Земская и городская реформы 1860-1870-х годов – важный шаг превращения феодальной монархии в буржуазную

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения. Реформа 1861 года изменила экономический базис страны, соответственно менялись и обслуживающие данный базис политические, правовые, военные, культурные учреждения. Потребность национального развития принудила царизм к реформам 1862-1874 гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Принципы, суть и этапы проведения земской реформы……...5
Глава 2. Предпосылки и сущность городской реформы, шаги её проведения………………………………………………………………...17
Глава 3. Значение земской и городской реформ в развитии российского государства………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Земская и городская реформа.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

Земская и городская реформы 1860-1870-х  годов – важный шаг превращения  феодальной монархии в буржуазную. 
 
 
 
 
 

2007 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

Введение……………………………………………………………………….3

    Глава 1. Принципы, суть и этапы проведения земской  реформы……...5

    Глава 2. Предпосылки и сущность городской реформы, шаги её проведения………………………………………………………………...17

    Глава 3. Значение земской и городской реформ в  развитии российского государства………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………31

Список использованной литературы………………………………………...33

Приложения…………………………………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

 
 

       В середине XIX в. резко обострилась потребность, сложились предпосылки реформ государственного управления. Трагическое для народа России поражение в Крымской войне обнажило со всей очевидностью характер и остроту перманентного кризиса, неприемлемость для России методов полицейско-прусского управления, применявшихся Николаем I три десятилетия.

       Отмена  крепостного права неминуемо  влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения. Реформа 1861 года изменила экономический базис страны, соответственно менялись и обслуживающие данный базис политические, правовые, военные, культурные учреждения. Потребность национального развития принудила царизм к реформам 1862-1874 гг.

       Одной из причин, обусловивших реформы 1862-1874 гг. был подъем в стране массового и революционного движения. Царизм оказывался перед альтернативой: либо реформа, либо революция. Все реформы того времени явились побочными продуктами революционной борьбы.

       Подтолкнула царизм к реформам и сила общественного  мнения, давление со стороны буржуазии и части помещиков, вставших на капиталистические рельсы и потому заинтересованных в буржуазных реформах. Главными реформами 1862-1874 гг. являлись следующие четыре реформы: земская, городская, судебная и военная. Они заслуженно стоят в одном ряду с крестьянской реформой 1861 г. и вслед за ней как великие реформы.  Также можно сказать, что реформы 60—70-х гг. стали уступкой ради сохранения как короны, так и инициативы преобразований сверху, предотвращения их снизу, имели характер вынужденного компромисса охранительного консерватизма и консервативного либерализма, укрепили предпосылки для реформирования самодержавной системы государственного управления.

       А. И. Кошелев, общественный деятель, редактор журнала славянофилов «Русская беседа», в книге «Какой исход для России из ее нынешнего положения» писал: «Назначаемая царем почти исключительно из дворян бюрократия составляет что-то особенное, самостоятельное, столько же вредное и ненавистное для России и даже для того сословия, из которого она исходит... И в прежние времена в затруднительных случаях цари призывали на совет выборных от всей земли русской. Когда же, как не ныне, обратиться к этому умиротворительному, плодотворному средству? Созвание земской думы в Москве, в сердце России, поодаль от бюрократического центра, есть, по нашему крайнему разумению, единственный путь к разрешению великих задач, нашему времени указанных...»

             В данной работе рассматриваются  только две реформы: земская и  городская.

             Таким образом, целью  настоящей курсовой работы является рассмотрение городской реформы 1870 года и земской реформы 1864 года. Следовательно, среди задач данного исследования можно выделить следующие: определить предпосылки, причины и принципы реформ, проследить за этапами их проведения и охарактеризовать значение этих реформ.

       ГЛАВА 1. Принципы, суть и этапы проведения земской реформы.

