Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является научное обоснование отличительных признаков правоотношений, складывающихся на основании договора транспортной экспедиции и выявление основных тенденций в правовом регулировании данных правоотношений в новейших экономических условиях, а также разработка и обоснование предложений по изменению и дополнению нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемый договор.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности... 6
1.1 История отечественного законодательства и правовых воззрений на договор транспортной экспедиции….………………………….. 6
1.2 Общая характеристика договора транспортной экспедиции.......... 7
2 Содержание договора транспортной экспедиции………………………. 14
2.1 Условия договора транспортной экспедиции...…………………… 14
2.2 Порядок заключения и форма договора.…………………………... 18
2.3 Права и обязанности сторон по договору………………................. 22
3 Ответственность сторон за нарушение условий договора...……………. 31
3.1 Общие положения об ответственности экспедитора..……………. 31
3.2 Общие положения об ответственности клиента……………......… 47
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список используемых источников……………………………………………. 51
Приложение…………………………………………………………………….. 53

Файлы: 1 файл

КР по гражданскому праву.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

     С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

     Консенсуальный  характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора.

     То  обстоятельство, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер (ст. 338 ГК РФ): в случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

     Содержание  конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

     Применительно к содержанию договора транспортной экспедиции, вернее его идеальной модели, предусмотренной в ГК (ст. 801), обнаруживается одна интересная особенность его правового регулирования, а именно: права и обязанности его сторон – экспедитора и клиента – определяются как бы на трех разных уровнях. Во-первых, из самого определения договора транспортной экспедиции следует, что имеет место общая обязанность экспедитора выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а также общая обязанность клиента возместить экспедитору понесенные им расходы (так как услуги выполняются «за счет клиента») и оплатить оказанные услуги (так как услуги выполняются экспедитором «за вознаграждение»).

     Во-вторых, ГК говорит о некоторых определенных обязанностях экспедитора, которые «могут быть предусмотрены» договором транспортной экспедиции, и относит к их числу следующие обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой.

     В-третьих, в ст. 801 ГК говорится также о неких иных обязанностях экспедитора, исполнение которых также «может быть предусмотрено» договором транспортной экспедиции «в качестве дополнительных услуг», представляющих собой «необходимые для доставки груза операции», а именно: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 801 ГК).

     Отмеченное  весьма своеобразное правовое регулирование  обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции (а может, неудачное употребление законодателем в отношении них понятия «дополнительные услуги») породило в современной юридической литературе представление о том, что все обязанности экспедитора следует делить на «основные» и «дополнительные». Так, В.Т. Смирновым и Д.А. Медведевым высказано мнение о том, что «можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают в себя следующие операции: а) организацию перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором; б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента; в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте; г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой…»

     Дифференциация  конкретных обязанностей экспедитора, проведенная в п. 1 ст. 801 ГК, с выделением категории тех обязанностей, которые осуществляются «в качестве дополнительных услуг», может быть объяснена лишь тем обстоятельством, что последние представляют собой не юридические действия экспедитора, а фактические (производственные, технические) операции, призванные обслуживать различные стадии транспортного процесса с учетом специфики осуществляемой перевозки груза. Поэтому включение в договор транспортной экспедиции указанных обязанностей, выполнение которых осуществляется экспедитором «в качестве дополнительных услуг», не сопряжено с необходимостью определять в том же договоре, от чьего имени будет действовать экспедитор, выполняя данные обязанности: от своего или от имени клиента на основе доверенности последнего.

     Выполнение  экспедитором другой категории обязанностей, не обозначенных законодателем в качестве «дополнительных услуг», в отличие от последних возможно лишь путем совершения экспедитором определенных юридических действий, а для этого он должен быть наделен соответствующими полномочиями либо непосредственно договором, когда он действует от своего имени, либо доверенностью, когда он действует от имени клиента.

     Нам уже приходилось обращать внимание на то, что нормы о транспортной экспедиции, содержащиеся в главе 41 ГК, по сути своей представляют собой лишь свод правил, «вынесенных за скобки» и являющихся общими для всякого конкретного договора транспортной экспедиции, что подчеркивается и самим законодателем, отсылающим к специальному закону о транспортно-экспедиционной деятельности, который (в случае его принятия) и должен определить круг основных обязанностей экспедитора применительно к различным вариантам транспортно-экспедиционной деятельности. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в п. 1 ст. 801 ГК предусмотрен лишь примерный перечень наиболее типичных обязанностей экспедитора, который к тому же носит диспозитивный характер. Более определенный и конкретный круг обязанностей экспедитора может быть сформулирован применительно к различным договорным моделям транспортной экспедиции.

