделки возможно всегда и по логике даже не требует специального указания на это в законе. Поэтому иногда данный эффект не считают конвалидацией в собственном смысле (сделка и так имеет силу). Ничтожная же сделка признается мертворожденной и не имеет никаких правовых последствий, юридическая сила у данного соглашения возникнуть не может. Однако некоторые ученые-цивилисты  настаивают на существовании такого явления как конвалидация ничтожных сделок. Тузов Д.О. говорит о том, что конвалидация ничтожной сделки – это придание ей юридической силы в момент совершения. Не смотря на то, что само понятие ничтожности противоречит исцелению, однако и римское права и концепция Савиньи знали исключение из этого правила. Тузов придерживается точки зрения, что явление оздоровления ничтожной сделки возможно, однако это исключение из общего правила. Оно должно быть обоснованным и иметь четкие законодательные границы. Это предполагает не только закрепление в законе конкретных случаев исцеления ничтожности, но также и установление условий (предпосылок) и порядка такого исцеления.

Информация о работе Конвалидация недействительных сделок