 
 

       Учреждение  земств — одна из ярких страниц пореформенной истории России, когда отмена крепостного права обнаружила слабость существовавшей системы управления, которая сложилась и на основе крепостничества, формировалась лишь из дворянства, была одноносословной. Появление земского управления обусловлено общими причинами реформ 60—70-х гг.: давлением общественного движения, потребностью либерализации и рационализации царского управления, которое запустило до критического состояния местное хозяйство, благоустройство, состояние медицинского обслуживания, народного образования, продовольственного снабжения, дорог и др.

       Земская реформа изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным. Помещик неограниченно царил над крестьянами, управлял ими, судил их по своему произволу. После отмены крепостного права такое управление стало невозможным. Поэтому параллельно с крестьянской реформой готовилась в 1859-1861 гг. и земская реформа. Руководил началом подготовки земской реформы либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г. Александр II заменил Милютина консерватором П. А. Валуевым. Милютинский проект был скорректирован в пользу дворян, чтобы сделать их «передовой ратью земства». Окончательный вариант реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях», Александр II подписал 1 января 1864 года. Это положение просуществовало четверть века, вплоть до нового «Положения» 1890 г. (его в литературе принято называть контрреформой).

       В основу земской реформы были положены два новых принципа  -  бессословность и выборность. Распорядительными органами земства, т.е. нового местного управления, стали земские собрания: в уезде - уездное, в губернии - губернское (в волости земство не создавалось). Выборы в уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза.  Принципиально отличительной чертой земств являлась выборность состава в лице гласных, которые воплотили новую категорию управленцев.

       Предусматривался  демократический порядок формирования земских учреждений: а) путем выборов, б) на основе многосословного принципа, в) с учетом имущественного состояния (ценз), г) при сословном куриальном начале.

       В статье 14 «Положения» сказано: «Уездное земское собрание составляется из земских  гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами».

       Предусмотрены три сословные курии — многосословность, но не всесословность. Гласные избирались соответственно на трех сословно-куриальных съездах: а) уездных землевладельцев, б) городских избирателей, в) выборных от сельских обществ.

         Все избиратели были разделены на три курии:

       1) уездных землевладельцев;

       2) городских избирателей;

       3) выборных от сельских обществ.

             Избираемые различными сословиями русского общества, земские  учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании «сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином». По «Положению» 1864 г. все избиратели делились на три курии:

       Первую  курию составляли крупные владельцы не менее 200— 800 десятин земли по разным уездам, торговых и промышленных предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей или приносящего годовой доход 6 тыс. рублей, а также уполномоченные от нескольких землевладельцев, в том числе церковных, разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владевших в уезде не менее одной двадцатой долей земельного ценза; председательствовал на съезде этой курии уездный предводитель дворянства.

       Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы недвижимости не менее чем на 500 рублей в малых и на 2 тысячи рублей в больших городах или торгово-промышленных заведений с годовым оборотом более 6 тысяч рублей. Это была городская курия, которую составляли лица с купеческими свидетельствами, владельцы промышленных или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности, оцененной для взимания налога в 500 рублей в небольших городах, 1000 рублей в городах от 2000 до 10000 жителей и 3000 рублей в городах, где проживало более 10000 жителей. Председательствовал на съезде этой курии городской голова. Отстранялись от выборов мелкие владельцы, интеллигенция, рабочие, другие работники наемного труда, не обладавшие имущественным цензом.

       Третья  курия состояла главным образом  из должностных лиц крестьянского  управления, хотя здесь могли баллотироваться и местные дворяне, а также сельское духовенство. По этой курии, в отличие от первых двух, выборы были не прямые, а многостепенные: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал депутатов (гласных, как они назывались) в уездное земское собрание. Это было сделано, прежде всего, для того, чтобы вообще ограничить крестьянское представительство. В результате, по данным на 1865-1867 гг., дворяне составили 42 % уездных гласных, крестьяне 38%, прочие - 20%.

             Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета — один губернский гласный на шесть уездных. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде - уездный, в губернии - губернский.

       Были  предусмотрены многоступенчатые выборы от курии сельских обществ.

       Кроме избираемых куриальными съездами гласных назначались в состав земских собраний члены от ведомств государственных имуществ и удельного тех уездов, где находились казенные и удельное земли, не отведенные в постоянное пользование крестьян.

       Характерной чертой выборной системы являлось избрание земских органов не только от трех сословных курий, но и по специальным квотам и правилам, установленным МВД. Число гласных каждого уезда расписано государственной ведомостью по количеству землевладельцев, городского и сельского населения, по размерам земельных владений, недвижимого имущества, наделов земли сельских обществ, числу волостей, оно колебалось в пределах 14—100 и более. Число губернских гласных составляло от 29 до 62.

       Число гласных от каждого избирательного съезда не должно было превышать суммарное число гласных от двух других съездов.

       Сроки, даты избирательных съездов назначались  министром внутренних дел по особому для каждой губернии расписанию.

       Не  могли быть гласными местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, стряпчие, чины местной полиции.

       Они, также члены судебных мест, чиновники  местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания не могли быть членами управ, что воплотило демократический принцип несовместимости в земствах выборной и административной должностей. Лишь управляющие местной палатой государственных имуществ и удельной конторой могли присутствовать в губернском земском собрании.

       Гласные избирались на три года. По статье 39 им «никаких служебных преимуществ не присваивается и содержание не полагается». Такой статус гласных отразил художник Г.Г. Мясоедов в известной картине «Земство обедает».

       В 1864 г. по итогам первых выборов дворяне  составляли 42,4%, крестьяне — 38% среди гласных уездных собраний. В губернских собраниях дворяне составляли 74,2% в 1865—1867 гг., а затем свыше четырех пятых, а купцы и крестьяне — лишь по 10%. И председательствовали в земских собраниях уездные и губернские предводители дворянства. Таков один из парадоксов, заложенных императорской властью в общественное земское управление. Во главе многосословного учреждения поставлено руководящее лицо односословного дворянского управления.

       Председатель  уездной управы утверждался губернатором, а председатель губернской — министром внутренних дел, что являлось одной из конкретных форм контроля со стороны власти. Эти чиновники имели право приостанавливать любые постановления управ. Для разрешения конфликтов между управой и губернатором было создано особое губернское земское присутствие во главе с тем же губернатором.

       Своеобразно, сложно решался вопрос об источниках средств на земскую деятельность. Власть не предоставляла им ни копейки. Она предусмотрела земское самофинансирование, установила дополнительно к государственный налогам и повинностям отдельные земские сборы и натуральные повинности, ограничила их объем относительно государственных налогов — более 60%.

       В соответствии с правилами составления  земских бюджетов доходная часть  формировалась на основе земского обложения населения, имевшего землю, промышленные, торговые заведения, другое недвижимое имущество. Предусматривались сборы с проходящих и проезжающих по земским дорогам, мостам, переправам; доходы от различных выставок, земских банков и займов, страховых компаний. Сборы, их размер учреждали земские собрания. Была пресечена попытка учреждать их управами. Постепенно сокращались натуральные повинности (благоустройство, содержание проселочных и других дорог, мостов, почтовая гоньба и др.), которые заменялись денежными. Земли крестьян были обложены земскими сборами вдвое выше, чем помещичьи.

       Примерно  половину расходов составляли обязательные: жалованье председателю, членам управ, канцелярские расходы, содержание мировых судов, юстиции, присутствий по крестьянским делам, налоговые выплаты в имперский и местный бюджеты и др. Так называемые необязательные расходы шли на земские медицину (8%), народное образование (5%) и другую деятельность, в том числе благотворительную. Малые, собираемые с трудом средства ограничивали земское управление, испытывавшее постоянный финансовый дефицит.

Информация о работе Земская и городская реформы 1860-1870-х годов – важный шаг превращения феодальной монархии в буржуазную