     Так, для договора о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, когда экспедитор берется организовать перевозку груза транспортом  и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, и обеспечивает доставку груза в пункт назначения собственным транспортом, круг иных обязанностей экспедитора может быть ограничен лишь принятием груза от клиента, его сопровождением и охраной в пути следования, обеспечением соблюдения маршрута и выдачей в пункте назначения грузополучателю. Если же указанный договор заключен на условиях привлечения иных перевозчиков, то он должен предусматривать следующий набор обязанностей экспедитора: принять груз от клиента; заключить от своего имени договоры перевозки с перевозчиками, соответствующими избранным сторонами видам транспортных средств и маршруту передвижения груза; обеспечить в пункте назначения принятие груза от последнего перевозчика, его доставку и выдачу получателю. Для исполнения последней обязанности экспедитор может привлечь иную экспедиторскую организацию, действующую в месте нахождения получателя груза, заключив с ней (от своего имени) соответствующий договор.

     Очевидно, что при всех вариантах этой договорной модели экспедитор может принять  на себя и целый ряд иных обязанностей, а именно: временное хранение груза; его сортировку и упаковку; погрузочно-разгрузочные операции; оформление перевозочных документов; их доставку клиенту; осуществление контроля за движением груза и предоставление соответствующей информации клиенту; предъявление претензий и исков перевозчику и т.п.

     В договорах об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах могут содержаться самые различные варианты набора обязанностей экспедиторов, диктуемые предусмотренными такими договорами операциями и услугами, выполняемыми экспедиторами, которые, в свою очередь, определяются в зависимости от специализации соответствующей экспедиторской организации.

     Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции содержатся в самом определении этого договора (п. 1 ст. 801 ГК), а также в ст. 804 ГК. Согласно этим нормам во всех случаях и применительно ко всякому договору транспортной экспедиции клиент несет три обязанности: во-первых, клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором; во-вторых, клиент обязан возместить экспедитору расходы, понесенные им в связи с выполнением предусмотренных договором услуг; в-третьих, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренных договором.

     Обязательства клиента, вытекающие из договоров транспортной экспедиции, предусматривающих обязанность экспедитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридические действия от имени клиента, включают в себя также в императивном порядке обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой для совершения им соответствующих юридических действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Содержание договора транспортной экспедиции 

     2.1 Условия договора транспортной экспедиции 

     Согласно  ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции (в дальнейшем - договор экспедиции) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

     В данном определении не раскрыто содержание услуг, оказываемых экспедитором по договору экспедиции. Это сделано в общей форме в ч. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК.

     В Федеральном законе от 30 июня 2003 г. "О  транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон 2003 г.) не дано определения  договора экспедиции и указано лишь на то, что Закон 2003 г. определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для перевозок грузов (п. 1 ст. 1).

     Договор экспедиции впервые получил законодательное  закрепление в качестве самостоятельного лишь в ГК 1996 г. Более того, в п. 3 ст. 801 ГК предусматривалось принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Федеральный закон от 30 июня 2003г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусматривает утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности, в которых должны быть определены перечень экспедиторских документов и требования к качеству и порядку оказания экспедиционных услуг.

     Закрепление норм, регулирующих отношения по транспортной экспедиции в самостоятельной главе ГК, принятие Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также предусмотренные в этом Законе разработка и утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 2) свидетельствуют о росте значения транспортно-экспедиционной деятельности в условиях рыночной экономики, расширении круга охватываемых этой деятельностью операций.

     В п. 1 ст. 1 Закона 2003г. предусмотрено, что условия договора экспедиции определяются также другими федеральными законами или иными нормативными актами РФ, принятыми в соответствии с ГК. К числу таких нормативных актов должен быть, прежде всего, отнесен УАТ, в который включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования" (подробнее см. далее).

     В КТМ не содержится прямых правил о  договоре транспортной экспедиции, но предусмотрены нормы, весьма близкие к ним и отражающие специфику деятельности морского транспорта - гл. XIII "Договор морского агентирования" и гл. XIV "Договор морского посредничества". Высший Арбитражный Суд РФ на основе анализа услуг, оказываемых по договору морского агентирования, заключил, что услуги морского агента имеют большое сходство с услугами экспедитора по договору транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК).

     Согласно  ст. 50 УЖТ погрузка, хранение грузов и иные работы (услуги) могут быть выполнены на основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (о понятии и правовой природе этого договора см. гл. 40 ГК "Перевозка"). Стало быть, выполнение названных работ (услуг) охватывается этим договором, что не исключает заключение самостоятельного договора экспедиции.

     Гражданский кодекс, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат перечня существенных условий договора транспортной экспедиции.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции